logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

5.1. Краткая психологическая характеристика возраста

Закончилось дошкольное детство. Именно в этот период шло формирование базовых личностных образо­ваний. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Это хорошо по­нимали священники, когда говорили: «Оставьте мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно». Хороший дошколь­ный воспитатель может дать прогноз развития своего вос­питанника: какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником'.

Со вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Чем различаются для него эти две эпохи? Л.С.Выготский говорил, что расставание с дош­кольным возрастом - это расставание с детской непосред­ственностью (см. симптомы кризиса 7-и лет)2. Как бы разви­вая эту мысль, другой, уже американский психолог, Р.Берн предупреждает, что, попадая в школьное детство, ребенок попадает в менее снисходительный, а значит, более требова­тельный и жесткий мир. Ребенку уже самому нужно разби­раться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему

' Берне Р. Ук. соч. 2 Выготский Л.С. Ук.соч.Т. 4.

244 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает". Для него впервые открывается принципи­ально новый вид деятельности - учебная деятельность.

Нужно иметь в виду еще одно обстоятельство. Про­цесс физического развития в младшем и среднем школь­ном возрасте несколько замедляется, подготавливая почву для своего резкого ускорения в подростковом возрасте. Кстати, если бы темпы роста детей после их рождения со­хранили бы темпы роста внутриутробного развития, то к 20 годам рост составил бы 6,1 метра, а вес равнялся бы весу земного шара. В то же время в этом возрасте отмечает­ся наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрос­лого человека в 5 лет до 95% в 10 лет2. Усиливается специа­лизация полушарий головного мозга. Несовпадение в тем­пах роста костей и мышечной ткани - первые развиваются интенсивно, а вторые медленнее, опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими - все это является причиной плохой координации движений, быстрой утом­ляемости, нарушения осанки младших школьников. Это истощает силы ребенка, приводит к ослаблению нервной системы, росту утомляемости, беспокойства и, в конечном счете, снижает его возможности в опоре на ранее приоб­ретенные психологические образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.

Нам уже известны психологические приобретения дошкольного детства. Это развитое воображение, образ­ное мышление, формирующаяся «внутренняя позиция» ребенка, в которой отражается его новое «взрослое» по­ложение, самосознание.

Все эти приобретения в своей совокупности составля­ют основу произвольности- важнейшего психического свой-

' Берне Р. Ук. соч. 2 Флэйк-Хобсон К. Ук. соч.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 245 ства, обусловливающего произвольный характер протека­ния познавательных процессов и поведения ребенка. Под­черкнем, что произвольность еще только формируется, и в значительной мере готовность ребенка к школе зависит от • степени ее сформированное™ как психического свойства.

Но вот ребенок перешагнул порог школы и действи­тельно столкнулся с менее снисходительными условиями жизни. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Поэтому так важно иметь представ­ление об этом периоде, т.к. неблагоприятное его протека­ние для многих детей и их родителей становится началом разочарований, причиной конфликтных ситуаций и, на­конец, походов к врачу.