logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 321

эти коллизии так или иначе переживаются всеми подрост­ками, принимая порой форму пубертатной дисморфофо-бии'. Именно в этот период в качестве нелюбимых черт своего характера они называют физические параметры. Не случайно поэтому 30% американских девочек и 20% маль­чиков испытывают беспокойство по поводу своего роста, проявляют тревогу в связи со своей внешностью. Мальчи­ки и девочки демонстрируют специфическую тревогу, свя­занную с развитием гениталий. У мальчиков частым ис­точником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым часто ассоциируется мужественность, они проявляют живой интерес к развитию половых органов. Девочки больше озабочены ростом груди и запаздывани­ем менархе по сравнению со сверстницами. Показано, что 40% испытывают при этом негативные чувства, 10% про­являют положительные эмоции, а 50% девочек спокойно реагируют на первое появление менструаций.

Формирующийся образ тела по разному сказывает­ся на формировании самосознания девочек и мальчиков. У девочек раньше, чем у мальчиков, возникают сложные формы рефлексии, у них сильнее потребность во взаимо­понимании, раньше и сильнее обнаруживается интерес к внутреннему миру литературных героев, они считают себя в сравнении со сверстниками менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными, они в боль­шей степени, чем мальчики, ориентированы на словесное общение, а не совместную деятельность2. Наряду с этим у девочек этот образ более тесно связан с другими психоло­гическими представлениями о себе, а у мальчиков слабее. Так, девочки-подростки, считающие себя внешне мало­привлекательными, негативно оценивают и другие сторо­ны своего «Я». Мальчики могут негативно оценивать свою

Лебединская К.С. Ук. соч. 1 Голод С. И. Цит. по Исаев Д. Н., Каган В.Е. У к. соч.

11 Зах. 195

322 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

внешность и при этом высоко ценить собственные интел­лектуальные и социальные качества.

О психологии раннего и позднего созревания По данным психологов раннее половое созревание способствует преждевременному принятию социально одобряемого мировоззрения. Позднее половое созревание отрицательно сказывается на психологическом развитии мальчиков; в возрасте 33 лет мужчины испытывают такие же психологические трудности, что и в 16 лет. У девочек с поздним развитием все обстоит иначе. В основном про­блемы концентрируются на физических проблемах, не зат­рагивая психологических.

О некоторых аспектах полового развития подростков В этой области наибольшую известность приобрели исследования Кинзи (США)'. Его выборка испытуемых составила 6200 мужчин и 5800 женщин. Наряду с ним ши­рокую известность приобрели исследования Шоффилда (Англия). В его исследованиях участвовали 934 мальчика и 939 девочек в возрасте от 15 до 19 лет.

Первое, на что следует обратить внимание в поло­вом развитии - это обращение подростков к мастурбации. По данным названных авторов это занятие особенно рас­пространено среди мальчиков. В 12 лет с ней знакомы 20%, в 15 - уже 85%, а в 18 лет - 92%. Резкий скачок происходит спустя 2 года после начала пубертата. В 16 лет среднее число оргазмов при мастурбации составляет 3-4 раза в неделю.

У девочек картина несколько иная. В 12 лет она при­суща 12%, в 15 лет - 20%, а в 20 лет - 33%. В то же время следует заметить, что в семидесятые годы по сравнению с пятидесятыми-шестидесятыми частота занятий мастурба­цией практически удвоилась. Свидетельством тому дан­ные Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана, согласно которым в восьми-

Цит. поКонИ.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.