logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

2.4. Начало развития языка и речи

Хотя в младенческом возрасте дети не владеют речью, именно в этот период закладываются ее основы. Трудно переоценить значение речевого развития ребенка. Язык -это важнейшее средство связи между ребенком и окружа­ющими его людьми. Язык - это ведущий фактор умствен­ного развития ребенка. Язык - это эффективный инстру­мент социализации ребенка, становления личности, выра­жения его индивидуальности. Вопрос о становлении языка и речи ребенка один из интереснейших вопросов его пси­хического развития.

Становление речи ребенка обусловлено действием врожденных биологических детерминант и сложным влияни­ем среды, причем на ранних этапах онтогенеза ведущая роль принадлежит врожденным детерминантам. В свою очередь влияния среды обусловлены наличием у ребенка потребно­сти в общении и активной деятельностью взрослого.

О наличии врожденных механизмов говорят факты сходства физических характеристик акустических сигна­лов новорожденных разных национальностей, а также наличие общей для разных языков закономерности сме­ны стадий в развитии вокализаций. Обнаружено и раннее специфическое влияние языковой среды еще на доречевой стадии развития.

Доречевой или «безъязычный» по Л.С.Выготскому этап развития приходится на первый год жизни ребенка и характеризуется взаимодействием образного и эмоцио­нального компонентов, обусловленные действием право-полушарных и подкорковых механизмов головного моз­га'. Это - период восприятия ребенком голосовых и эмо­ционально-чувственных реакций окружающих, этап