Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
Моисеева B.C. (г. Ставрополь)
Личность есть преимущественно духовная категория, поэтому столь трудно найти общезначимое определение личности на психологическом уровне. Фундаментальность личностного бытия, глубина свободы самоопределения как духовной интенции настолько превосходят поверхностные и даже интимные психические процессы, что психологи теряются в выражении этой всеобщей интуиции. Без психологии духовности и динамической модели не построить общезначимой теории личности.
С открытостью духовной сферы тесно связана также такая важная характеристика личностного бытия, как уникальность, инаковость. Личность уникальна не в силу своего своеобразия, а, наоборот, ее своеобразие есть следствие ее онтологически данной уникальности. Настоящий, глубинный межличностный контакт возможен при наличии духовного центра у каждого из собеседников. При этом для личности нет никакой необходимости в самоутверждении, в оригинальности - она всегда самоценна и уникальна, в силу самой своей внутренней свободы и бесконечности.
В известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе,тогда какличность, напротив, означает то, что от природы отлично... То, что делает человека «им самим» - неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и «бесподобной». Человек,определяемый своей природой, действующий в силу своих природных свойств, в силу своего «характера» - наименее «личен». Он утверждает себя как индивид, собственник собственной своей природы, которую он противополагает природам других как свое «я», - это и есть смешение личности и природы.
Таким образом, смешение обозначается в аскетической литературе особым термином - «самость». Однако понятие личности предполагает свободу по отношению к природе, личность - свободна от своей природы, она своей природой не определяется.
Роль мозговых структур в субъективной организации ритмических паттернов
Монахова И.Е. (г. Москва)
Работа посвящена выявлению психофизиологических механизмов ментальной активности испытуемых по образованию акустических паттернов, или по порождению ритма. Особенностью предлагаемого психофизиологического подхода является вынесение на первый план активности субъекта, что зачастую игнорируется в психофизиологии.
Чувство ритма, как субъективное отражение объективного ритма, с самого начала возникало и развивалось не иначе, как в процессе той или другой содержательной деятельности, являясь отражением одной из сторон протекания этой деятельности. (Б.М.Теплов, 1947)
Таким образом, задачами данного исследования являлись, с одной стороны, выявление психологического содержания феномена субъективной организации ритмических паттернов, и с другой стороны, статистическое обоснование типичной активности мозговых структур в связи с актуализацией процесса субъективной организации ритмических паттернов отобранными испытуемыми.
В экспериментальных сериях предъявлялась одинаковая последовательность ритмически организованных (с периодом 1200 мс) щелчков, которые в зависимости от инструкции объединялись в группы в одном случае по два а в другом случае - по три щелчка
Регистрировалась электроэнцефалограмма, после дальнейшей обработки полученных данных с использованием программы BrainSys, ВП локализовались на основе дипольной модели в программе BrainLoc
Предполагается, что факторы отражают «чистые» стратегии. Невозможность выделения стратегий из реальных записанных ВП эксперимента обусловливается тем, что стратегии менялись самим испытуемым, и нередко был факт применения двух стратегий одновременно.
344
з-н
Применение стратегий, образов представлений испытуемыми в данном эксперименте безусловно относится к активной позиции восприятия, то есть «соделывания» ритма, проявлении той самой внутренней активности, без которой ритм в субъективном плане не может возникнуть.
Таким образом, в первом факторе, как показали результаты локализации эквивалентных дипольных источников, отмечается большой вклад затылочно-височной области коры и мозжечка в процесс объединения щелчков в паттерн.
Таким образом, мы видим, что большой вклад мозжечка в факторы, выявленные в данном исследовании, указывают не на гнозис ритмических структур, а именно на их построение, участие иерархического внимания в этой деятельности. Таким образом, участие мозжечка может рассматриваться как отражение процессов контроля, программирования, а также иерархического объединения стимулов в паттерн.
Психологический анализ деятельности для оценки в потребности в программном обеспечении кафедры прикладной этики
Морозов А.В., Берцева М.В.,
Науменко О.В., Щербакова О.В.
(г. Санкт-Петербург)
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс является одной из приоритетных задач для любого образовательного учреждения.
Внедрение программного обеспечения (ПО) идет тремя потоками. Первый поток - кафедры, разрабатывающие программное обеспечение. Второй - кафедры, готовящие специалистов, которые в практической деятельности используют высокоспециализированное программное обеспечение. Третий - кафедры, использующие универсальные программы. Первые два потока организованы по классическим схемам проектирования информационной среды. Требования к программному обеспечению формулируются либо самими разработчиками (первый поток), либо разработчиками специализированного ПО (второй поток).
Кафедры третьего потока вынуждены ориентироваться на популярность (доступность) ПО. Опасность такого подхода в том, что качественные разработки часто остаются вне поля зрения, а специализированные программы кажутся слишком сложными для освоения. Заказывать разработку ПО сложно из-за того, что специалисты в предметной области не всегда могут сформулировать требования к программным продуктам на языке, доступном разработчикам. А разработчикамтрудно оценивать объем работ и основные требования потому, что они слабо ориентируются в предметной области и целях деятельности потенциальных пользователей.
Психологический анализ деятельности позволяет изучить реальные потребности пользователей, выявить основные семантические схемы экспертов в предметной области и подготовить описание в терминах, используемых при разработке программного обеспечения.
На кафедре прикладной этики (третий поток) проведено исследование, цель которого было изучение возможностей по применению современных информационных технологий (ИТ) на кафедре прикладной этики. Был выполнен предпроектный анализ, что позволило сформулировать требования к качеству и содержанию программного обеспечения. Использовались методы: анализ литературы, структурированное интервью, построение инфологических моделей, метод репертуарных решеток, статистическая обработка, юзабилити-тестирование прототипов ПО.
В части разработки требований к программному обеспечению рассмотрены базы данных и системы управления этими базами, программноеобеспечениедля поддержки учебного процесса, программного обеспечения научно-исследовательской деятельности и сайт кафедры. Создан прототип базы данных кафедры.
В части разработки учебно-диагностических программ разработаны программы интерактивного обучения анализу ситуаций этического выбора и подготовлены методические материалы по применению метода репертуарных решеток.
Распространение персональных компьютеров сделало информационные технологии доступными. А инженерно-психологическое проектирование рабочих мест традиционно проводится либо для сложных комплексных систем, либо для массовых (усредненных) рабочих мест. Возникла необходимость разработки методик проектирования индивидуальных рабочих мест. Проведенное исследование является первым шагом на пути разработки таких методик.
Эмоциональный слух и компьютерный метод его диагностики
Морозов П.В. (г. Москва)
Эмоциональный слух (ЭС) - одна из важнейших психологических характеристик человека, обусловливающая способность слушателя определять эмоциональное состояние говорящего или поющего по звуку его голоса. В музыкальном искусстве ЭС позволяет слушателю распознавать тонкие эмоциональные оттенки пения и инструментальной музыки.
Понятие эмоционального слуха и самтермин «эмоциональный слух» были предложены и научно обоснованы профессором В.П. Морозовым еще в 1985 г. (Морозов, 1985), а в 2002 г. им был получен патент на способ определения ЭС человека.
Предложенная автором теста методика определения ЭС состоит в предъявлении слушателю серий эмоционально окрашенных речевых или вокальных фраз или фрагментов инструментальной музыки, произнесенных актером, пропетых певцом или исполненных (сыгранных) музыкантом на каком-либо музыкальном инструменте, в которых разные эмоции (радость, печаль, гнев и страх, а также нейтраль) чередуются в случайном порядке. Обследуемый слушатель должен определить характер эмоции и записать свой ответ в специальный бланк. В дальнейшем ЭС человека вычисляется как процент его правильных ответов по отношению ко всем предъявленным ему эмоционально-окрашенным фразам (или вокально-музыкальным фрагментам). Такимобразом,тради-
345
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
ционно при определении ЭС по тесту В.П. Морозова использовался бланковый (анкетный) способ.
Преимущество данного бланкового способа в том, что он позволяет единовременно протестировать большую группу людей (до 50-100 человек) Все, что для этого необходимо иметь - это сам тестовый материал (эмоционально-окрашенные сигналы), магнитофон для его воспроизведения и набор бланков для записи ответов испытуемыми. А недостаток данного варианта теста в том, что он требует значительных трудозатрат по обработке результатов, несмотря на то, что само тестирование длиться всего 10-15 минут.
Ввиду сказанного было решено воплотить методику оценки ЭС в компьютерной программе, которая бы взяла на себя все функции по обеспечению процесса тестирования, а также по трудоемкой обработке полученных результатов.
Кратко обозначим круг задач, которые можно решать с использованием компьютерной методики.
Во-первых, программа хранит записи всех тестовых сигналов, речевых, вокальных, инструментальных звуков, использованных в создании теста на ЭС. Она хранит также в памяти записи всех проведенных ранее исследований и в любой момент позволяет быстро сопоставить результаты вновь проведенного исследования с предыдущими данными как самого испытуемого, так и с результатами других обследованных лиц. Это важно для оценки динамики развития ЭС в результате тренировочных занятий и т. п. Ранее бланковая методика использовала только 30 специально отобранных сигналов. Теперь есть возможность работать с полным набором сигналов, что расширяет вариативность теста.
Имеется возможность предоставлять тестовые сигналы в любой последовательности (по указанию экспериментатора). Можно задать стандартную последовательность сигналов, которая использовалась на протяжении многих лет существования теста на ЭС, а можно использовать любую случайную, сгенерированную программой последовательность. Причем экспериментатор имеет возможность задавать различные условия генерации такой последовательности, либо задавать ее вручную. Это обеспечивает невозможность запомнить последовательность тестовых сигналов (например, при повторном тестировании).
Программа может изменять длительность времени, предоставляемого испытуемому для принятия решения. Это позволят осуществить индивидуальный подход к тестированию.
Программа позволяет отследить время, которое потребовалось испытуемому, чтобы принять решение о том, какая эмоция была предъявлена. Это важный диагностический показатель (характеризующий уверенность в ответе), который ранее не использовался в методике (в силу сложности реализации) и использование его стало возможным лишь теперь, т. к. компьютер позволят сделать это без труда. Как правило, тот, кто быстро и четко дает свой ответ (иногда даже не дожидаясь окончания тестовой фразы), обладает высоким или повышенным эмоциональным слухом. И наоборот, тот, кто долго думает и колеблется между разными вариантами ответов, имеет низкий или пониженный ЭС.
Ответы испытуемого автоматически обрабатываются уже непосредственно в процессе тестирования, обработка получаемых ответов ведется в реальном времени. Это позволяет уже к концу тестирования выдать обследуемому его результаты и их краткий анализ. Вариант для испытуемого имеет графическое представление результатов и сравнительную их оценку (см. пример выданного компьютером бланка с результатами тестирования ЭС). Полученное
значение ЭС автоматически относится к тому или иному классу ЭС (хороший, средний, низкий и т. п.). При подсчете результатов тестирования программа использует встроенную базу данных, и сравнивает полученное значение ЭС с выборкой абитуриентов Московской государственной консерватории и выборкой студентов психологов, проходивших тестирование на протяжении многих лет. Программа позволяет быстро сводить результаты группового тестирования в единую таблицу Excel для последующей статистической обработки, сопоставления с другими данными испытуемых и т. п. в целях научных исследований).
Пример выданного компьютером заключения по результатам тестирования
(Обследуемый ПА, 26 лет):
Ваш эмоциональный слух составляет в целом 73,3%. Это означает, что Вы правильно определили 22 эмоций из 30 возможных. Данный результат относится к классу «хороший» ЭС. Такой результат встречался ранее в 28,1 % случаев у молодых абитуриентов-вокалистов Московской консерватории и в 39,1% случаев у студентов-психологов. В данном конкретном случае Вы правильно определили: эмоций радости - 3, печали - 6, гнева - 6, страха - 3,нейтрали - 4
В л юбом случае, даже если Ваш ЭС является средним или хорошим, его можно развить в определенной степени с применением специальных психологических упражнений.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.