Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
Москаленко В. Ф. (г. Ставрополь)
Современное состояние юридической психологии характеризуется интенсивным ее развитием в России, в целом, и в Северо-Кавказском регионе, в частности. Получили должное теоретическое обоснование общетеоретические и методологические проблемы юридической психологии, что нашло отражение в появлении новых направлений: психологии оперативно-розыскной деятельности, экстремальной юридической психологии, психологии уголовной ответственности, применения детектора лжи и др.
В развитии научно-психологического подхода можно выделить следующие основные пути: развитие психологического видения правовой действительности, утверждение системного психологического знания юридической психологии и развитие общей теории правоохранительной деятельности.
Выросло количество исследований по различным отраслям юридической психологии. Сформировался механизм внедрения результатов исследования в правоохранительную практику. Бурное развитие получила практика юридической психологии. Создание различных по направленности своей деятельности психологических служб: органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, прокуратуры, МЧС, таможни значительно интенсифицировало разработку теории юридической психологии.
В развитии юридической психологии в Северо-Кавказском регионе можно выделить три основных этапа: создание авторских коллективов в ведущих исследовательских центрах и учебных заведениях; формирование научных школ; создание психологических служб в юридической системе.
Развитие юридической психологии невозможно без специалистов, школ, учебных заведений, практических органов, осуществляющих разработку актуальных проблем данной отрасли. Наиболее ярко тенденция создания и формирования психологических центров проявилась в Северо-Кавказском регионе в последние 15 лет. За этот период были созданы и получили научное признание психологические центры в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Черкесске. Созданы и успешно функционируют три профильные кафедры: в Южном федеральном университете, Ростовском юридическом институте МВД России и Краснодарском университете МВД России.
Ведущим научным центром, аккумулирующим исследования проблем юридической психологии, является Южный федеральный университет, при котором создан и успешно функционирует специализированный совет по юридической психологии (Скрип-кина Т.П., Ермаков Н.П., Михайлова О.Ю. и др.) За последние три года в Совете защищено более 30 кандидатских диссертаций по различным направлениям юридической психологии. Фактически в г. Ростове-на-Дону созданы и успешно функционируют четыре научные школы.
Под руководством Михайловой О.Ю. создана одна из первых научных школ. Успешно функционирует аспирантура по юридической психологии. Проводятся исследования по широкому спектру теоретических и методологических проблем юридической психологии.
313
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Научная школа А. Бухановского, руководителя реабилитационного центра «Феникс», крупнейшего специалиста по составлению психологических портретов лиц, совершивших серийные убийства. Центром проведены четыре международные конференции по психологическому портретированию и психологии серийных убийц.
Научная школа Баранова П.П., Полтавцевой Л.И. осуществляет научную разработку проблем правовой психологии, психологии правосознания различных категорий граждан, оперативно-розыскной психологии, психологического обеспечения деятельности сотрудников правоохранительных органов и др.
Лаборатория судебно-психологических экспертиз Южного федерального округа (руководитель - Шипшин С.С.) проводит различные виды судебно-психологических экспертиз по уголовному и гражданскому праву. На базе лаборатории создан и функционирует Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России», специалисты которого занимаются исследованием проблем ювенальной юридической психологии.
Втечении последних 15 лет Краснодарская школа осуществляет разработку такого ведущего психологического направления в нашем регионе, кактеория, методология и практика применения детектора лжи в расследовании преступлений (В.А. Варламов, В.В. Коровин, Г.В. Варламов и др.). Проведены научно-практические конференции, обобщающие опыт ученых и практиков в области применения детектора лжи в раскрытии и расследовании преступлений.
Основными ведущими центрами исследования юридической психологии в г. Ставрополе являются кафедра психологии СевКавГТУ, филиал Краснодарского университета МВД РФ, психологические службы ГУВД СК, уголовно-исполнительной системы, МЧС по Ставропольскому краю. Достаточно продуктивная система развития юридической психологии сложилась на гуманитарном факультете СевКавГТУ. Введена и успешно развивается специализация «Юридическая психология», обучение по которой прошло более 120 студентов. Проведены 3 конференции, создана коллегия юридических психологов, издан межвузовский сборник «Юридическая психология». Коллегия позволила объединить усилия и скоординировать направления научных исследований специалистов более 20 организаций.
Важным этапом в исследовании проблем юридической психологии явилось создание в г. Ставрополе (2002 г.) центра исследований проблем терроризма. Центр провел две международные конференции и издал 6 выпусков журнала «Антитеррор», на страницах которого опубликованы материалы, рассматривающие психологические проблемы борьбы с терроризмом (Огонян Р.Э., Волков А.А., Резунов В.Е. и др.).
Стратегическим направлением развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе являются действующие психологические службы правоохранительных органов.
Перспективы развития психологической службы правоохранительных органов
Москаленко Д. В. (г. Ставрополь)
В 1990-2000 годах произошли существенные изменения в создании, развитии и признании психологической службы правоохранительных органов- от декларирования и постановки вопроса по ее созданию, к его реальному решению. Потребовалось решение комплекса проблем: теоретического, организационного, методического, нормативного и собственно практического характера. Сегодня существование во многих звеньях правоохранительной системы психолога уже является нормой.
Однако перед психологической службой правоохранительных органов стоит ряд нерешенных проблем. Одна из них- решение теоретических проблем психологической службы, влияющих на решение организационных, методических, кадровых, финансовых и других аспектов ее развития.
Одним из вопросов, находящихся в стадии решения - организационная структура психологической службы. В настоящее время ее организационное построение еще не завершено, в ее структуре появляются новые структурные элементы.
Актуальнейшей проблемой для системы правоохранительных органов является подготовка специалистов нового психологического профиля - юридических психологов, которая в последние годы начала активно решаться на базе высших учебных заведений системы МВД и других вузов страны.
Если главными задачами психологической службы правоохранительных органов являются: первая - повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала; вторая - оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач, тогда мы можем определить два направления ее деятельности - психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.
Анализ результатов исследования психологических служб УВД г. Ростова-на-Дону и ГУВД Ставропольского края за 2002-2004 гг. показывает, что в структуре их деятельности доминируют два направления: профессионально-психологический отбор и психологическое сопровождение.
Профессионально-психологической подготовке, психологическому консультированию, психологической коррекции и социально-психологическим исследованиям в повседневной деятельности психологической службы правоохранительных органов уделяется гораздо меньше внимания. В развитии данных направлений деятельности психологической службы заложен большой резерв повышения эффективности ее работы.
314
з-н
Теоретическое обоснование возможности изучения внимания в процессе зрительного восприятия
(нейрокогнитивный подход)
МоскаликИ.А. (г. Санкт-Петербург)
Анализ психических процессов с позиций теории деятельности является одним из важнейших достижений отечественной психологии. Такой анализ в течение многих лет успешно применялся при исследовании психических процессов, требующих длительного времени, и позволил получить огромное количество результатов, касающихся операционной структуры действий, которые входят в различные виды деятельности. На уровне развернутой во времени психической деятельности (макроуровне) достаточно хорошо изучены и основные свойства внимания: концентрация, переключение, распределение и объем. Однако принцип деятельности долго не удавалось применить при анализе проблем, связанных с кратковременными процессами. Исследование зрительного внимания на микроструктурном уровне предполагает его изучение в плане протекании в микроинтервалы времени.
В когнитивной психологии, рассматривающей психику человека как систему переработки информации, в последнее время отмечается тенденция перехода к пониманию внимания, как активного процесса управления потоком информации, включающего в себя ряд операций (напр, отбор, ослабление и т. д.) в соответствии с поставленной целью. Основываясь на концептуальных позициях психологической теории деятельности, объединяя идеи деятельностного и когнитивного подходов к изучению внимания можно сказать, что в процессе зрительного восприятия как целенаправленной деятельности (в соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева) зрительное внимание выступает как процесс, непосредственно реализующий операции зрительного восприятия:
Процесс восприятия потока зрительной информации является мотивированной деятельностью (по условиям эксперимента).
Прием и переработка зрительной информации являются целенаправленными действиями (заданы целью по решению перцептивных задач), реализуемыми с участием внимания.
Отбор, ослабление, торможение и т. д. являются операциями, реализуемыми вниманием на микроструктурном уровне зрительного восприятия. Система осуществления данных операций может быть объяснена с позиций нейрональной теории внимания Д. Навона (Navon, 1989).
Теория внимания Д. Навона (теория сети нейронных связей) представляется нам как наиболее обширно охватывающая, если не все, то очень многие аспекты такого сложного и неоднозначного явления как «внимание». Центральной идеей коннекционистской модели является мысль о том, что зрительная система имеет большое, но конечное количество функциональных нейрональных структур, паттерн распределения активности которых, определяется отличительными признаками объектов. Благодаря существованию большого числа нейронных единиц и их возможных связей друг с другом могут происходить миллиарды нейронных событий. Данная модель исходит из такого реального с биологической точки зрения механизма, как непосредственная привязка сетчатого образа к определенномухарак-теру связей между нейронными структурами. Кроме этого, процесс приема и переработки информации в теории Д. Навона (Navon, 1989)
рассматривается как активная деятельность субъекта, подчиненная определенной цели. Активность деятельности выражается, в частности, в необходимости приложения волевого усилия со стороны субъекта, переживаемое им в момент работы регулятора расцепления.
Д. Навон предположил, что одним из экзогенных факторов, запускающих работу модулей, выступают стимулы. Когда перед субъектом стоит определенная перцептивная задача, она может быть решена с помощью двух видов коммуникации модулей: приватной или публичной. Приватная коммуникация, представляет собой кооперацию модулей, их связь посредством специальных устройств, созданных в процессе научения. Поскольку сенсорный уровень приема и переработки информации онтогенетически формируется раньше категориального, то опознание по физическим признакам является приоритетным и осуществляется с помощью приватной коммуникации, практически не требующей приложения волевых усилий. Впоследствии по мере взросления, научения и обучения человека, формируются новые приватные связи, обеспечивающие прием и переработку информации на категориальном уровне. Происходит смена ведущих коопераций модулей, участвующих в приеме и переработке информации. Когда перед субъектом ставится новая цель или изменяются обстоятельства, происходит кооперация множества модулей посредством публичной коммуникации. Регулятор расцепления избирательно осуществляет ослабление связей нерелевантных модулей и оставляет интактными связи релевантных модулей. Следует отметить, что в условиях научения приему и переработке информации в изменившихся условиях, снова будут сформированы новые приватные связи.
Такимобразом, объединение деятельностного и когнитивного подходов к исследованию кратковременных процессов зрительного внимания на микроуровне при решении перцептивных задач позволяет изучать динамику зрительного внимания через исследование динамики продуктивности зрительного восприятия. Если на макроуровне зрительного восприятия как деятельности (например, исследования с помощью корректурных проб) изучались различные свойства внимания, то на микроуровне возможно изучение тех операций (механизмов осуществления), которые лежат в их основе.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.