logo search
psicho T2

Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий

Мищенко Л. В. (г. Пятигорск)

Проблема формирования индивидуальности студентов в усло­виях реформирования системы профессионального образования ставится в ранг приоритетных задач. Поэтому сегодня, в рамках изучения ресурсов развития индивидуальности студентов, поло­жительное отношение к учебно-профессиональной деятельности занимает особое место.

Мы исследовали развитие структур интегральной индивидуаль­ности студентов в зависимости от отношения к учебной деятельно­сти под влиянием специально организованного формирующего экс­перимента. Поскольку отношение к учебной деятельности является динамичным образованием, мы в своем исследовании попытались проследить динамику структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от их отношения к учебной деятельности на протяжении всего периода обучения в вузе. Испытуемыми были студенты в факультета французского языка Пятигорского государственного лингвистического университета. Исследование было начато в 2002-2003 учебном году. Заключительный этап ис­следования приходится на 2006-2007 учебный год.

В основе изучения структур интегральной индивидуальности положено раскрытие взаимосвязей свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического.

В результате проведенного исследования мы пришли к сле­дующим выводам:

Организация преобразующего эксперимента приводит к качественной трансформации структур интегральной индивиду­альности, к изменению не только отдельных свойств интегральной индивидуальности, но и всей структуры в целом. Структуры интегральной индивидуальности в результате формирующего экс­перимента становятся гармоничнее, преобразующий эксперимент способствует образованию гибких облических связей в структуре интегральной индивидуальности и является одним из эффективных средств формирования качественно новой структуры интегральной индивидуальности студентов.

При ежегодном использовании в учебной деятельности сту­дентов специальной развивающей программы ускоряется развитие интегральной индивидуальности, расширяется круг разноуровневых связей и наблюдается уплотнение факторной структуры; качествен­но изменяется отношение к учебной деятельности.

306

з-н