Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
Мананникова И. Н. (г. Ростов-на-Дону)
Вопрос выявления типичных индивидуально-психологических особенностей лиц, преступивших закон, являлся актуальным всегда и приобретает еще большую актуальность в настоящее время в связи с сохраняющейся тенденцией роста преступности. Целью настоящего исследования являлось изучениеличности лиц, обвиняемых в преступлениях против жизни и здоровья человека (убийствах, причинении тяжких телесных повреждений и т. п.), в плане ее гармоничности, т. е. сбалансированности и умеренной степени выраженности различных типологических свойств. Согласно выдвинутой гипотезе, для лиц, совершающих преступления против
288
з-н
жизни и здоровья, характерна дисгармоничность; при этом для указанных лиц является типичным не просто наличие отдельных акцентуированных и дезадаптирующих типологических свойств, а сочетание разнонаправленных (противоположных, противоречивых) тенденций.
Исследование было проведено на контингенте обвиняемых в совершении вышеуказанных преступлений (175 человек), обследованных экспертами-психологами Южного регионального центра судебной экспертизы. Для достижения цели исследования решались следующие задачи.
1. Определение по исследуемой выборке с помощью индивидуально-типологического опросника (ИТО) Л.Н. Собчикдоли гармоничных личностей (лиц, у которых показатели повсем восьми шкалам находятся в пределах нормативногодиапазона) и доли дисгармоничных личностей (лице наличиемакцентуированных и дезадаптирующих черт).
Определение внутри группы дисгармоничных личностей с помощью ИТО доли акцентуированных (в большей или меньшейстепени, вплоть до дезадаптирующего уровня), но при этомдостаточно «цельных» личностей, и доли противоречивых,внутренне конфликтных личностей, т.е. лиц, которым присущесочетание разнонаправленных типологических свойств, такихкак тревожность-агрессивность, сензитивность-спонтанностьи т. п.
Анализ полученных результатов.
В результате исследования было установлено, что доля гармоничных личностей в исследуемой выборке равна 0%, т. е- всем без исключения исследуемым лицам присуща дисгармоничность. При этом удельный вес внутренне конфликтных личностей с присущим им сочетанием полярных свойств составляет 73.7%, тогда как на долю относительно «цельных» личностей приходится всего 26.3 %. Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, свидетельствуя о том, что лицам, совершающим преступления, связанные с физической агрессией, присуща дисгармоничность, чрезмерная выраженность каких-либо типологических свойств. При этом большей части вышеуказанных лиц свойственна «двойная» дисгармоничность, т. е. не просто наличие отдельных акцентуированных и дезадаптирующих черт, но и внутренняя конфликтность, сочетание противоположно направленных тенденций.
О структуре профессиональной подготовки организационных психологов
Маничев С. А. (г. Санкт-Петербург)
Учитывая специфику ролей, задач и функций организационного психолога, можно выделить предметные области, которые он должен освоить в рамках профессиональной подготовки. При определении предметных областей необходимо учитывать два важнейших «рамочных» концепта предмета организационной психологии: «профессия» и «организация», связанных с функциональной и институциональной дифференциацией общества. Предметная деятельность человека так или иначе протекает в
рамках профессии (специфика представлений о предмете и задачах деятельности, специфический профессиональный язык, система профессиональной подготовки, тип карьеры, профессиональный этос и т. п.) и организации (обособленной структурной единицы, агента хозяйственной и пр. деятельности). Задача организационной психологии как прикладной науки - изучение вариаций деятельности, поведения и переживаний человека в рамках профессии и организации. Соответственно можно выделить собственно психологические предметные области, которые нужно освоить на достаточно глубоком профессиональном уровне и рамочные, предполагающие общую осведомленность в области смежных дисциплин.
Исходя из сложившейся практики подготовки организационных психологов, можно выделить четыре основных предметных области организационной психологии: психология профессиональной деятельности, психология маркетинговых коммуникаций, организационная психология (в узком смысле), психология персонала.
Психология профессиональной деятельности. Область, близкая к классической психологии труда: речь идет о профессиональной деятельности в рамках организации (предметная деятельность, рабочие процессы, дизайн работы). Исходными, внешними условиями и факторами деятельности выступают, с одной стороны, общие характеристики процесса деятельности в конкретной организации, и, с другой стороны, общие характеристики субъекта деятельности как представителя конкретной профессиональной группы. Характеристики деятельности в организации определяются логикой бизнес- процессов (последовательныетрансформации объекта деятельности, человек рассматривается как один из механизмов, выполняющих заданный набор операций), транзакций (обмен результатами деятельности, человек рассматривается как актор, имеющий определенных круг задач), процессов регулярного менеджмента (особенности управления циклом деятельности). Характеристики субъекта деятельности как профессионала определяются профессиональной культурой, сложившимися в профессиональном сообществе и требуемыми стандартами деятельности, знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств. Вступая в организацию как профессионал, субъект деятельности вынужден отвечать на два вызова: соответствовать требованиям к деятельности, сложившимся в организации, и профессиональным стандартам. Эти требования могут и противоречить друг другу. Предмет психологии здесь - вариации цикла, конкретных задач, условий и операционального содержания деятельности в организации в их связи с меняющимися характеристиками субъекта деятельности (состава и уровня компетенций, профессионально важных качеств, мотивации, функциональных состояний и т. д.). Для понимания внешних рамочных условий и факторов деятельности организационному психологу необходима осведомленность в смежных дисциплинах (способы описания бизнес-процессов, основы экономического поведения, администрирования и управления, профессиография).
Поскольку результативность деятельности так или иначе связана с характером потребления результатов, следующая предметная область - психологические аспекты поведения потребителя и воздействия на его поведение в рамках маркетинговых коммуникаций (внешние, рамочные условия: во-первых, цикл жизни продукта и используемые в организации способы рекламы, PR, продвижения, продаж товара и услуг и, во-вторых, общие особенности профессионализации деятельности в области маркетинговых коммуникаций). Смежная дисциплина -теория поведения потребителя.
289
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Организационная психология в узком смысле - исследование психологических аспектов развития организации как целого. Цикл жизни организации предполагает изменения как во внешних условиях, так и в содержании профессиональной деятельности. На разных этапах развития организации меняются бизнес - процессы, транзакции, система менеджмента, могут появляться и исчезать в организации целые виды профессиональной деятельности, меняется характер кросс-функциональных взаимодействий. Согласование различных интересов и точек зрения на изменения и проблемы организации возможно только в процессе коммуникации. Предметом психологии в данном случае являются феномены, порождаемые коммуникацией в организации: группы, лидерство, руководство, власть, микрополитики, конфликты, организационная культура и т. п. Субъект деятельности выступает в этом организационном контексте как личность, в процессе коммуникации отстаивающая свои интересы, переопределяющая задачи и содержание профессиональной деятельности, программы поведения, и, тем самым меняющаяся (развитие или профессиональная деформация). Смежные дисциплины- теория организационного поведения и организационного развития.
Психология персонала довольно четко имеет два различных контекста исследований.
В первом контексте на первом плане профессия как способ решения жизненных задач индивидуума. Речь идет о цикле профессиональной карьеры (включающей выбор профессии и смену организаций) и о профессиональной успешности (не сводимой к эффективности в отдельной должностной позиции, а предполагающую успех в их последовательной смене). Организация рассматривается и оценивается в данном случае как более или менее благоприятное поле для деятельности, дающее шанс для профессионального и жизненного успеха. Предмет психологии: мотивация карьеры, типы карьер, стадии карьеры и т. д. Примером рамочных, внешних организационных условий и факторов карьеры могут быть программы «производственная деятельность в контексте стратегии жизни» (Work - life programs), учет пересечения рабочих и нерабочих ролей.
Во втором контексте на первом плане цикл жизни персонала в организации. Речь идет о вовлечении сотрудников в деятельность организации и обеспечении эффективности деятельности в существующих должностных позициях. Внешними, рамочными условиями обеспечения эффективной деятельности являются принятые в организации инструменты управления персоналом (найм, управление исполнением, вознаграждение, продвижение, система обучения и т. п.). Предмет психологии: отбор персонала, адаптация и обеспечение стабильности, мотивирование,развитие персонала.
Смежные дисциплины: управление персоналом, управление человеческими ресурсами.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.