Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
Кожухарь Г. С. (г. Москва)
«... во имя терпимости следует провозгласить право
не быть терпимыми к нетерпимым».
К. Поппер.
Вопрос об отношении мысли к слову может быть отнесен к «вечным» актуальным проблемам, поскольку в наш динамичный век происходит интенсивное изменение этого развивающегося процесса. Слово как элемент языка всегда обозначает известную вещь, признак или отношение, а язык, состоящий из системы сложных кодов, вводит обозначаемую вещь в систему связей и отношений (А.Р Лурия), поэтому важно понять, как «мысль совершается в слове» (Л.С. Выготский). Действительно, язык и его речевые проявления используются людьми для выражения смысла, отражения состояния сознания, проявления психологического содержания внутреннего мира человека (Т.Н. Ушакова, 2003).
В обозначенном контексте актуальным представляется исследование психологического смысла, связанного с активной и широкой экспансией нецензурной лексики (далее в тексте используется сокращение - НЛ) во все слои общественной жизни, и, в частности, в разговорную речь практически всех слоев населения. Существенное снижение «порога допустимости» использования нецензурной лексики в литературных текстах, спектаклях, операх, в шоу-бизнесе и обыденной речи приводит к постепенной дета-буизации психологического содержания, которое традиционно приписывается семантике и экспрессии обсценных слов и выражений, еще недавно считавшихся недопустимыми в цивилизованном общении. Соответствующиеассоциации, выраженное негативное отношение, цинизм, непристойность и грубость, стремление унизить и оскорбить партнера - вот далеко не полный перечень значений и смыслов, связанных с НЛ.
Данной лексике и соответствующей жестикуляции на уровне межличностного общения характерно выражение агрессивной вульгарности, переступание черты нормативного поведения, стремление вызвать резкую фрустрацию у того, кому они предназначены, оскорбить достоинство другого человека (B.C. Мухина, К.А. Хвостов).
Полифункциональность НЛ признается всеми авторами, занимающимися данной проблемой в рамках филологии, психолингвистики, психологии. Применение НЛ может быть адресным, персонализированным. В этом случае главная функция использования НЛ связана с целью оскорбления, унижения, опорочивания адресата речи, выступления против кого-либо. При безадресном применении НЛ наиболее часто, по мнению многих исследователей, реализуются следующие функции:
а) идентификация с группой и принятие группой как «своего»;
б) протестность против социальных нормативов, бравада свободой и вседозволенностью;
в) повышение экспрессивности речи;
г) средство разрядки психологического напряжения индивида;
д) замена междометных слов и слов-заполнителей речевых паузи некоторые другие функции.
110
з-н
Мы предположили, что проникновение НЛ в разговорную речь в качестве ее неотъемлемого элемента является симптомом возрастания влияния бессознательных компонентов внутренней, смысловой стороны речи («фоновых» или подавленных эмоций, чувств, аффектов) и можетинтерпретироватьсякакусилениеинтолерантности, агрессии и насилия в обществе. Проведенное исследование связи некоторых коммуникативных особенностей студентов-психологов (методики В.В. Бойко «Установка в общении», «Коммуникативная толерантность», «Способность к эмпатии», методика Г.С. Кожухарь «Межличностная толерантность»), механизмов психологической защиты (опросник Плутчика-Келлермана-Конте, адаптация Л.Р. Гребенникова, Е.С. Романовой) с особенностями восприятия употребления НЛ (авторская анкета), позволило выявить некоторые тенденции. Приведем только часть полученных результатов.
В исследовании приняли участие 75 студентов-психологов в возрасте от 19 до 21 года, обучающихся на третьем курсе факультета социальной психологии одного из ВУЗов Москвы. Из них всего 4 % (3 человека) составляют юноши, остальные - девушки в возрасте от 19 до 21 года. Употребляют НЛ 93,3 % опрошенных, соответственно, только 6,67 % указали, что вообще не используют данную лексику в своей речи. Семь человек (9,33 %) считают, что частота и интенсивность употребления НЛ никак не связана с усилением интолерантных тенденций в обществе (0 баллов из 10 возможных). Столько же студентов полагают, что между этими признаками существует максимальная зависимость (10 баллов из десяти возможных). В целом по выборке студенты оценили свою частоту применения НЛ на 2,6 балла (из 10). Взаимосвязь употребления НЛ и роста инто-лерантности, агрессии и насилия составляет, по мнению будущих психологов, 5,9 баллов (чуть более 50%). Возрастание частоты и интенсивности применения НЛ студентами прямо зависит от роста негативной установки в общении (г=0,278*) и усилении интолерантности (г=0,308*). Существует позитивная связь между оценкой частоты и интенсивности использования НЛ как симптома интолерантности, агрессии и насилия в обществе и ростом коммуникативной интолерантности (г=0,313**). Значимые корреляции обнаружены между общей напряженностью защит с самооценкой использования НЛ (г=0,270*), а также с оценкой НЛ как проявления интолерантности в обществе (г=0,278*). Одновременно возрастают коммуникативная интолерантность и оценка динамики использования НЛ в обществе за последние 5 лет в сторону увеличения. Полученные данные свидетельствуютотом, что студенты-психологи, употребляющие НЛ, оказались более чувствительны к ее восприятию в социуме как признака возрастания интолерантности в обществе. Иными словами, лица с высокой коммуникативной толерантностью оказались талера нтны к НЛ. Полученные данные позволяют, на мой взгляд, прогнозировать дальнейший рост частоты и интенсивности применения НЛ как неотъемлемого элемента обыденной речи.
Архетипы политической ментальное™ постсоветской эпохи
Козерь В. А. (г. Ростов-на-Дону)
Термин «ментальность» первоначально использовался для описания коллективных психических феноменов, главным образом, дописьменных эпох, а затем вошел в социологический и психологический словари в своем общем значении - «склад ума». Ментальность противопоставляется физиологической материи - мозгу, и в этом значении включает в себя как сознание, так и бессознательное индивида. Таким образом, понятие «ментальность» - шире понятия индивидуального бессознательного, сформулированного в психоанализе.
К.Г. Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, которое, по Юнгу, состоит из первичных психических образов или архетипов (буквально, «первичных моделей»). Эти врожденные идеи или формы идей предрасполагают индивидов воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Изучая коллективное бессознательное после завершения первой мировой войны и в период перед второй мировой войной, К.Г. Юнг наблюдал «в каждом простом немецком случае» действие архетипов, которые выражали первобытность, насилие и жестокость (К.Г. Юнг «Индивидуальная и массовая психология»). Таким образом, автор теории коллективного бессознательного и его архетипов использовал свою концепцию для анализа социально-политической ситуации в Германии в первой половине XX в. и сформулировал прогнозы, которые впоследствии подтвердились.
Более точно определить психическую сферу политических идей и настроений, на наш взгляд, позволяет термин «политическая ментальность». Под политической ментальностью в данном контексте понимается совокупность слабо дифференцированных политических идей, представлений, стереотипов, настроений и установок, исторически сформировавшихся в культуре данного общества.
Базовыми элементами политической ментальное™ являются архетипы, понимаемые как прообразы политических идей и идеологий. Архетипы политической ментальное™ находят свое воплощение в политических установках, т. е. готовности к определенному политическому поведению. Архетипическое содержание политической ментальное™ эмоционально заряжено и воспринимается как ценность.
В качестве архетипов господствующей политической мен-тальности постсоветской эпохи нами выделяются идеи нации, государства, империи, власти (силы, господства), армии и госбезопасности. Они выступают в качестве прообразов идеологии национализма/патриотизма, империализма, консерватизма. Носителями политической ментальное™ являются индивиды - от простых телезрителей до политических лидеров. Основными института ми политической ментальное™ в постсоветский период истории выступают национальные лидеры, государственная и военная бюрократия, партийные идеологи, СМИ, корпорация политтехнологов и политических публицистов.
111
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.