logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

5.2. Адаптация первоклассника к школе

Резкая смена социально-психологических условий жизни ребенка, столь же резкий рост физических, эмоцио­нальных и интеллектуальных нагрузок, безусловно, отра­жается на физическом и психическом состоянии перво­классника. Факторы воздействия школы на ребенка мно­гообразны. Это - 1) неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отношение педагога;

3) смена коллектива; 4) неприятие ребенка школьным ко-оллективом'. Оценивая влияние школы на физическое, неврологическое и психическое здоровье детей большин­ство авторов подчеркивают достаточно выраженные из­менения в нервной системе, соматовегетативных отноше­ниях2, психической сфере3.

' Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л.: Ме­дицина, 1984.

2 Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988.

3 Ковалев В.В. Семиотика в диагностике психических заболева­ний у детей и подростков. М., 1985.

246 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

С физиологической точки зрения процесс приспособ­ления ребенка к школе проходит 3 этапа'.

Первый из них - ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакци­ей и напряжением всех своих систем - это этап «физиоло­гической бури», продолжительность которого 2-3 недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и «в долг берет», что свидетельствует о чрезвы­чайно высокой «цене» уплачиваемой им.

На втором этапе «буря» начинает стихать, а «цена» снижается. Отмечается неустойчивое приспособление орга­низма, находятся какие-то оптимальные варианты реак­ций на эти воздействия.

На третьем этапе организм находит наиболее под­ходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую не­дели. Окончание его приходится на 10-15 октября.

Что же конкретно происходит с организмом в пер­вые недели обучения?

Прежде всего, отмечается низкий уровень и неустой­чивость работоспособности, напряжение сердечно-сосуди­стой системы, симпатоадреналиновой системы, низкие показатели координации различных систем организма между собой. Если сравнить эти воздействия с воздействи­ями на организм взрослого, то это примерно соответству­ет действию невесомости на космонавта. Не случайно, по­этому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пя­той-шестой неделе обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма.

Безруких М.М„ Ефимова С.П. Ук. соч.

___Глава 5, Психическое развитие детей младшего... 247

Наряду с психофизиологической адаптацией происхо­дит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Исследования Э.М-Александровской показали, что только 56% детей обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляют дети с неустойчивой адап­тацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, и 14%-дети с нарушениями форм социально-психологической адап­тации, выражающейся в плохом усвоении учебной програм­мы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследо­ваниями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его лич­ностными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих так называ­емый гармонический тип, только 35%. Эти дети не испыты­вают трудностей в обучении, хорошо овладевают програм­мой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане - это интеллектуальные, общительные и уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем'.

Приведенные данные позволяют рассматривать по­ступление в школу как фактор дезадаптации. С этой точ­ки зрения интересны данные Т.Н.Осипенко о динамике неврологического и психоэмоционального состояния де­тей от 3-х к 7-и годам (табл. 12)2.

Таблица 12

Динамика неврологического и психоэмоционального состояния

Средний неврологический

Згода

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

3.5

3.3

3.6

3.8

9.1

Александровская Э. М. Личностные особенности младших школь­ников в норме и при пограничных нервно-психических расстрой­ствах. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н.Л., 1985.

2 Осипенко Т.Н. Ук. соч.

248 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Очевидно, что поступление в школу сказывается на нервно-психическом состоянии ребенка самым неблагоп­риятным образом. Остановимся на некоторых фактах не­рвно-психической дезадаптации первоклассника. Функци­ональные нарушения центральной нервной системы в виде неврологических реакций отмечаются у 70% школьников'. При этом чаще всего регистрируются: астенический синд­ром (53%), проявляющийся в повышенной истощаемости и утомляемости организма, снижении порогов чувстви­тельности, неустойчивом настроении и нарушении сна; ги­пердинамический синдром (39%), выражающийся в дви­гательном беспокойстве, неусидчивости, эпизодической агрессивности; соматовегетативные расстройства (39%), для которых характерны головные боли, боли в области сердца, живота и т.д.; наконец, реакции страха (19%). У трети первоклассников появляются вредные привычки -сосание пальца, обкусывание ногтей.

Важно отметить различное протекание процесса адаптации к школе у мальчиков и девочек. Показано, что хуже адаптируются к школе мальчики, нежели девочки. Например, к концу учебного года утомляемость у маль­чиков в 8-10 раз выражена больше, чем у девочек. Учите­лям и родителям нужно иметь в виду, что более успешно выполняются задания, если они воспринимаются ребенком как соответствующие его полу. Например, интерес к ре­шению трудных задач у мальчиков выше при материаль­ном, а у девочек - при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки - в смешанной по полу группе. Уровень притязаний у маль­чиков выше, они более автономны, и как бы запрограм­мированы не любить поощряемые взрослыми виды дея­тельности. Если мальчики в ответ на фрустрацию (препят­ствие получить желаемое) чаще реагируют уменьшением

Школа и психическое здоровье учащихся. М., Медицина, 1988.