Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
Моросанова В.И., Индина ТА. (г. Москва)
Целью исследования было выяснить, насколько рациональным является принятие решений избирателями (выбор кандидата) при политическом голосовании и от каких психологических факторов зависит рациональность политического выбора.
С позиций концепции осознанной саморегуляции поведения (О.А. Конопкин) и индивидуального стиля саморегуляции (В.И. Моросанова) рациональность рассматривается нами как регуляторная характеристика принятия решения, проявляющаяся в осознанной и продуманной регуляции субъектом своего выбора.
Для исследования рациональности выбора была разработана экспериментальная модель «Политическое голосование», в которой испытуемым было предложено проголосовать за одного из двух политических кандидатов с различными имиджами («рациональным», в котором упор делался на политическую программу, и «эмоциональным», в котором акцент делался на личность кандидата). Затем испытуемым предлагалось аргументировать свой выбор в форме свободного самоотчета. Полученные данныеобрабатывались методов экспертных оценок и контент-анализа. Для исследования индивидуально-психологических особенностей избирателей были использованы диагностические методики: «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР) ТВ. Корниловой; «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина «Индивидуальный стиль саморегуляции
346
з-н
поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой, «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», «Личностно-типологический индикатор» Д. Кейрси. Выборка исследования составила 290 чел (студенты и взрослые).
По итогам исследования были получены следующие результаты.
С помощью экспериментальной модели «Политическое голосование» выделены крайние группы испытуемых с высокой рациональностью и с высокой эмоциональностью выбора: группы «рациональных» и «эмоциональных» избирателей. Выяснилось, что в группе «рациональных» избирателей большинство выбрали кандидата с «рациональным» имиджем (54 %), в то время, как в группе «эмоциональных» избирателей большинство проголосовали за «эмоционального» кандидата (46 % - с учетом голосов «против всех»).
Были выделены различия в регуляторных, личностных и когнитивных особенностях «рациональных» и «эмоциональных» субъектов ПР. «Рациональные» избиратели характеризуются более высоким, по сравнению с «эмоциональными», развитием общего уровня саморегуляции, осознанного планирования целей, программирования действий, моделирования значимых условий и оценки результатов действий. Личностными характеристиками «рациональных» избирателей являются развитая логичность, рассудительность, интроверсия, личностная рациональность и более высокий уровень интеллекта. «Эмоциональные» избиратели отличаются более низким общим уровнем саморегуляции, но при этом высоко развитой регуляторной гибкостью. Их личностными особенностями являются выраженная экстраверсия, импульсивность, высокая эмоциональность и готовность к риску при более низком, в сравнении с «рациональными», уровне интеллекта и личностной рациональности.
На основании выделенных различий была составлена регуляторно-личностная типология «рациональных» и «эмоциональных» избирателей. В группе «рациональных» выделены «рационально-планирующий», «рационально-программирующий», «рационально-моделирующий» и «рационально-оценивающий» регуляторно-личностные типы. Для «эмоциональных» характерны «эмоционально-экстравертированный» и «эмоционально-нейротичный» регуляторно-личностные типы.
Выделены психологическиедетерминанты рационального принятия решений при политическом голосовании. Среди детерминант, оказывающих значимое положительное влияние на рациональность выбора выделены: развитая осознанная саморегуляция поведения; личностные свойства рациональность, логичность и рассудительность; высокий уровень интеллекта. При этом высокая интенсивность эмоций выделена как фактор, оказывающий отрицательное влияние на рациональность выбора при политическом голосовании.
Полученные данные позволили сделать вывод о ведущей роли осознанной саморегуляции субъекта при принятии решений, в частности при участии в политическом голосовании. Развитие системы осознанной саморегуляции опосредствует влияние индивидуальных когнитивных и личностных характеристик избирателя на принятие решений и повышает уровень рациональности выбора.
Тип ошибки как индикатор сознательного контроля в процессе научения
Морошкина Н.В.
(г. Санкт-Петербург)
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ.
В настоящей работе исследовалось влияние сознательного контроля на результаты выполнения хорошо автоматизированных действий. Известно, что попытка контролировать автоматизмы может привести к появлению в них ошибок и сбоев, однако мы, по-видимому, не всегда можем сознательно игнорировать (т. е. не контролировать) поступающую информацию и ее автоматическую обработку (Андерсон, 2002). Нас интересовала возможность изменения уровня сознательного контроля при решении простейших задач.
Исследование проводилось на материале задач устного счета -сложения и вычитания чисел от 1 до 9. Инструкция предписывала выполнять операции в определенной последовательности. В исследовании приняли участие три группы испытуемых (по 20 чел.). Испытуемые первой группы или только складывали или только вычитали предъявляемые числовые пары (режим повторения задачи). Испытуемые второй группы выполняли обе операции поочередно (режим простого чередования задачи). Третья группа чередовала серии из двух подряд операций сложения и затем трех подряд операций вычитания (режим усложненного чередования).
Испытуемые первой группы показали наименьшее время решения задач. Однако, несмотря на то, что подобные вычисления выполнялись ими огромное количество раз, они все же допускали арифметические ошибки. Испытуемые в третьей группе решали задачи медленнее, чем испытуемые в первой, но быстрее, чем во второй. Среднее количество ошибок во второй и третьей группе значимо больше, чем в первой, однако эти ошибки иного типа. Основное количество ошибок в условиях чередования задач носит интерференционный характер: испытуемые нарушают порядок операций (складывая вместо вычитания или вычитая вместо сложения), а вот количество арифметических ошибок во второй и третьей группе значимо меньше, чем в первой! Таким образом, наблюдается связь уровня сознательного контроля и характера совершаемых ошибок. В первой группе контроль заключался в проверке вычислений, во второй и третьей группе - в проверке правильности чередования.
Полученные в исследовании результаты позволяют сделать вывод о том, что объединение заданий в некоторую последовательность может приводить к переключению сознательного контроля на уровень последовательности, что оказывает значимое влияние на эффективность деятельности в целом. В свою очередь характер совершаемых ошибок может служить своеобразным индикатором того, на какой аспект задачи направлен сознательный контроль. При выполнении хорошо автоматизированных действий усиление сознательного контроля отрицательно сказывается на их эффективности. В этом случае целесообразно введение дополнительной задачи или усложнение основной задачи за счет включения ее в специально организованную последовательность.
347
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Стратегии преодоления стрессовых
ситуаций у профессионалов с различным отношением к инновациям
Мотовилина И.А. (г. Москва)
Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 05-06-06381 а.
Использование более гибких стратегий внедрения трансформаций в современных организациях определяет важность методов диагностики отношения к преобразованиям и стимулирования активной включенности персонала в инновационные процессы. Анализ инновационной готовности персонала особенно актуален при выявлении сотрудников и подразделений, которые могут быть послужить активным ресурсом инноваций, и, напротив, на которых должно быть обращено наиболее пристальное внимание руководства. Прямой опрос сотрудников по изучению инновационной готовности не всегда может привести к желательным результатам, например, в ситуации нежелания со стороны руководителей заблаговременно информировать сотрудников об инновациях и в силу высокой социальной желательности демонстрации со стороны сотрудников позитивного отношения к изменениям. В настоящее время накоплены достаточно большие данные по взаимосвязи, с одной стороны, индивидуальных и личностных качеств, с другой стороны, инновационной диспозиции (О.С. Советова, Л.Г. Почебут иВ.А. Чикер).
В предыдущих работах нами была показано, что инновации являются основным фактором профессионального стресса (в ситуации реорганизации), а отношение сотрудников к изменениям во многом определяет уровень и динамику стресса. В силу этого было бы интересно выявить взаимосвязи стратегий преодоления стресса и инновационной готовности. Поскольку копинг-стратегии тесно связаны с эффективностью преодоления стресса, то использование наиболее адекватных в условиях инноваций стратегий может определять более позитивное отношение к инновациям в целом.
В ходе пилотажного исследования данной взаимосвязи были использованы опросник «Отношение к изменениям» (К. Фрай-лингер и И. Фишер) для определения отношения к изменениям в самых различных сферах жизнедеятельности личности и опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (шкала SACS С. Хобфолла,адаптирована Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой). В проведенном исследовании приняли участие 20 человек- работники различных специальностей строительной компании со стажем работы от 1 до 10 лет.
Анализ результатов исследования показал, что сотрудники с высокой готовностью к инновациям ориентированы в первую очередь на такие стратегии преодоления стрессовых ситуаций, как поиск социальной поддержки и манипулятивные действия, а также отличаются слабым использованием ассертивных стратегий. Социальная поддержка в условиях инноваций может выступать не только фактором, снижающим развитие стресса, но и, вероятно, связана с возможностями получения необходимой информации, что является особенно актуальным в процессе реорганизации. Что касается активного использования манипуляционныхтехник и приемов и слабой выраженности ассертивных действий, то это вызывает определенную настороженность по отношению к инноваторам. Во многом такой стиль поведения может предопределять некоторые
проблемы при условии того, что, как показали исследования (О.С. Советова и др.), инноваторы ориентированы на профессиональный рост, поэтому манипуляции могут ими использоваться и в данной сфере. Итак, позитивное отношение к инновациям может определяться именно направленностью на карьерное манипулирование и желанием использовать различные возможности должностного роста в период инноваций. В отличие от инноваторов, профессионалы со значительной ориентацией на традиции не склонны использовать стратегию вступления в социальный контакт и чаще выбирают более острожные, выжидающие действия.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.