Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
Мансурова И. С. (г. Ростов-на-Дону)
Для изучения отношения к надежде нами была разработана анкета «Отношение к надежде», которая включает в себя следующие вопросы: «Перечислите все ассоциации, которые у вас вызывает слово «надежда»; «Что такое, по вашему мнению, надежда?»; «Какую роль играет надежда в жизни человека?»; «Как наличие или отсутствие надежды у человека сказывается на его жизни?»; «Как изменяется надежда с возрастом- от юности к старости?»; «Как значимое жизненное событие может повлиять на надежду?»; «Вспомните и опишите ситуацию в вашей жизни, когда вы особо остро чувствовали надежду, безнадежность или отчаяние»; «Подумайте о том, на что вы надеетесь в разных сферах вашей жизни. Составьте список ваших надежд, закончив предложение «Я надеюсь...».
Эмпирическим объектом исследования выступили 67 человек (32 мужчины и 35 женщин), которые были отнесены к трем возрастным периодам, согласно периодизации, предложенной В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым: юность, молодость и зрелость.
Отношение к надежде является результатом определенного жизненного пути личности и формируется под влиянием жизненных событий, отношений человека к своей жизни, под влиянием оценки и восприятия им своего прошлого, настоящего и будущего. Своеобразие отношения к надежде заключается в его социокультурной обусловленности. Надежда есть всегда некая совокупность человеческих отношений - отношений к миру, к самому себе, к другим людям, к жизни в целом. Отношение к надежде формируется, актуализируется у человека в результате пере-живания и про-живания им значимых жизненных событий, в результате осмысливания и пере-осмыливания своего жизненного пути.
В связи с этим, можно говорить о недостаточной сформированное™ осознанного, рефлексивного отношения к надежде на этапе юности. В юношеском возрасте отношение к надежде выражается в связи с такими феноменами как «вера» и «любовь» и включает в себя обобщенные позитивные представления о будущем. Юноши относятся к надежде как к ситуативной возникающему, динамичному эмоциональному состоянию.
Человек, находящийся на следующем этапе жизненного пути, этапе молодости, относится к надежде как к чувству, эмоциональному состоянию, придающему жизни смысл, являющемуся основанием человеческого существования. Надежда в представленияхлюдей на этапе молодости всегда связана сжелаемой целью, результатом; с препятствием, существующим на пути к достижению этой цели; а также с активностью, направленной на получение желаемого результата. Основные функции надежды на этапе молодости - стимулирующая, мобилизующая, актуализирующая, мотивационная.
По отношению к влиянию жизненных событий на надежду мнения молодых респондентов разделились. Одни считают определяющим влияние на надежду непосредственно жизненных событий:
негативные события «убивают надежду», позитивные- ее«рождают»;
негативные события «усиливают надежду» («пережив горе,человек все реже переживает отчаяние, надежда появляетсявсе чаще»).
290
з-н
Другая часть респондентов 20—29лет, более глубоко задумавшись над проблемой, делает акцент на субъективном восприятии жизненных событий («.. .события могут убивать или рождать надежды. Иногда это объективно (судимость может закрыть дорогу во властные структуры), но, зачастую, первичное значение имеет субъективная трактовка событий. Одно и то же событие может одними восприниматься как «начало конца», а другими-как временное препятствие»).
При описании значимой жизненной ситуации у респондентов, находящихся на этапе молодости, надежда почти всегда сопровождается чувством безнадежности и отчаяния. Респонденты описывают не конкретное событие, изолированное от социального контекста, а «череду жизненных событий», говоря о последствиях какого-то одного особо значимого события. Жизненные ситуации, в которых респонденты 20-29 лет ощутили надежду (или безнадежность), касаются:
здоровья (своего и близких людей);
поступления в вуз;
межличностной сферы (встреча с будущим супругом, расставание и пр.).
Отношение к надежде и ее функции на этапе зрелости также имеют характерные особенности. В жизни людей, находящихся на этапе зрелости, надежда играет очень важную роль. В зрелом возрасте человек относится к надежде как к глобальному феномену, являющемуся смыслом жизни и синонимом жизни в целом. Доминирующие функции надежды на этапе зрелости - смыслообра-зующая, компенсирующая, сдерживающая.
По отношению к влиянию жизненных событий на надежду мнения респондентов разделились. Одна часть респондентов убеждена в том, что жизненные события (как позитивные, так и негативные) незначительно влияют на надежду («только очень большое горе может повлиять на надежду, причем необязательно в сторону ослабления»). Другая часть респондентов отмечает позитивное влияние любых жизненных событий на надежду («любое событие только усиливает надежду»).
Значимые жизненные ситуации, актуализировавшие чувство надежды (или безнадежности) у респондентов зрелого возраста могут быть классифицированы на две основные группы:
жизненные события, касающиеся здоровья;
значимые события в жизни детей и внуков.Обращают на себя внимание два факта:
описание не единичного события, а целой жизненной истории;
сопряженность чувств надежды и безнадежности, их одновременное возникновение («.. .умирал больной - надежда,безнадежность и отчаяние были обнажены до предела»).
Критерии психологического отбора психолога-диагноста кадровой службы
Манухина С. Ю. (г. Москва)
Отбор персонала является одним из самых ответственных этапов в управлении кадрами в организации. То, как будет проводиться собеседования, на какиеаспекты соискателя будетобращено особое внимание консультантом, от того, что будет упущено, а что попадет в его фокус, зависит будущее не только самого претендента на вакантную должность, но и организации в целом.
«Я убежден, что самый ценный ресурс любой компании - это ее сотрудники. Соответственно, и подход к их подбору должен быть максимально взвешенным,» - говорит Крис Хамфри, консультант Assessment & Development Consultants Ltd (AD&C), Великобритания (R Крецул, 2005). Особенно это касается тех самых сотрудников, в прямой обязанность которых является отбор персонала и оценка эффективности его деятельности. Ведь оттого, кто стоит на «входе» в компанию напрямую зависит качество выпускаемого продукта и ее конкурентоспособность на рынке.
В настоящее время подбором и оценкой персонала занимаются специалисты самых различных профилей. При сборе данных для одного из наших исследований (Манухина С.Ю., 2006) мы столкнулись с несколькими их категориями: 1) люди с высшимтехническим образованием, переквалифицирующиеся в «специалистов, более подходящих им по духу», 2) специалисты с социологическим или экономическим образованием, в большинстве своем уверенные, что именно эта область знаний является основой для отбора персонала, 3) специалисты по кадровому делопроизводству, 4) выпускники кафедр или факультетов по направлению «управление персоналом» и 5) выпускники психологических факультетов. У каждой категории свое представление о подборе и оценке персонала, причем оно разница и внутри самой категории.
Такое неоднозначное представление специалистов о подборе и оценке персонала заставляет задуматься о качестве подготовленности специалистов, берущих на себя ответственность оценивать способности человека и рекомендовать его на определенную должность, а также указывает нам на отсутствие единого представления о самих критериях отбора специалистов, желающих заниматься подбором и/или оценкой персонала.
Таким образом, целью нашей работы стало выделение основных критериев для подбора специалистов-психологов, желающих заниматься подбором и/или оценкой персонала (в нашей работе мы называем их психологами-диагностами), а также изучение выраженности психологических характеристик, являющихся отличительной особенностью специалистов данного профиля.
Условно исследовательскую часть нашей работы можно поделить на две части: профессиографический анализ профессиональной деятельности психолога-диагноста и эмпирический исследование особенностей его психических характеристик. В первой части исследований применялись методы экспертной оценки и анализа литературных, нормативных и документальных данных. Общее количество экспертов составило 56 человек. Вторая часть исследования проводилась в режиме диагностического тестирования, где испытуемым, в общем количестве 81 человек, необходимо было пройти ряд методик, предложенных исследователем. Во всех исследованиях принимали участие специалисты, имеющие высшее психологическое образование, рабо-
291
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
тающие в сфере подбора и/или оценки персонала не менее двух лет В результате профессиографического исследования нами была построения профессиограмма психолога-диагноста и определены характеристики, отличающие успешного психолога-диагноста, а также выделены критерии, необходимые для отбора специалистов данного профиля, и касающиеся особенностей его профессиональной деятельности. В эмпирическом исследовании была изучена выраженность этих характеристик. Всего вэмпирическом исследовании применялось 14 методик, направленных на изучение выраженности показателей когнитивной, мотивационной, эмоциональной, личностной и ценностно-смысловой сфер.
Таким образом, при анализе результатов нашей работы были выделены критерии, необходимые для отбора психологов-диагностов и составлен профиль психических характеристик успешного психолога-диагноста (Манухина С. Ю., 2006). К основным критериям отбора были отнесены: образование специалиста (высшее психологическое с индустриальным или социальным профилем), понимание особенностей социальных взаимоотношений в среде «заказчик-психолог-клиент (респондент)», умение придерживаться психодиагностической позиции, Высокий уровень развития рациональной идентификационной эмпатии, средний уровень развития эмоциональной эмпатии, умеренный уровень выраженности личностной тревожности, средний уровень выраженности коммуникативной направленности (восприятие коммуникативной активности как средства профессиональной деятельности, а не как самоцель) и др.
обеспечивает высокую надежность соревновательной деятельности. Эффективная соревновательная деятельность отличается структурированностью и внутренней организованностью стилевых компонентов. Получены данные и о том, что формирование индивидуального стиля обеспечиваетобразование новой системы связей в структуре индивидуальности. Системное понимание детерминант надежности предполагает проектирование и реализацию системного подхода к психодиагностике и психологической подготовке спортсмена. Психологическая подготовка рассматривается нами как процесс гармонизации разноуровневых связей в структуре индивидуальности спортсмена, обеспечивающую высокую надежность деятельности в экстремальных условиях. Предлагаемая стратегия осуществима на основе реализации гуманистической личностно-развивающей образовательной парадигмы. Полученные данные могут быть положены в основу моделей психической надежности при отборе спортсменов для участия в ответственных соревнованиях. Предлагается комплекс мер по оптимизации соревновательной деятельности на основе применения индивидуализированных методов и форм психолого-педагогического воздействия с учетом структуры индивидуальности конкретного спортсмена.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.