Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
Николаева Э. Ф., Николаева С. Ю. (г. Тольятти)
Подготовка специалиста в современном вузе связана с проблемой поиска «новой стратегии» обучения, где основной акцент падает на организацию саморазвития.
Саморазвитие психолога - это способность видеть себя как специалиста со всей совокупностью личностных и профессиональных качеств, способность проектировать свое профессиональное становление, прослеживать достижения и неудачи, своевременно
364
з-н
корректировать недостатки, находить адекватные условия для формирования индивидуального стиля деятельности.
Реализация такого подхода требует самостоятельного осуществления рефлексивных усилий, прилагаемых личностью для переосмысления и преобразования учебно-познавательных задач обучения.
В настоящее время наблюдается рост интереса к изучению рефлексии как необходимого профессионального качества психолога.
Теоретически роль рефлексии в развитии личности учитывается Л.С. Выготским, считающим, что «новыетипы связей и соотношений функций, предполагают в качестве своей основы рефлексию отражение собственных процессов в сознании».
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».
В своих исследованиях мы рассматривали рефлексию как условие творческой активности будущих психологов в процессе вузовского обучения, в ходе которого значительная часть курса психологических дисциплин осваивается студентом при его самостоятельном изучении. И на наш взгляд, качество усвоения во многом будет зависеть от рефлексивной оценки основного содержательного материала,от умения выделять главное, от способности практически подкреплять теоретические понятия.
Творческая активность, в отличие от исполнительской активности, обнаруживается в стремлении студентов проникать в сущность изучаемых предметов, в способность вносить элементы новизны в способы решения учебных задач, в стремлении самостоятельно добывать новые знания.
В течение всего обучения студенты самостоятельно прорабатывают базовые психологические теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э. Пиаже, 3. Фрейда и др. и результаты самостоятельной работы представляют в виде отрефлексированных конспектов, где особое внимание уделяется уровню осознания исходных теоретических позиций автора. Собственная поисково-мыслительная работа активизирует деятельность студентов и способствует преодолению трудностей при самостоятельной организации учебного процесса.
Русская жалобная традиция глазами исторического психолога
Николаенко Е. В. (г. Новосибирск)
В отличие отсмеховой традиции, русской жалобной традицией как объектом исследования учёные интересуются не часто. Единственная работа, которая специально посвящена русской жалобе, написана немецким историком М. Моммзен и издана в Берлине в 1987г. под названием «Помоги мне защитить моё право. Русские челобитные от Ивана Грозного до Горбачёва».
Психологию жалобная традиция до недавнего времени привлекала только как источник информации об особенностях старческого или детского возраста (Рузская, Абрамова 1983; Ермолаева 1995; Смирнова, Кошкарова 2005), хотя необходимость обратить
внимание на специфику жалобного самовыражения клиента в рамках профессиональной коммуникации в целом уже осознана (Василюк 1995; Николаенко 2004,2006). Для нас важно отметить, что изучение жалобной традиции с учётом её древности и общераспространённости имеет нетолько прикладное, но и самостоятельное значение сточки зрения постижения специфики «русской ментальное™», игнорирование которой провоцирует многие теоретические и практические трудности. Но как подступиться к познанию вещи, которую даже психологи считаюттривиальным объектом, определяя тавтологически - «жалоба есть только и всего лишь жалоба»?
Привычный для классической науки поиск исходной понятийной и фактологической определённости показал, что мы имеем дело со странным объектом науки. Вначале словари представили жалобное явление семантически противоречивым, по сути двусмысленным, - жалобу как собственно жалобу и жалобу как донос. Затем исследование обыденного и профессионального отношения к жалобному феномену показало его бытийную парадоксальность, -общественная мораль категорически отрицала возможность подобного самовыражения для человека, но при этом все респонденты признавали, что нужда людей в помощи, поддержке и утешении неизбывна, а выразить эту нужду иначе, кроме как в жалобной форме, почти невозможно.
Эти обстоятельства обнаружили парадокс сущности и существования жалобы как психокультурного явления. Но парадоксы в науках о человеке не редкость, а парадоксальность ситуации современного жалобного феномена, скорее правило, чем исключение, поскольку она лишь подтверждает известную противоречивость русской ментальное™. Возникает закономерный вопрос: что может помочь разрешить загадку русской жалобы?
Отказавшись от характерного для классической науки объективирующего мышления, закономерно обратимся к постнеклас-сической парадигме науки. Интересно, что её методологические принципы оказались во многом созвучны свойственным русской философской традиции приоритетам «угадывания - разгадывания- постижения» при особенном пристрастии русских учёных к осмыслению всякого рода противоречий (Маяцкий 1994; Юревич 1999). Попробуем также воспользоваться вдохновением «поэтической методологии» А. Белого и его учением о «динамической истине», которая не противоречит философски конкретной «органической методологии» М. Мамардашвили и вписывается в идеалы «депрофессионализированной науки» П. Фейерабенда (Белый 1991; Мамардашвили 1996; Feyerabend 1986). Наконец, у гуманитарно-настроенной исторической психологии, предлагающей пути реального постижения бытийного смысла долгоживущих психокультурных феноменов, почерпнём методологической уверенности, столь необходимой в долгой реконструктивно-интерпретативной работе по восстановлению единого образа жалобного явления из многообразных источников (Шкуратов 1990,1994).
Рассматривая жалобную традицию в семантико-исторических координатах (что составляет главную методологическую опору исторической психологии), приходим к выводу о её ритуально-обрядовых корнях, тесно сплетённых со славяно-русской этнокультурной образностью и о её совсем нетривиальной сути, согласно которой она исходно есть форма сакральной коммуникации. Вывод сложился благодаря следующим ключевым моментам: 1. Идея о семантическом примитиве А. Вежбицкой помогла
обнаружить психосемантическое ядро, которое оформляет
любую жалобу как рассказ о «плохом» человека «А» человеку
365
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
«Б» при условии, что «А» это плохое чувствует (жалоба) или знает (донос) именно как «плохое».
Этимологический поиск уточнил значение исходного словаи образы «плохого» на основании лингвистической связи«жалоба (русск.) -*zal(o. -ел.) - *дие1(и. -е.)»; оказалось, чтоу самого древнего и. -е. корня не два, а три основных значения, - «боль», «мучение», «смерть»; а о. -ел. корень исходнопринадлежал имени мифологического персонажа- богинипечали Желе.
Историческая ретроспектива представила русскую жалобнуютрадицию в типологическом триединстве «плач-челобитная-жалоба»; при этом на общем фоне культуры была прослеженапоэтико-прагматическая закономерность трансформацииодной формы в другую в связи с изменением жизненного уклада и образов веры соответственно в дохристианской (событиесмерти), христианской (событие обиды) и постхристианской(событие боли) эпохах.
Философская этико-эстетическая наполненность русскойжалобной традиции оказалась близка экзистенциалам «зоваи заботы»; при этом смысловая поэтика содержаний и значимая стилистика форм представили жалобу как объективацию«несчастного сознания», символизирующую связь «жизни исмерти», «потомков и предков», «народа и власти».
Так с помощью исторической психологии были раскрыты жизненные горизонты и архетипические глубины русской жалобной традиции, которые в коротком сообщении полностью описать невозможно, но можно представить важные следствия этой работы.
Следствие 1: моральный запрет на жалобное самовыражение способствует вытеснению из сферы сознания «плохого», которое ранее принадлежало сфере общения и переживалось с помощью жалобного жанра, а когда-то было частью обряда прощения-прощания в ритуалах «перехода».
Следствие 2: психологам стоит обратить внимание на психокультурные закономерности жалобного самовыражения клиентов и убедиться в том, что найденные в историческом исследовании образы могут оказать существенную помощь в диагностике и коррекции состояний «боли», «обиды», «утраты».
В частности рассмотреть специфику тендерных различий в зависимости от образовательного контекста, а именно, использования традиционной программы обучения дошкольников и программы развивающего обучения Венгера-Дьяченко «Развитие».
В ходе исследования влияния образовательной среды на структуры интегральной индивидуальности старших дошкольников, было выявлено, что структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек без учета образовательной среды совпадают на 90% по отдельным критериям и значимо не различаются по интегральным показателям. Аналогичные результаты получены при сравнительном анализе структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек, обучающихся по традиционной программе. Различия же между структурами интегральной индивидуальности мальчиков и девочек, обучающихся по программе Венгера-Дьяченко, по отдельным показателям составляют 20 %. Сравнение интегральных показателей не показало значимых различий.
Особый интерес представляют результаты, полученныес учетом специфики среды обучения. Так, различия между структурами интегральной индивидуальности мальчиков, обучающихся по традиционной программе и по программе «Развитие», по отдельным показателям свойств интегральной индивидуальности составляют 30%. Кроме того, структуры интегральной индивидуальности мальчиков статистически значимо различаются и по интегральным показателям свойств интегральной индивидуальности (р <0,02). Статистически значимые различия по отдельным показателям свойств интегральной индивидуальности девочек составляют всего 10%. По интегральным показателямсвойствинтегральной индивидуальности девочек, обучающихся по разным программам, отсутствуют.
Полученные факты говорят о том, что обучающаяся среда по-разному влияет на структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. По-видимому, мальчики в большей степени, чем девочки восприимчивы к формам организации обучения. Поставленная проблема требует дальнейшего экспериментального изучения для объяснения выявленных фактов.
К вопросу о влияния тендера на развитие интегральной индивидуальности
Никулина С. А. (г. Пятигорск)
На сегодняшний день нет единого мнения на предмет наличия или отсутствия различий между мужчинами и женщинами в психологическом плане и причин их обуславливающих. В этой связи особенно важны такие факты, которые помогают раскрыть закономерности формирования психических различий между мужчинами и женщинами и выявить социальные контексты, которые содействуют или, наоборот, противодействуют данному процессу на различных этапах онтогенеза.
Интегративный подход, реализуемый в Пятигорской психологической школе, позволяет взглянуть на данную проблему по-новому.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.