Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
Косинова В. В. (г. Москва)
На современном этапе развития общества все интенсивнее выступают на первый план вопросы, связанные с психическим здоровьем человека.
С психолого-социальной точки зрения это обусловлено тем, что данный период рассматривается как эпоха формирования особого типа сознания, в основе которого лежат жестокость и насилие, которые непосредственно ведут к возникновению психологических проблем, проявляющихся, в первую очередь, у детей и связанных с их страхами и тревогами.
В психологической науке вопросы тревожности и страхов рассматриваются в рамках более широкой проблемы психических состояний, эмоций и чувств (К. Изард, С. Кьеркегор, Э. Клапаред, П.К. Анохин, Н. Д. Левитов и др.).
Непосредственно описывающими психолого-коррекционные особенности детских страхов и тревожности являются исследования А И. Захарова, A.M. Прихожан, В.М. Астапова, Дж. Тейлора и др.
На современном этапе изучения данных проблем остаются нерешенными вопросы комплексной психодиагностики причин возникновения детской тревожности и страхов и определения психокоррекционных подходов работы.
С нашей точки зрения, из всего многообразия психодиагностических методик следует, акцентировать внимание, прежде всего, на бланковых тестах, в частности опроснике Ч. Спилбергера для оценки тревоги/тревожности у детей, тесте тревожности R Тэммла, М. Дорки и В. Амен, шкале явной тревожности А. Кастанеда, В. МакКандлесс, Д. Палермо (вариант адаптированный A.M. Прихожан), а также тестах предназначенных для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, шкале оценки значимости эмоций, методик направленных на выявление личностно-типологических характеристик ребенка, а также проективных тестах для выявления неосознаваемых эмоционально-волевых проявлений личности ребенка.
Особое значение в психокоррекционной работе с нашей точки зрения, следует уделять игровым техникам, в частности использованию структурированной игры для преодоления страха похищения, сфокусированной игре визбавлении от страха разлуки,а также технике игры в «Закорючки», как методу, сочетающему в себе элементы не только психокоррекционной работы, но и психодиагностической. Использование данных техник позволяет психологу проникнуть в сущность проблемы ребенка, подняться до уровня связанных с нею чувств, разобраться втом, как ребенок организует внутренние страхи и понять, насколько ребенок зажимает или блокирует свои чувства.
Таким образом, можно сказать, что эффективность психо-диагностико-коррекционной работы зависит, с одной стороны, от профессионализма и опыта работы психолога, а с другой - от уровня понимания родителями важности и значимости данных проблем ребенка и их личностного участия.
133
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Генезис, структура и функции современного мифосознания
Косое А. В. (г. Калуга)
Мифосознание- способ освоения действительности играет важнейшую роль в культуре, особенно в культуре традиционного типа, являясь первичной и универсальной формой человеческого сознания, его основой и характеризуясь смутностью, неясностью, отсутствием абстракций и формальной логики, непосредственным отражением реальной бесконечности и мира в целом. Чаще всего мифосознание проявляется через мифологемы - особые, «внутренние» образы, несвязанные напрямую с восприятием внешнего мира и основывающиеся, в первую очередь, на коллективном бессознательном, содержание которого (по К.Г. Юнгу) представлено архетипами, как праформами человеческого поведения и мышления, «первобытными образами», не прошедшими сознательную обработку. Мифосознание легко и естественно разрешает проблему актуализации содержаний коллективного бессознательного. Соотношение между архетипом и мифологемой аналогично соотношению общего и единичного (одна природа -разные уровни). Социальный миф рассматривается нами как антропоцентрическая, семиотическая, лингвистическая системы во взаимоотношениях различных социальных групп и взаимодействии групповых и личностных мифов, являющаяся основой для мифосознания. В ходе исследования роли современного мифосознания, выяснения его особенностей, сущности, структуры, логики, механизмов развития и функционирования, производился анализ взаимообусловленности этнической ментальное™ и мифосознания. Проблема ремифологизации особо актуальна в связи с попытками сознательного анализа мифов, трансформирующихся и сублимирующихся в иные формы познания мира, миропонимания и мироощущения.
Наше исследование мифосознания основывается, в первую очередь, на положении о том, что миф является коммуникативной системой, представляющей собой форму как один из способов означивания, причем важен не предмет сообщения, а форма: формальные границы мифа существуют, а субстанциональных границ нет, поэтому мифом может стать все что угодно, к тому же, суггестивная сила мифа беспредельна. Мифосознание воспринимает мифическое (не обязательно устное) сообщение,т. к. сущность мифа при принятии его мифосознанием не определяется содержанием повествования и его материальным носителем (хотя в перцептивном плане изображение и письменное сообщение воспринимаются по-разному, зрительный образ - многовариантен).
Мифосознание функционально помогает человеку-носителю ориентироваться в пространстве, в первую очередь, информационном, т. к. суть мифа в превращении истории в природу (процесс естественный в глазах потребителя мифов, воспринимающего его не как семиологическую, а как индуктивную систему), поэтому всякая семиологическая система - система значимостей, а потребитель мифа принимает значение за систему фактов, и миф воспринимается как система фактов, будучи на самом деле семиологической системой. Задача мифа (в рамках мифосознания) - в придании
исторически обусловленным интенциям статуса природных, превращение исторически преходящего в вечное. Потребность ориентироваться как в объективной, так и во внутренней психической реальности, субъективно ощущается индивидом как потребность в наведении и сохранении «порядка» в духовной жизни, обеспечивающегося, В свою очередь, организацией в иерархическую систему по степени субъективной значимости, относительно некоей высшей ценности элементов духовной жизни человека. Эта система - субъективно-личный смысл бытия, причем достижение или сохранение главного ориентира системы - личная цель, при исчезновении или обесценивании которой начинается распад всей системы ценностей, включающий механизмы неосознаваемой психологической защиты.
Мифосознание демонстрирует относительность восприятия реальности через ограничение сущего его противоположностью, используя символы и метафоры для конкретизации смысла, секуляризируя, персонализируя и инсценируя свою основную идею, становясь общепонятным и общедоступным, порождая чувство общности, укрепляя чувство идентичности, фиксируя моральные ценности; объясняя в строении мира то, что наука пока объяснить не в состоянии.
Мифосознание обладает уникальными свойствами в связи с тем, что миф имеет отношение к реальности, эмоциональное в его содержании доминирует над логическим, структура его сходна со структурой научной теории и сохраняется даже при радикальном изменении содержания, формой проявления мифа в обществе является идеология и теория, претендующая на научность. СМИ часто являются инструментом внедрения мифа в сознание общества на этапе разрушения социальной нормы, а на этапе закрепления новой социальной нормы к ним присоединяются институты образования. Миф обладает особым полифункциональным языком и приобретает особую силу влияния в обществе в переломные моменты истории, становясь выразителем коллективных желаний, хотя он и ограничен территориально, функционируя только в рамках определенного топографического и смыслового пространства.
На понимание феномена мифосознания современного человека достаточно сильный отпечаток накладывает происходящий прорыв в неизведанное в сфере культуры. С помощью манипуляций образами человек пытается осмыслить индивидуальные и коллективные психические феномены, а, т. к. миф - история в символах, то переживания группы и индивида представлены в мифах символическими средствами, в мифотворчестве выражается процесс осознания, а в мифах- индивидуальная и коллективная психология. Осознаваемые элементы менталитета тесно связаны с областью коллективного бессознательного. Личность проявляет свои сущностные начала и специфические способности в сферах практики, организованной в ритуальную деятельность и ментальное™, оформленной в мировоззренческую систему.
Присутствует связь между характером мифологической идентификации и типом модели межличностного оценивания, а уменьшение значимости для сознания человека традиционной культуры, определенных реалий пространства и интенсивности их использования лишает мифосознание адекватной модели поведения, приводя к личностной дестабилизации.
134
з-н
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.