Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
Косова Н. Н. (г. Калуга)
В период беременности жизнь женщины обусловлена, прежде всего, наличием измененных состояний сознания, и ментальность ее весьма метафоризирована, мифологична. При анализе жизненных сценариев сама личность рассматривается в динамике жизненного пути, а жизненный путь рассматривается в контексте образа жизни. Сценарий может реализовываться бессознательно или осознаваться случайно, причем могут воспроизводиться типические формы поведения, характерные для социальной группы (сценарии передаются из поколения в поколение). Описаниежизненного сценария весьма метафорично, как и мировоззрение - каждая мысль - метафора, притом, что суть метафоры - в понимании и объяснении одних вещей в терминах других. Сказка (как одна из стратегий, активно применяющая метафоры) вызывает ресурсное состояние покоя, помогает вывести человека из его «ожидаемой сейчас» реальности. Сказки и мифы несут в себе большое число личностных проекций, позволяющих диагностировать и корректироватьличностныеособенности, стратегии и модели поведения. Личностные мифы и сказки - рефлексируемый личностью срез человеческого опыта, фиксирующий смыслы, ценности, идеалы модели, стратегии и формы поведения.
В группах беремен ных жен щи н (укомплектован ых случайным образом) не наблюдалось ни сколько-нибудь значимой сплоченности и сопереживания к оказавшимся в одной группе. Большинство было весьма невосприимчиво к сведениям в лекциях психолога и интересовалось только утилитарными вещами. В динамике личностных изменений отмечалась инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности. Большинство женщин было чувствительны, напряжены, переутомлены, истощены эмоционально. Т. о., очевидно использование мифов, как средства оптимизации психического состояния женщин в период беременности, с учетом специфики использования оптимизацирующего и развивающего потенциала личностных мифов и сказок.
В большинстве рисунков отразились в стилизованной манере отношения в диаде «мать-дитя», причем поразителен очевидный контраст между несомненной тяжестью состояния беременных, медицинскими характеристиками и содержанием рисунков большинства женщин. Большей частью женщин собственное состояние оценивалось весьма индифферентно, особо подчеркивались лишь специфически женская функция деторождения и смутность собственных самоощущений. Беременность, как процесс и состояние, связывается с неким внутренним переворотом, трудно и непонятно как происходящим. Ребенок большинством опрошенных оценивается как нечто желанное, хорошее, маленькое, весьма «громкое» и «сложное».
Полученные нами результаты позволили говорить о предпочтении определенных цветов (желтый, фиолетовый, красный). Женщины, выбравшие желтый цвет, свободно фантазировали и сочиняли сказки,хотя в реальности они часто неприспособленны и
непрактичны, мечтательны, надеются на светлое будущее. Женщины, выбирающие фиолетовый цвет (с богатым внутренним миром, легкой возбудимостью и внушаемостью), чаще других нуждались в поддержке, поощрении и подбадривании. Женщины, выбравшие красный цвет, живые, часто неуправляемые, стремящиеся к наивысшим результатам, с трудом признаются в ошибках, тяжело переживают неудачи, в отношении будущего ребенка более жестки.
Сказка большинством опрошенных воспринимается позитивно, и основная ее идея - любовь, брак и семья, поиск цели жизни, своего места в мире, миссии. Один из самых распространенных мотивов - мотив создания семьи, улучшения взаимоотношений в семье, все потенциальные направленности - на ребенка. Отношение к окружающим и самому себе: женщины, чаще всего, - «созидатели». Актуализированные чувства: все положительные эмоции (радость, любовь, счастье). Образы и символы в сказках - неопределенность, символы-аллегории, образ «ребенка в будущем» (нацеленность на «миссию»- мечту родителей). В большинстве своем сюжеты сказок оригинальны.
Нами была выявлена специфика указанных состояний, изучены механизмы коррекции психического состояния женщин в период беременности, определены особенности личностных мифов и сказокженщин в период беременности, обнаружен развивающий и установлен их креативный потенциал, разработана и апробирована экспериментальная программа коррекции психических состояний, выявлена динамика изменений психического состояния женщин в период беременности при освоении указанной коррекционной программы, которая включала в себя: идентификацию со сказочным героем, диагностику несказочно-личностных проблем; метафори-зацию проблемы; упражнения на рефреминг метафор различных состояний, медитативную сказку.
Таким образом:
вербализация собственного отношения к миру в виде личностных сказок и мифов объясняет необходимость коррекциипсихического состояния женщин в период беременности иоказывает существенное влияние на изменение психическогосостояния;
возможности личностной мифологизации для коррекциипсихического состояния определяются ее ценностноориенти-рованным и самореализационным потенциалами, обеспечивающими социализацию и личностное развитие;
психологическими условиями коррекции психического состояния женщин в период беременности посредством вербальноймифологизации являются: использование механизмов идентификации, рефлексивного принятия и освоения социальныхролей, интериоризации и экстериоризации, сдвига мотива нацель; реализация личностного подхода в процессе коррекциипсихического состояния (при ориентации на общечеловеческиеи национальные ценности).
Является очевидной необходимость разработки и реализации инновационных программ коррекции психического состояния женщин в период беременности с учетом ценностно-ориентационных, идентификационных, развивающих потенциалов личностных сказок и мифов (при освоении программы «Коррекция психического состояния женщин в период беременности», способствующей социализации и личностному развитию).
135
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Психологические проблемы безопасности при автоматизации современной техники
Костин А. Н. (г. Москва)
Классическая инженерно-психологическая проблема - распределение функций между человеком и автоматикой - обостряется при определении стратегии автоматизации при создании сложных технических объектов. Тенденции в этой области, обусловленные бурным развитием компьютерных средств, выражаются в стремлении разработчиков к максимальному повышению степени автоматизации с переходом в пределе к полностью автоматическому и даже беспилотному управлению техникой.
Стратегия автоматизации главным образом определяется тем или иным принципом распределения функций между человеком и автоматикой. В отечественной инженерной психологии классическим считается принцип активного оператора (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, 1971). Однако возрастающая сложность создаваемой техники приводят к необходимости поиска новых решений. К характеристикам этой сложности, прежде всего, следует отнести свойство потенциальности сложных крупномасштабных технических объектов. Выражается оно, в частности, в возможности возникновения непредвиденных ситуаций управления из-за многообразия, непредсказуемости, нелинейности и опосредованности межсистемных взаимодействий,! е. связей между различными системами объекта. Существование таких ситуаций приводит к новому виду отказов, который связан не с реальными поломками техники, а с неадекватной работой автоматики при диагностике бортовых систем.
Реализация управления в этом случае возможна путем резервирования автоматики оператором на основе использования им критериев другого рода - не количественных, а качественных критериев оценки надежности, позволяющих проводить целостный анализ возникающих ситуаций. Но даже профессионалам высокого класса это иногда не удается. Поэтому человек не всегда способен выполнить функцию по резервированию автоматики в изначально неизвестных и неопределенных ситуациях, нелинейных и неустойчивых процессах межсистемного взаимодействия.
Выходом из ситуации может быть реализация обратной функции - резервирования оператора автоматикой, которое может быть реализовано посредством принудительного повышения степени автоматизации, целью которого должно являться, прежде всего, обеспечение безопасности. Повышение степени автоматизации, освобождая оператора от функций по управлению, тем самым предоставляют ему возможность для более полного и детального анализа ситуации. И если ситуация разъясняется, то оператор осуществляет переход обратно к полуавтоматическому режиму управления, если же нет- контролирует ход автоматического режима.
Изложенная стратегия гибкого изменения степени автоматизации процессов управления фактически выражает новый принцип решения проблемы распределения функций- принцип взаимного резервирования оператора и автоматики (А.Н. Костин, 1991,1996).
Особенности восприятия болезни подростками с сахарным диабетом
Костюнина О. В. (г. Москва)
Восприятие болезни, связанных с диабетом осложнений и его лечения может оказывать выраженное влияние на эмоциональное состояние, способность регулировать заболевание, эффективность участия подростка в контроле уровня сахара крови. Многие больные не полностью представляют серьезность диабета и его влияние на качество жизни.
Целью настоящего исследования являлось сравнительное исследование эмоционального, когнитивного, уровней восприятия болезни у подростков с впервые выявленным, а так же с протекающим свыше трех лет сахарным диабетом I типа. Диагностика уровней восприятия болезни осуществлялась с применением опросника «Представления о болезни при диабете» Т. Скиннера, адаптированного В. М. Ялтонским Обследовано 30 подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом в возрасте 13-16 лет, находившихся на стационарном лечении. Первую группу составили 14 подростков, с впервые выявленным сахарным диабетом. Во вторую группу вошли 16 подростков, с длительностью заболевания свыше 3-х лет, с неоднократными плановыми госпитализациями.
Эмоциональное реагирование на болезнь было более интенсивным у подростков первой группы, по сравнению со второй (р<0,001). Мысли о диабете вызывали у подростков, беспокойство, раздражение, страх, подавленность. Подростки первой группы, с недавно выявленным сахарным диабетом I типа статистически достоверно выше воспринимали свою способность контролировать болезнь, чем подростки второй группы с многолетним течением заболевания (р<0,001). Аналогичная закономерность отмечена и в отношении восприятия болезни как угрозы здоровью.
Подростки, страдающие диабетом свыше 3-х лет, статистически достоверно чаще воспринимают диабет как заболевание, которое, скорее всего, будет продолжаться всю жизнь (р<0,001). Подростки первой группы, в большинстве своем воспринимают диабет как заболевание хроническое (86 %), как пожизненное условие (64%), но надеются, что прогресс в лечении позволит им в будущем выздороветь. Среди подростков, страдающих диабетом свыше 3-х лет, 76 % полагают, что диабет является для них пожизненным условием (в сравнении с 64 % в первой группе).
Подростки с недавно выявленным диабетом считали, что он представляет угрозу для их здоровья в будущем (р<0,005). Восприятие эффективности проводимого лечения было умеренным в обеих группах, но статистически достоверно более высоким среди подростков первой группы (р<0,005).
Подростки с недавно выявленным диабетом выше оценивали собственную эффективность предупреждения осложнений болезни, чем подростки с многолетним течением заболевания (р<0,001).
Среди причин, повлиявших на возникновение болезни, подростки с недавно выявленным диабетом статистически достоверно чаще называли причины, связанные с загрязнением окружающей среды, созреванием организма (взрослением), особенностями своей личности. Подростки, болеющие диабетом свыше 3-х лет, статистически достоверно чаще считают причиной своей болезни «роковую» случайность, неправильное питание, тяжелое вирусное заболевание, которое предшествовало диабету.
136
з-н
Таким образом, можно говорить том, что подростки с недавно выявленным диабетом связывают возникновение у себя заболевания не только с внешними (по сравнению с подростками, болеющими более 3-хлет), но и с внутренними (эмоциональными, личностными) причинами.
Результаты исследования восприятия болезни свидетельствуют о том, что подростки с впервые выявленным диабетом, по сравнению с подростками с многолетним течением заболевания, серьезнее оценивают диабет как угрозу своему здоровью, более интенсивно эмоционально реагируют на появление у них болезни и воспринимают болезнь как хроническое заболевание, но оптимистически надеются на выздоровление в будущем. Они выше оценивают собственную способность контролировать болезнь, более высоко оценивают эффективность проводимого лечения и эффективность предупреждения осложнений болезни.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.