logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 179

правильную систему воздействий на ребенка. Поэтому преж­де чем отвечать на вопрос: «Как защитить своего ребенка от самих себя, если сознательная воля и сознательное уси­лие оказываются бессильными?», следует выяснить, каково содержание этих бессознательных фоновых воздействий.

«Сильнее всего, как правило, воздействует на ребенка жизнь, которую не прожили родители, - отвечает К.Юнг и поясняет: «речь идет о таком отрезке жизни, от которого ... родители увильнули и при возможности воспользовались для этого неким подобием святой лжи»'. Иными словами речь идет о тех событиях, состояниях, мыслях и т.д. которые в силу своей неприемлемости были подавлены, вытеснены в бессоз­нательное, что действует оттуда, словно пятая колонна, не­зависимо от сознательной воли родителей. Единственно вер­ный способ решения обозначенной проблемы - это ясное, незамутненное самосознание самих родителей. К сожалению, все мы очень далеки от того родительского состояния, когда наше самосознание было бы таковым. Не случайно, К.Юнг дал весьма нелицеприятную характеристику родителям как воспитателям: «это самые обыкновенные некомпетентные ро­дители, которые очень часто на протяжении половины или даже всей жизни остаются во многом детьми»2. Согласись, читатель: король то оказался голым! Мера воздействующе­го бессознательного родительского фона тесным образом связана с мерой сознательного начала в психике родителей. Чем сильнее в человеке личностное начало, чем больше мас­штаб его личности, чем больше она определена, тем менее психика человека носит бессознательный характер.

Иными словами, если мы хотим воспитать личность, мы сами должны ею быть. И только от нас, родителей, зависит степень чистоты или замутненности нашего само­сознания, а, значит, и степень принятия самих себя и как

Там же.

2 Юнг К. У к. соч. С. 187.

180 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

следствие своего ребенка. Идя навстречу собственным про­блемам, решая, а не загоняя их в бессознательное, мы тем самым решаем проблемы своих детей, не способствуем их трансляции из поколения в поколение.

Итак, нам стали понятны причины «беззащитности» ребенка перед лицом родительских влияний; нам откры­лась бессознательная природа этих влияний, а с нею стали очевидны проблемы, встающие перед родителями; нам удалось найти подход к решению этих проблем. Однако все это - ответы на первый, поставленный нами вопрос в начале этого параграфа. Пока не найден ответ на другой вопрос: почему эти воздействия и впечатления ребенка с ними связанные столь устойчивы, что заставляют психо­логов признать факты формирования базисных личност­ных образований в столь раннем возрасте?

В свете сказанного выше становится понятным, что сознание ребенка развивается из бессознательного состо­яния, оно всплывает из него как «новый остров, рождаю­щийся из глубин моря». Поэтому и все воздействия, эле­ментарные и глубокие, тоже бессознательны. Но если они бессознательны, то они никогда и не осознавались, а зна­чит и не подвергались, каким бы то ни было изменениям, поскольку то, что бессознательно, всегда остается неиз­менным. Поэтому самые первые впечатления ребенка, бес­сознательные по своей природе, оказываются самыми силь­ными, чреватые последствиями в последующей, в том чис­ле и сознательной жизни. Поэтому, если мы хотим добиться каких-либо изменений в ребенке, равно как и у родителей, необходимо довести бессознательное содержание до уров­ня сознания. Становится понятным и то, почему даже бо­лее сильные впечатления в сознательной жизни затушевы­ваются и меркнут перед этими ранними детскими пережи­ваниями. Только лишь потому, что они сознательные, а, следовательно, управляемые, поддающиеся воле сознатель­ного человека.