Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
Махмутова Р. К., Мухордова О. Е., Шрейбер Т. В.
(г. Ижевск)
Одной из основных задач школьного обучения является активизация интеллектуального развития ребенка. В качестве психологической основы интеллектуального развития выступают не только система знаний, умений и навыков, но и способность ребенка принимать эффективные решения, самостоятельность в выдвижении идей и поиске информации, сформированность
296
з-н
интеллектуальных предпочтений, умение произвольно управлять собственной умственной деятельностью.
Именно на стимулирование интеллектуального роста личности направлен активный поиск инновационных форм и методов обучения, одной из которых может считаться олимпиада.
Институт педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского Государственного Университета совместно с Министерством образования и науки Удмуртской Республики ежегодно проводит Межрегиональную олимпиаду школьников по основам психологии и педагогики.
Целью олимпиады является выявление старшеклассников, склонных к занятиям психолого-педагогическими науками и стимулирование их научно-исследовательской и проектной деятельности.
В качестве задач можно выделить: организация интеллектуального общения учащихся, занимающихся исследовательской работой и формирование для них пространства содержательной деятельности; отработка преемственности средней и высшей школы, привлечение к работе сучащимися ученых; совершенствование профориентационной работы среди старшеклассников; формирование положительного имиджа профессии педагога, психолога, социального работника; создание технологии организации проектно-исследовательских работ школьников.
Олимпиада проводится на основе общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по курсам «Биология» (раздел «Анатомия и физиология человека. Человек и его здоровье. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»), «Обществознание» (разделы «Деятельность в жизни человека и общества. Социальное развитие. Духовные ценности современного общества»), «Психология».
Олимпиада проводится в несколько туров. Форма проведения, условия, задания и результаты первого, школьного тура определяются школьным психологом и (или) заместителем директора школы по научно-методической работе. На второмтуре проводится тестирование по разделам курсов «Биология», «Обществознание» и «Психология». Финальный тур состоит из двух этапов. На первом этапе проводится заочный конкурс письменных исследовательских работ. Направления работ были предложены организаторами олимпиады, темы жеавтора ми работ выбирались самостоятельно. Среди наиболее интересных тем можно отметить следующие: «Интересы и ценности старшеклассников», «Роль средств массовой информации в формировании мировоззрения выпускников школы», «Особенности поведения подростков в ситуации конфликта», «Исследование межполушарной асимметрии» и др.
При оценке исследовательских работ эксперты учитывали обоснованность выбранной темы, методов и методик исследования; репрезентативность выборки; корректность интерпретации полученных результатов; наличие и обоснованность выводов. Работы реферативного содержания, не содержащие элементов самостоятельного исследования, к участию в олимпиаде не допускались.
Второй (очный) этап финального тура состоял из 3 испытаний: самопрезентации, психолого-педагогического анализа ситуации и ролевой игры. Самопрезентация представляла собой мотивированное устное выступление участника на тему «Почему я хочу стать психологом, педагогом?». Для психолого-педагогического анализа предлагались проблемные ситуации отношений в учебном коллективе, семье, конфликтов, взаимоотношений полов и др.. В ходе ролевой игры, участники, находясь в роли психолога-консультанта,
должны были продемонстрировать умение решать практические психолого-педагогические ситуации, устанавливать различные формы межличностного контакта, вести беседу, проявлять навыки эмпатического слушания и т. д..
Необходимо отметить значимую роль студентов-психологов в проведении олимпиады. Ими была организована работа секций, направленных на развитие самопознания, рефлексии, уверенности в себе, коммуникативных навыков, навыков планирования и организации своего времени. В результате неформального взаимодействия школьников со студентами и преподавателями Института формируется научная психологическая среда, в которой могут рождаться новые научные идеи и проекты.
Оценка участников в финале Олимпиады проводится жюри, в состав которого входят представители Министерства образования и науки Удмуртской Республики, преподаватели Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.
Опыт проведения олимпиады по психологии и педагогике позволяет сделать вывод, что подобные мероприятия способствуют развитию исследовательской деятельности старшеклассника, которая выполняетважнейшиефункции вразвитии познавательных процессов всех уровней, социальном и личностном развитии, а также позволяют ему стать субъектом интеллектуального общения.
Художественное творчество -для всех или для избранных?
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. (г. Москва)
Каждому педагогу, который занимается художественно-творческим развитием детей в системе так называемого дополнительного образования, приходилось отвечать на пристрастный вопрос: «Есть ли у нашего ребенка художественные (музыкальные, артистические, изобразительные и т. д.) способности?» В подтексте содержится другое: «Стоитли ему посещать занятия?»
Этот по-житейски здравый вопрос покоится на трех «аксиомах» (а лучше сказать - предрассудках) обыденного сознания. Первая: художественная одаренность - удел немногих избранных. Вторая: «обыкновенным» детям занятия искусством не нужны. Третья: специалист может, или даже должен быстро и с достаточной достоверностью определить, кто этой одаренностью наделен, а кто - нет. Так ли все это на самом деле?
Художественную одаренность человека нужно рассматривать в двух аспектах: в родовом, или общечеловеческом и в индивидуальном. В качестве родового свойства она присуща каждому нормально развивающемуся ребенку. Ее экзотически-элитарный характер обусловлен главным образом невостребованностью и однобокой рационализированностью современной культуры и образования.
Наиболее ярко родовая художественная одаренность раскрывается в приблизительных возрастных границах от 5-6 до 8-9 лет, когда в соответствующих психолого-педагогических и социальных условиях практически каждый ребенок может приобрести опытсоз-
297
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
дания выразительных художественных образов средствами того или иного искусства. Этот возрастной аспект художественно-творческой одаренности имеет важное общепсихологическое значение, о чем будет сказано ниже, но, в большинстве случаев, не связан с будущей профессией ребенка.
Особая, индивидуальная одаренность немногих людей проявляется в первую очередь не в степени развития отдельных специальных способностей, а в особом, целостном отношении к действительности, которое побуждает преобразовывать наиболее значимые содержания своей внутренней жизни в художественные образы, «переводить всерьез жизнь свою в слово» (М. Пришвин) или в формы других видов искусства. Проявления одаренности такого рода позволяют предположить (хотя никогда не гарантируют), что художественное творчество станет в дальнейшем сферой профессиональной самореализации ребенка.
Итак, каждый ребенок, независимо от будущей профессии, может приобрести полноценный опыт художественного творчества. Но зачем это нужно каждому ребенку?
В условиях упомянутого выше рационалистического перекоса системы образования искусство охраняет психологическую цельность растущего человека, развивая область чувств в двух значениях этого слова. Во-первых, это сами органы чувств и то непосредственное восприятие мира, которое крайне угнетено господством условных знаков и общих понятий. Во- вторых, это душевные чувства, эмоциональная отзывчивость на все окружающее, предупреждение или преодоление эмоциональной глухоты.
Далее: занятия искусством - наиболее естественный и эффективный путь к тому, чтобы каждый ребенок приобрел ранний опыт творчества, порождения и воплощения собственных замыслов в культурных, социально одобряемых формах. Этот опыт незаменим для становления личности, а его острый дефицит в школе несет негативные, даже разрушительные психологические последствия для целых поколений детей.
Наконец, в условиях светского общего образования только проникновение в суть художественного творчества позволяет ребенку приобщиться и стать наследником высших духовно-нравственных ценностей человечества, воплощенных в мировой художественной культуре. (Заметим: если человек эмоционально глух, а высшие человеческие ценности ему чужды, то чем «компетентнее» он во все прочих отношениях, тем опаснее для общества и для себя самого. Поэтому образовательная политика, отодвигающая гуманитарно-художественный цикл на задворки школы, вопреки видимости, крайне непрактична и недальновидна).
Что же касается раннего различения «одаренных» и «обыкновенных» детей, то привычные диагностические методы его не обеспечивают, а какое-либо формализованное решение этого вопроса, с нашей точки зрения, вообще едва ли возможно.
Так, самая блестящая обучаемость не свидетельствует о собственном творческом потенциале ребенка. «Измерение» отдельных психологических качеств, нужных для занятий данным видом искусства (как, например, особенности слухового или зрительного анализатора) тоже не прогностично, поскольку эти качества сами по себе не заключают в себе ничего специфического для художественного творчества. Также критерий креативности, связанной с так называемой оригинальностью решений, обнаруживает свое несоответствие специфике искусства. Относительно более надежным
показателем остается устойчивая потребность ребенка в занятиях художественным творчеством.
По мнению лучших практиков художественного образования, мы ничего не можем знать о художественно-творческом потенциале ребенка, пока им не овладеет глубокая потребность в данном виде творчества. Поэтому главная педагогическая задача состоит не в поисках и «селекции» одаренных детей, а в создании благоприятных условий для пробуждения у них личностной потребности в художественном творчестве.
Что касается принципов и адекватных методик выявления потенциальной художественной одаренности детей, то точка зрения авторов изложена в книге А. Мелик-Пашаев,3. Новлянская. А. Адаскина, Н. Чубук «Психология одаренности: художественная одаренность» (М:. МИОО, 2005).
Роль образного опыта в структуре индивидуальности
Меньшикова Л. В. (г. Новосибирск)
Полученные в нашем исследовании экспериментальные факты свидетельствуют о том, что большая или меньшая степень привлечения образов оказывает существенное влияние на продуктивность когнитивных схем индивидуального интеллекта студентов. Это влияние объясняется определенными структурными и энергетическими достоинствами которые сообщают когнитивной сфере индивидуальности образные компоненты.
В работе высказано предположение, согласно которому структурная функция образных элементов в организации семантических структур сознания заключается в больших возможностях укрупнения информационных единиц, возникающих в результате координации вербальных и пространственных компонентов. Кроме этого ряд данных позволяет предположить, что в некоторых случаях способом организации самих умственных операций в составе ментального опыта индивидуальности является их пространственное структурирование. Анализ результатов наших эмпирических исследований показывает также, что образы в мышлении выполняют и энергетическую функцию: для продуктивного функционирования когнитивной сферы индивидуальности необходим определенный уровень развития механизма координации категориальной сетки значений, фиксированной в вербальной форме, с образно-эмоциональным опытом субъекта, частично вовлекающим в этот процесс энергию переживаний.
Данные, полученные в результате обработки материала с помощью метода таксономии, свидетельствуют о том, что уровень развития координации пространственных и вербальных компонентов является самым информативным признаком при выделении типов индивидуального интеллекта.
Изучение динамики когнитивных функций студентов в ходе лонгитюдных исследований показало, что этот механизм в условиях стихийно протекающего процесса формирования в вузе развивается довольно слабо: наблюдается развитие преимущественно словесно-логической стороны интеллекта,
298
з-н
недостаточное развитие его образных глубинных основ а также механизма координации когнитивных схем разной степени обобщенности. На основании полученных результатов нами совместно с другими преподавателями был разработан комплекс методов обучения и отдельных дидактических приемов, в основе которых лежала идея о развитии механизма координации образных и вербально-логических компонентов интеллектуальной деятельности в применении к отдельным преподаваемым в вузе дисциплинам. Сравнительный анализ позитивных изменений в экспериментальных и контрольных группах полностью подтвердил наши исходные предположения.
феминными показателями приоритетными являются ценности «счастливая семейная жизнь» (r=-0,4; p = 0,005), «терпимость» (г=-0,2; р=0,09), менее значимыми оказываются «образованность» (г=0,2; р=0,07), «активная деятельная жизнь» (г=0,2; р= 0,07), «исполнительность» (г= 0,3; р = 0,02).
Итак, психологический пол является значимым фактором при становлении системы ценностных ориентации современных студентов, на что указывает взаимосвязь между составляющими психологического пола и иерархией ценностей.
Тендерные особенности ценностных ориентации студенческой молодежи
Мерзлякова С. В. (г. Астрахань)
Формирование и развитие системы ценностных ориентации личности в значительной степени определяется полом человека. Целью настоящего сообщения, представляющего собой результаты эмпирического исследования, является выявление взаимосвязи маскулинно-феминных составляющих психологического пола с ценностными ориентациями личности.
В исследовании приняли участие 172 студента Астраханского государственного университета. Из них: 67 юношей, 105 девушек. Для изучения ценностных ориентации современных студентов использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации». С помощью шкал «маскулинность», «феминность» теста личностных акцентуаций В.П. Дворщенко мы определили преобладание качеств мужественности и женственности. Взаимосвязь между выраженностью маскулинно-феминных составляющих психологического пола и значимостью (рангом) ценностей мы изучили с помощью коэффициента корреляции Спирмена (г). Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р<0,1; р<0,05;р<0,01.
Сравнительный анализ ценностных ориентации юношей с различной степенью выраженности маскулинных и феминных качеств свидетельствует о том, что для тех испытуемых, у которых выражена маскулинная составляющая пола, ценными являются «уверенность в себе» (г=-0,32; р = 0,047), «эффективность в делах» (г =-0,3; р = 0,08), менее значима для них «жизненная мудрость» (г=0,3; р=0,06). У юношей с высоким уровнем феминности возрастает значимость ценностей «чуткость» (г = -0,3; р = 0,09), «развлечения» (г= -0,4; р = 0,02), при этом падает значимость ценностей «счастливая семейная жизнь» (г=0,3; р = 0,07), «здоровье» (г=0,3; р=0,04), «материальное благополучие» (r=0,3; p = 0,09), «развитие» (г= 0,4; р = 0,01), «смелость» (г= 0,4; р = 0,01).
Для девушек, которым свойственна достаточно высокая выраженность маскулинных качеств, высока значимость ценностей «продуктивная жизнь» (г = -0,2; р = 0,08), «свобода» (г = -0,3; р=0,045), «высокие запросы» (г = -0,2; р=0,07), «рационализм» (г=-0,3; р=0,07) и снижена значимость ценности «счастливая семейная жизнь» (г= 0,3; р = 0,04). Для девушек с высокими
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.