Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
Мунгалов В.Н. (г. Иркутск)
Проведение экономических и социальных реформ в полиэтническом государстве неизбежно наталкивается на необходимость учета мнений и настроений этнических сообществ, проживающих на территориях, которые затрагивают проводимые реформы. И не имеет существенного значения социальная ли эта реформа, экономическая или политическая, все они при реализации на местах сталкиваются с инерцией существующих социально-психологических процессов у этнических групп, которые в свою очередь опираются на групповые ценности, побудители деятельности, коллективный опыт, архетипы, особенности стратегии познания окружающего мира. Таким образом, встает необходимость изучения и понимания этнопсихологических детерминант экономических процессов для успешной реализации нововведений.
Среди научных понятий, описывающих психологические особенности больших групп можно назвать духовная жизнь общества, общественное сознание и самосознание, менталитет и менталь-ность, национальный характер пр. В рамках нашей публикации мы ограничимся теми, которые характеризуют этнические группы. Это этническое сознание, этническое самосознание, этнический менталитет, этническая ментальность, национальный характер.
Этническое сознание (в широком значении) или духовная жизнь этноса определяется как понятие (явление), содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая экономические установки и стереотипы. В узком значении этнической сознание и этнический менталитет - две стороны духовной жизни этноса. Этническое самосознание есть часть этнического сознания, отражающее восприятие и представление индивидов о себе как представителях, определенной этнической общности. Этническая ментальность свойство этнического менталитета, которое проявляется в способах осуществления деятельности и представлении о ее результатах.
Единицей анализа менталитета (и этнического менталитета) может служить деятельность по структурированию слабодифферен-цированного стимульного поля. Другими словами это должна быть непривычная, не имеющая в личном опыте респондентов деятельность, предполагающая выработку образа, стратегии выполнения
348
з-н
этой деятельности. В результате такой деятельности необходимым образом будут вовлечены все компоненты менталитета. Причем основное внимание должно уделяться таким особенностям процесса: стратегиям решения задачи, шкалам оценки, архетипам и ценностям, на основе которых создается план действий, мотивы, которые преследует респондент (в том числе в экономической деятельности). Иначе, если деятельность привычная, респондент при ее выполнении будет опираться скорее на уже имеющиеся шаблоны, что выявит скорее ментальность.
На наш взгляд, требования к подбору методов и методик исследования должны исходить из двух областей: требования к кросс-культурным исследованиям и требования, вытекающие из феноменологии этнического менталитета. Требования к кросс-культурным исследованиям, которым мы следуем, были сформулированы Фонсом Ван де Вивьером.
Учитывая особенности этнического менталитета для его исследования, мы выделили следующие требования. Во-первых, так как менталитет является сложно рефлексируемым явлением и преимущественно не осознаваем, возникает необходимость его изучения с использованием как проективных методов (опирающихся на бессознательное), так и реализующих рациональный подход (шкалирование, опросники и тесты). Во-вторых, из-за слабой разработанности проблемы менталитета, а также учитывая первое требование, интерпретация данных должна включать перекрестный анализ результатов. В-третьих, результаты интерпретации справедливы только при сравнении исследуемых этносов относительно друг друга. То есть, нельзя интерпретировать данные, полученные в сравнении как абсолютные и статичные. В-четвертых, для выявления базовых шкал оценки возможно опираться на элементы ментальное™. Это представляется логичным, когда предъявленное поле стимулов является слабоструктурированным. Обработка данных с привлечением факторного анализа позволяет составить представление о базовых шкалах оценки, лежащих в основе распознания того или иного образа.
Согласно нашим данным, полученным в результате сравнительного исследования восприятия экономических ролей, стратегии их распознания у русских бурят и евреев имеют как общие, так и специфичные черты. В исследовании приняло участие 156 человек. Из них 65 человек русские, 47 человек бурят, 44 человека евреи разных возрастных категорий, обоего пола. Для анализа были взяты роли производителя, покупателя, продавца, потребителя, налогового инспектора и предпринимателя. Так к чертам, объединяющим русских, бурят и евреев можно сходство в уровне когнитивной сложности при оценке экономических ролей. Также примерно половина факторов, выделяемых в оценке конкретной роли, имеют сходные названия. Это говорит о достаточно высоком единообразии во взглядах на экономические роли. В содержательном анализе факторов можно отметить у респондентов представленных выборок отсутствие направленности на вещи как основного критерия разведения экономических ролей. Евреи склонны разводить экономические роли на основании анализа направленности на личность. Буряты оценивают эти роли на основании двух направленностей: на дело и на себя (личность). Русские реализуют в стратегии оценки экономических ролей деловую направленность. Также на основании данных факторного анализа можно отметить, что евреи используют более рационалистскую стратегию распознания экономических ролей. Русские проявили в оценке большую эмоциональность, недифференцированность. Суть этой стратегии у русских можно
выразить так: ищем негативное качество в рассматриваемом объекте восприятия и, если его нет, помещаем его на противоположный полюс. Причем, негативное качество дифференцируется лучше, а противоположный полюс практически не рефлексируется, но, по всей видимости, предполагается.
Обыденные представления о совести
МустафинаЛ.Ш. (г. Москва)
Тема нравственности всегда привлекала большое внимание философов, этиков, писателей и психологов. В психологии особенное значение сегодня приобретает изучение нравственной саморегуляции человека, в первую очередь проблема совести. В теоретическом плане вопросы совести занимают одно из приоритетных мест в структуре психологического знания. Они изучались в зарубежных теориях (в рамках психологии сознания У. Джемса, психоаналитической теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, в концепции морального развития сознания Ж. Пиаже и Л Колберга). В отечественной психологической науке совесть рассматривалась в теории СЛ.Рубинштейна, К.А. Абульхановой, В.Э. Чудновского, ТА. Флоренской, в исследованиях нравственного развития детей Л.И. Божович, С.Г.Якобсон, в работах о нравственном идеале у М.И. Воловиковой и др.
Нами было проанализировано, что под «совестью» понимали русские люди один - два века назад. Рассматривались пословицы и поговорки о совести, собранные В. Далем, С. Ожеговым и др. (период с конца 18 века до наших дней). Отмечается использование в них метафорического языка, полно и через образы отображающего разные аспекты проявлений совести. Понятие «совесть» в русских пословицах и поговорках больше всего взаимосвязано с понятиями «стыд», «страх», «душа». Больная совесть может вести к психическим заболеваниям, что также выражается и в народном языке («У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!»). Понятие «совесть» в сознании русских затрагивает, главным образом, ситуации, связанные с нравственным выбором, ответственностью, душевными мучениями, богатством и голодом.
Нас интересовало, насколько сильно отличается понимание «совести» в настоящее время у подростков и молодежи от опыта, накопленного веками и сохраненного в форме народной мудрости. Поняв особенности представлений о совести можно попытаться спрогнозировать основные тенденции изменения нравственных установок современного общества.
Предполагается провести формирующий эксперимент со школьниками и студентами по вопросам совести на основе русских пословиц и поговорок, на основе обсуждения книг и фильмов, проанализировать с помощью микросемантического анализа специфику современных представлений о совести, а также проследить динамику изменений этих представлений в процессе бесед, коллективных дискуссий и тренингов.
349
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.