Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
МельничукА.С. (г. Москва)
Одной из основных задач акмеологии является обеспечение продуктивного движения взрослых людей к жизненным и профессиональным вершинам. Это с необходимостью требует включения в предметное поле акмеологических исследований субъективных моделей саморазвития, под которыми мы понимаем систему представлений человека о процессуальных и результативных аспектах своего совершенствования. Актуальность обращения к данной проблеме обусловливается потребностью в разработке эффективных персональных стратегий достижения акме при максимально полном учете контекста развития и обеспечении экологичной поддержки человека на этом пути.
Внимание должны привлечь несколько аспектов субъективных моделей развития. Прежде всего - это смысловая окраска стремления к самосовершенствованию («ради чего развиваться») и система содержательных целевых ориентиров, в которых данная интенция воплощается (что для конкретного человека означает «развитие»). При этом весьма значимой становится выявление меры акмеоло-гичности выстраиваемого «проекта», соотнесение «объективного» и «субъективного» измерений индивидуального акме. Другое направление научного поиска может быть связано с выявлением конфигураций актуальных направлений совершенствования, их приоритетности на различных временных отрезках, а также степени гармоничности сочетания (в частности - соотношения профессиональной и личностной составляющих развития),
Существенными компонентами субъективной модели саморазвития (в значительной мере организующими активность человека) выступают представления о доступных для развития ресурсах и потенциальных препятствиях для совершенствования, оценка вероятности достижения успеха. Также весьма важным в научном и прикладном планах представляется анализ предпочитаемых человеком способов преодоления противоречий в ходе самосовершенствования. При этом в число параметров субъективной модели развития следует включить соотношение ориентации на «автономное» совершенствование и на достижение поставленных целей с опорой на помощь специалистов-акмеологов.
Изучение феноменологии субъективных моделей саморазвития, социальных и психологических детерминант их формирования позволяет более глубоко выявить механизмы данного процесса, обеспечить эффективное акмеологическое воздействие на основе более полной реализацией принципа субъектное™.
Восприятие светлоты поверхности в рамках конструктивисткого подхода
Меньшикова Г.Я., Лунякова Е.Г. (г. Москва)
Исследование поддержано грантом РФФИ №06-06-80390а
Одним из современных направлений исследования константности восприятия зрительного образа является конструктивисткий подход, основные положения которого были сформулированы Г. Гельмгольцем, а позднее развиты и экспериментально подтверждены И. Роком, Р.Л. Грегори, А. Хохбергом и другими исследователями. Одна из перспективных гипотез в рамках конструктивисткого подхода получила название гипотезы инвариантных отношений, согласно которой определенный параметр проксимальной стимуляции может однозначно задавать не один феноменальный параметр образа, а соотношение нескольких. Предложенная гипотеза имела несколько очевидных преимуществ относительно классической ядер-контекстной теории константности. Во-первых, она давала возможность ввести общий механизм для объяснения различных видов константности: размера, формы, цвета и др. Во-вторых, она позволила выявить закономерности изменения видимых параметров при неизменных сенсорных характеристиках. Так, были сформулированы и экспериментально изучены перцептивные правила, связывающие величину зрительного угла (сенсорный параметр) с видимой величиной и видимой удаленностью объекта (перцептивные параметры), форму проекции объекта на сетчатку с видимой формой и видимым наклоном объекта и др. В-третьих, выявленные закономерности имеют прикладное значение и интенсивно используются в компьютерном моделировании зрительных систем.
В рамках этой концепции процесс восприятия отдельного параметра образа осуществляется не локально на основании сенсорных признаков, а глобально в ходе интерпретации всей видимой сцены. Подобная гипотеза потребовала уточнить классическую схему восприятия отдельного параметра: «дистальный стимул - проксимальный стимул - феноменальный параметр образа». В рамках конструктивисткого подхода в такую классическую схему необходимо внести взаимные согласования между отдельными воспринимаемыми параметрами. Более сложная схема может быть представлена следующим образом: - «два (или более) взаимосвязанных дистальных параметра стимула - проксимальный стимул - два (или более) взаимосвязанных феноменальных параметра образа». Введение такой схемы продиктовано необходимостью учитывать при построении зрительного образа основные закономерности, существующие во внешнем мире. Вта-ком случае процесс построения зрительного образа представляется как сложная «интерпретация» неоднозначных данных сенсорного изображения, в которой основную роль играет целостная структура воспринимаемой ситуации,а отдельные феноменальные параметры взаимоопределяют друг друга.
Нами исследовались перцептивные взаимодействия между такими параметрами образа, как воспринимаем освещенность и ахроматический (в бело-серо-черной гамме) цвет восприятия ахроматического цвета поверхности зрительная система «использует» перцептивное правило, связывающее яркость поверхности (проксимальный параметр) с ее светлотой и воспринимаемой освещенностью (феноменальные параметры), - так называемая
339
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
альбедо-гипотеза. Мы тестировали альбедо-гипотезу при помощи оригинальных методик, позволяющих выявить связи между воспринимаемыми параметрами образа. Общая схема эксперимента состояла втом, чтобы, оставляя неизменными сенсорные параметры, влиять на один из воспринимаемых параметров. Для этого использовались различные зрительные иллюзии (иллюзия «обоев», иллюзия псевдоскопического обращения рельефа поверхности и др. В ситуации иллюзорного восприятия изменялся видимый рельеф, а с ним и воспринимаемая освещенность поверхности. Эти изменения устойчиво приводили к изменению светлоты тестовых участков, причем, результаты проведенных исследований показали, что между светлотой поверхности и ее воспринимаемой освещенностью существует перцептивное соотношение, которое можно сформулировать следующим образом: при фиксированной яркости поверхности уменьшение ее воспринимаемой освещенности приводит к увеличению светлоты. Полученное соотношение показывает, что при неизменной яркости один и тот же участок поверхности может выглядеть черным и хорошо освещенным, либо белым, но плохо освещенным, в зависимости от того, как воспринимается вся сцена в целом. Кроме того, мы наблюдали интересный эффект, подтверждающий взаимосвязь между воспринимаемой освещенностью и светлотой поверхности. При определенных предельных условиях цвет тестовой поверхности переставал восприниматься: тестовые участки воспринимались в одном случае, как «черные дыры», либо, в другом случае, как самосветящиеся поверхности.
Проблема втом, что на сегодняшний день не выявлено явных зрительных признаков, позволяющих достаточно точно оценить уровень общей освещенности сцены. Для сравнения: в инвариантном соотношении «воспринимаемый размер - воспринимаемая удаленность объекта» было найдено большое число зрительных признаков, несущих информацию об удаленности. Некоторые исследователи даже склоняются к мысли о том, что освещенность вообще не оценивается зрительной системой человека или оценивается только для отдельных локальных участков. Тем не менее, мы считаем, что восприятие освещенности играет существенную роль в механизме константности светлоты. И вопрос о том, какие еще перцептивные параметры сцены влияют на оценку цвета и воспринимаемой освещенности поверхности является открытым и требует дальнейшего тщательного изучения.
Учет психологических особенностей детей
старшего дошкольного возраста при развитии вокальных способностей
МеняйленкоЛ.Н. (г. Таганрог)
Современный подход к развитию вокальных способностей ребенка, прежде всего, есть понимание и принятие его индивидуальных способностей, учет психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста как важных компонентов процесса обучения пению.
В современных программах и методиках музыкального воспитания разделу «Пение» отведено особое место. При обучении детей пению необходимо учитывать один из основных принципов этого процесса - принцип единства художественного и вокально-технического развития. Он предполагает исключение форсирования звучания голоса, пение - крик - невозможно; ребенок должен петь звонко, легко, средним по силе звуком, соответствующим возможностям детям дошкольного возраста, овладение элементами резонансной техники пения. Формирование певческих навыков включает в себя работу над дыханием, резонирование голоса, артикуляцию. Достижение близкого, «по-зиционно высокого», а значит, звонкого и полетного звучания. Учитывая эти особенности обучения пению, педагог целенаправленно работает и в контексте развития вокальных, музыкальных и актерских способностей детей.
Развитие вокальных навыков предполагает овладение методиками постановки певческого голоса. Ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать детям песни. Поэтому педагог должен владеть основными базисными механизмами вокализации и обладать особой способностью - вокальным слухом, позволяющим услышать, правильно ли поет ребенок, чтобы выбрать соответствующие приемы для устранения ошибок. Начальный этап по постановке голоса начинается с укрепления примарного диапазона. Эта работа проводится индивидуально, что дает возможность учитывать индивидуальные особенности детей. Например, на празднике, все медвежата, исполняющие песенку в низком регистре, будут дети с низкими голосами, а песенку, требующую более высокое звучание, исполняют дети с высоким певческим голосом. По мере развития детей укрепляется голосовой аппарат, следовательно, расширяется диапазон голоса. Эти физиологические особенности необходимо учитывать педагогу при построении работы по развитию вокальных способностей.
340
з-н
Модели социально-психологической детерминации молодежной субкультуры
Милаш СВ. (г. Саратов)
В настоящее время можно выделить несколько известных моделей, отражающих степень влияния социума на появление тех или иных субкультур.
В теоретическом плане для нашего исследования наибольший интерес представляют работы, выполненные в русле различных направлений изучения субкультуры: символического интеракцио-низма. Основоположником данной парадигмы был Дж. Мид, а сторонниками - Г. Блумер рассматривающий символы и коллективное поведение, и Ч. Кули, создавший теорию зеркального «Я». Согласно Кули, личность формируется путем «зеркального Я», составляемого совокупностью представлений о ней «обобщенного другого»,то есть взгляд на молодого человека себя как носителя субкультуры зависит от того, как люди его воспринимают, реагируют на него и на его действия. В субкультуре символическое использование стиля играет весьма важную роль. Стиль может выражать принадлежность к определенной субкультуре, степень включенности в субкультуру, отношение к доминантной системе ценностей.
Радикальная модель культивирует мысль о том, что общество выступает как изначально несправедливое, поскольку содержит разделение по расовым, классовым и тендерным признакам, а государственная политика препятствует личностному развитию молодых людей с момента их включения в систему верований и ценностей. (Эппл, Фрейр, Гир). Молодые люди в результате рефлексии испытывают напряжение и потребность в переменах и определяют свою позицию в мире, порождая контркультуру- свою систему ценностей, основанную на отрицании ценностей доминантной культуры. Данные молодежные субкультуры предлагают набор альтернатив, которые могут использовать молодежные субкультуры контркультурного направления, происходящие из более низких социальных слоев.
Функционалисте™ подход, заключающийся в анализе элементов социального взаимодействия и определения места молодежи в социальной системе, впервые применил к молодежной культуре Т. Парсонс. Согласно этой модели взрослые служат для молодежи «ролевой моделью», и молодые люди готовятся к выполнению специфических ролей в обществе под руководством взрослых, которые направляют их энергию в конструктивное русло. В системе взглядов Парсонса роль исчерпывает личность. Согласно Э. Фромму, «в любом обществе дух культуры в целом определяется духом господствующих в этом обществе групп», которые контролируют систему образования и масса-медиа, что позволяет им внушить свои идеи населению. Эти группы обладают престижем, они воспринимаются низшими классами как мнимая референтная группа, поэтому доминантной культурой понимают культуру некоторой идеальной группы, навязываемой обществу в целом. В основе социализации молодежи, по З.В.Сикевичу, лежит усвоение ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих
поколений, передача культурных ценностей от родителей детям. Создатель парадигмы структурного функционализма в версии теории среднего уровня Р.Мертон проанализировал основные типы реакций молодежи по отношению к социальному окружению и значимым взрослым, ведущим к возникновению субкультур: инновацию как согласие с целями общества и отрицание социально одобряемых способов их достижения; ретризм - одновременное отвержение целей и средств общества, порождающее наркоманию, бродяжничество; ритуализм - отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства, бунт - тотальное отрицание, ведущее к формированию новых целей и средств. Молодые люди в стадии перехода от детства ко взрослой жизни склонны к бунту и необходимо, чтобы их бунтарство было направлено на социально приемлемые цели. Э. Дюркгейм основывался в рамках данной модели на понятии «коллективной совести», когда все члены социума стремятся придерживаться целей и правил.
Интерпретационная модель основывается на интерпретации данного возрастного периода как определенной фазы развития, а основной акцент делается на персональном развитии потребностей и интересов молодежи с учетом социального положения и окружения молодыхлюдей. По мнению М. Смита, интерпретативная модель - это сознательное стремление помочь людям приобрести необходимые знания, навыки, чувства, отвечающие своим потребностям, связанным с развитием и потребностями других. В рамках данной модели ставится задача осознания молодежью собственных ценностей,формирования «Я-образа» и позитивной «Я-концепции», взглядов на жизнь и социальных навыков посредством пробуждения у молодых людей персональной ответственности за индивидуальный выбор. Примечательно, что данные программы лишены соревновательного элемента, тендерного неравенства и строятся на сотрудничестве и взаимопомощи. Социальные институты остаются при этом неизменными, а участие в них определяется индивидуальным выбором молодежных кругов.
Структуралистская модель проявляет веру в молодежь в осуществлении перемен в социокультурной сфере, а молодыелюди выступают в качестве потенциальных агентов. Революционные изменения в социокультурной системе являются условием для трансфомации экономических и политических систем на уровень другого общества, например, переход от капиталистического к социалистическому обществу. При организации социальной работы опора делается на аффилитативные мотивы - потребность в общении и причастности молодежи к группе. Акцент делается на отказе от социальных институтов как репрессивных, а молодыелюди выступают в качестве активистов общества, институты которого будут свергнуты и заменены. К этой модели нередко принадлежат субкультуры, культивирующие взгляды радикально настроенной молодежи, стремящейся изменить социум: политические объединения, «Группы борцов за мир», «Green Peace», «Соколы Жириновского», «Православная молодежь».
Социально-психологический анализ помогает обнаружить комплекс причин, побуждающих молодежь стать частью субкультурных сообществ:
341
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Изучение отношений собственности: психологический аспект
Мироманова Н.В. (г. Иркутск)
Собственность - это сложное явление, имеющее отношение ко всем аспектам жизнедеятельности человека и общества, это феномен, рассматривать который можно на разных уровнях и с разных точек зрения. В отечественной психологической науке еще не сложилось единой концепции изучения отношений к собственности, хотя потребность в ней созрела давно. Психологический аспект собственности отражает наличие или отсутствие у человека чувства хозяина по отношению к объектам собственности, т.е. отношение к ним как «своему» или «чужому». Отношение личности к объектам окружающего мира может выступать в виде эмоций и чувств: привязанность, любовь симпатия, неприязнь, антипатия и т. д., а также в виде интересов, оценок и убеждений. Собственность может влиять на настроение, доставлять удовольствие, безопасность, выступать в символическом виде, связывая личность с ее прошлым или будущим. Собственность способна выделять своего владельца из социального контекста или же напротив интегрировать личность в социум. Собственность может подтверждать статус своего владельца. Собственность выступает в виде идеального продолжения личности в вещах.
Единого подхода к изучению отношений собственности с точки зрения психологии на сегодняшний день не существует. А.Ф. Лазурский предлагал рассматривать отношения собственности по следующим параметрам:
наличие или отсутствие интереса к собственности, степень егоинтенсивности («дорожит», «равнодушен» и т. п.);
формы интереса к собственности (любовь к денежному капиталу или к имуществу и.т.п.);
сознательность в отношении к собственности;
широта интереса к собственности.
А.И. Китов предлагает использовать для понимания и рассмотрения отношения к собственности системный подход. При этом отношения собственности рассматриваются как некая система, имеющая множество связанных между собой элементов. В качестве таких элементов выступают люди, собственники вещей и/или желающие стать таковыми и вещи, которые принадлежат какому-то человеку или же притягивающие с разной интенсивностью к себе людей.
МясищевВ.Н., рассматривая отношения в структуре личности, также представляет их в виде иерархически организованной системы. Первый план образуют отношения, определяющие смысл жизни личности. Вторая группа свойств охватывает психический уровень, это уровень желаний и достижений, т. е. развития личности. Третьим существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует темпераменту. Четвертый компонент, характеризующий личность и одновременно являющийся структурным
компонентом системы отношений - это взаимосвязь основных компонентов или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, целостность личности, то, что преимущественно называют характером. Эта сторона важна для понимания волевых и моральных свойств.
Мы предлагаем в изучении отношений собственности опираться на личностьно-деятельностную концепцию, разработанную и апробированную А.Д. Карнышевым Именно эта концепция наиболее полно и системно раскрывает все стороны и уровни отношений собственности. Согласно ей концепции отношения собственности можно рассматривать в связи с тремя важнейшими сторонами личности: природными характеристиками, т. е. потенциалами личности, направленностью личности и ее самооценкой.
Направленность личности будет оказывать существенное влияние на мировоззренческое отношение к собственности, выражающееся в виде установок, потребностей, интересов и мотивов личности. Мировоззренческий аспект также можно рассматривать в связи с влиянием истории и идеологии на отношение к собственности и разным ее видам, богатству и бедности.
На основе способностей формируются экономические знания, умения, навыки необходимые для реализации экономических ролей (потребитель, продавец, покупатель, производитель, предприниматель, плательщик налогов), которые в свою очередь можно рассматривать как направление экономического поведения. Следует отметить влияние как на мировоззренческий аспект отношения к собственности, так и на формирование экономического поведения в рамках экономических ролей школы, сверстников, СМИ. Особую роль играет семья. По результатам исследования старшеклассников г. Иркутска было выявлены основные формы влияния семьи:, родители рассказывают о том, как они зарабатывают - 63,2 %; рассказывают о том, как экономят - 38,5 %; рассказывают о том, как тратят средства - 33,3 %; о том, как накапливают - 31 %; направляют детей на курсы, где можно получить практические навыки -18,4 %; опекают расходы -13,2 %; подбирают экономическую литературу-8,6%.
Самооценка, преломляясь через отношения собственности, представляется нам как оценка себя как «экономического человека» в сравнении с другими, оценка своей собственности как продолжения личности, самоуважение, уровень экономических притязаний и др.
Изучая отношения собственности в психологическом ракурсе, следует также учитывать влияние на отношение к собственности, темперамента,характера, задатков, половозрастных особенностей, различных биосоциопсихических структур. Важно также влияние на отношение к собственности коммуникативных качеств разного рода отношений по поводу собственности.
Все выделенные стороны, несомненно, теснейшим образом связаны друг с другом. Понимание взаимосвязи различных аспектов отношения собственности, по нашему мнению, необходимо для более точного и обоснованного планирования программ исследований отношений собственности в социальных науках.
342
з-н
Открытия перинатальной психологии в контексте общественного здоровья
Могилевская Е.В. (г. Ростов-на-Дону)
Перинатальная психология - новая отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития на ранних стадиях онтогенеза и влияние перинатального периода на последующую жизнь человека.
Все предшествующие теории психического развития опирались на тождество психического и прижизненного. Считалось, что новорожденный подобен чистому листу бумаги на которую только после рождения начинают заносится первые записи, его психика лишена памяти,эго,объектов и какой быта ни было психической структуры. Современная перинатальная психология опровергает данные представления и опирается на следующие базовые положения:
Человек это фенотип, а не генотип. Гены не делают организм они лишь влияют на его взаимодействие с окружающей средой. То как гены разовьются, зависит от условий во время перинатального развития. Перинатальное развитие определяется критическим взаимодействием эндогенных и экзогенных факторов на четырех уровнях - гены, нейро-гуморальный, поведение, окружающая среда.
Нейрально-биологическое развитие организма и эмоциональное развитие психики в данном периоде образуют единое целое. Удовлетворение базовых перинатальных потребностей закладывает основы структурной интеграции психики. Основная эмоциональная потребность внутриутробного ребенка заключается втом, чтобы позитивным путем привязаться к своей матери. Условием для этого будет ее адекватный резонанс по отношению к его потребностям. «Первые взаимоотношения» настолько абсолютны и отмечены зависимостью, что, касаясь их, мы притрагиваемся к экзистенциальным вопросам жизни и смерти. Перинатальные переживания становятся частью нашего бессознательного вегетативного обучения и процесса адаптации. Это переживания насилия, недостатка кислорода, чувства принятия или ненависти матери и пр. Из-за слабости защитной системы плод чувствителен к травматическим переживаниям. Они ослабляют растущую структурную интеграцию и, следовательно, влияют на состояние психического здоровья в последующем. При этом «физические» процессы тоже воспринимаются и испытываются как эмоциональный разрыв в континууме привязанности матери и дитя и соответствующим образом обрабатываются. Недостаточность аффективной созвучности, т. е. способности регулировать аффективное состояние ребенка и предлагать эмоциональное вместилище, обеспечивать безопасность и целостность может на нейробиологическом уровне приводить к нарушению функции префронтальной коры и на психологическом уровне вести к разнообразным формам заболеваний, связанным с нарушением саморегуляции и структурной интеграции психики.
Первичное психическое и физическое здоровье закладывается от зачатия до конца первого года жизни., Все более ясным становится то, что закладка фундамента здоровья находится в зависимости не столько от соблюдения гигиенических правил, и предписаний по уходу, сколько от сохранения связи матери и ребенка в критический период жизни, когда различные системы организма развиваются, согласовываются и выверяются - это утробный период, околородовой период и период грудного вскармливания. К концу младенчества первичная приспособительная система человека достигает зрелости.
Существует тесная связь между эмоциональным опытом переживания беременности и эмоциональным опытом плода. Развитие осуществляется через постоянное взаимодействие матери и плода, посредством гормонального обмена, через количество доступного кислорода, через контакте амниотической жидкостью, стенку матки, пуповину, через шумы и звуки, которые достигают внутриутробного мира плода, через поступление здоровых и также вредных веществ и через чувства матери, в которых, так сказать, «купается» плод. В это время ребенок напрямую переживает физическое и эмоциональное состояние матери, точно так же, как мать - сознательно или бессознательно - чувствует состояние ребенка.
Выше приведенные положения являются результатом обобщения данных полученных в рамках нейро-биологии, эмбриологии, имунологии, бихевиоральной и глубинной психологии и психотерапии. Сама природа изучаемых феноменов задает междисциплинарный характер исследований в перинатальнй психологии и ставит задачи объединения усилий специалистов занятых в сфере общественного здоровья. Исследуя перинатальную жизнь, мы должны спросить себя, какую помощь мы можем оказать жизни? Как мы можем удалить все, что потенциально ей препятствует? Как нам наилучшим образом сотрудничать в деле развития физически и психически здоровой личности?
Сегодня множество открытий пренатальной психологии абсолютно игнорируются официальной медициной и академической наукой. Однако эти же открытия уже широко используются в психологической практике, в работе с детьми, семьями, в клинической психологии и психотерапии. Таким образом, становится понятным, что создание условий для сохранения первичного здоровья связанно нетолько с изменением практики ведения беременности, обращения с новорожденными в роддомах, но и с изменением позиции специалистов, задействованных в этой сфере, информированием и обучение молодых родителей, созданием пространства для обмена опытом и междисциплинарных исследований.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.