Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
Майнина И.Н. (г. Москва)
Одной из важнейших психологических характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Есть основания полагать, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующие влияние на многие аспекты поведение человека, играя важнейшую роль в формировании межличностных отношений, в способе разрешения каких-либо кризисных ситуаций т. д.
Впервые методы анализа данной характеристики были разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является так называемая шкала локуса контроля Дж. Роттера (J.B. Rotter), широко применяемая в американской психологии и сегодня. Шкала основана на следующих предположениях.
Люди различаются между собой по тому, где они локализуютконтроль над значимыми для себя событиями. На основеданного, различают два полярных типа локуса контроля:экстернальный и интернальный. Если в первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являютсярезультатом внешних обстоятельств (ситуации, других людейи т. д.), то во втором случае человек склонен считать значимыесобытия своей жизни результатом собственной деятельности.Причем любому человеку свойственна определенная позицияна континууме локуса контроля.
Локус контроля, характерный для человека, универсален поотношению к любым типам событий и ситуаций, с которымион сталкивается по ходу жизни. Один и тот же тип контроляхарактеризует поведение индивида и в сфере достижений,и в случае неудач. Поэтому для измерения локуса контроля данного респондента достаточно получение лишьодной одномерной характеристики, отражающей его позицию на континууме локуса контроля или экстернальности-интернальности.
Второе положение представлялось отечественным исследователем мало приемлемым, поэтому был разработан опросник УСК, дифференцирующий локус контроля по интернальности-экстернальности, по эмоциональному знаку ситуаций и учитывающий ситуационные специфические показатели.
В работе использовались 3 шкалы (Ио - общая интернальность, Ид - интернальность в сфере достижений, Ин - интернальность в сфере неудач), так как именно эти шкалы отражают верхние уровни иерархической структуры системы регуляции деятельности.
В качестве объективной методики для измерения уровня экзистенциальной исполненное™ личности нами применялся адаптированный вариант опросника «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер, операционализирующий основные понятия
экзистенциально-аналитической теории личности. Опросник состоит из 4 субтестов, которые соответственно измеряют:
самодистанцирование (SD) (способность отойти от самогосебя на некоторую дистанцию, в результате чего взгляд на мирстановится более свободным, а человек «выходит» за рамкисебя и смотрит на ситуацию со стороны);
самотрансценденция (ST) (способность человека почувствовать, что является важным и правильным с точки зренияего ценностей; способность экзистенциально быть с другимилюдьми и дать им затронуть свои чувства);
свободу^) (способность найти в мире возможности);
ответственность(V) (степень воплощения собственных решенийвжизнь).
Методы обработки и анализа данных. Для обработки данных был использован статистический пакет SPSS v12.0 forWindows. Для проверки корреляций количественных показателей шкал опросника ШЭ с показателями опросника УСК использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Выборка. В исследовании связи экзистенциальной исполненное™ личности с уровнем субъективного контроля участвовало 95 человек (32 мужчины, 63 женщины) в возрасте от 17 до 79 лет, средний возраст респондентов составил 34 года.
Результаты.
Была получена положительная корреляционная связь всех шкал опросника ШЭ и выделенных нами шкал опросника УСК (Rs от 0.294 до 0.484 при р<=0,01).
Обсуждение результатов.
Большинство решений, которые принимает в течение своей жизни человек, он принимает самостоятельно. Но остается вопросом насколько ответственно он подходит к их решению, несет ли он ответственность за себя и близких, насколько он свободен в своем выборе относительно ситуации. В нашем исследовании проверялась связь экзистенциальной исполненное™ личности и того, как человек локализует контроль над значимыми для себя самого событиями.
Результатом корреляционного исследования стало то, что все шкалы, определяющие уровень экзистенциальной исполненное™ положительно связаны с используемыми нами шкалами опросника УСК. Это соответствует предположению о том, что интерналы большинство важных событий вжизни считают результатом собственных действий, считают себя способными контролировать события, и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Для экстерналов верно обратное. Наиболее значимым для нас здесь является то, что экзистенциально-исполненная личность имеет интернальный локус по отношению к событиям с положительным и отрицательным эмоциональными знаками (Ид, Ин), что свидетельствует об устойчивости такой личности как в случае успехов, так и в случае неудач.
Таким образом, наши предположения относительно наличия значимых положительных связей между уровнем экзистенциальной исполненное™ личности и уровнем основных шкал локуса контроля нашли свое подтверждение в проведенном нами корреляционном исследовании.
321
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Модель развития духовных способностей
Макарова К.В. (г. Москва)
Решающим для понимания развития способностей является вопрос о детерминации их развития (по С.Л. Рубинштейну). Развитие «истинно»-человеческих способностей, то есть личностных, духовных идет двумя путями. Первый путь - через наработку интеллектуальных операций, совпадающий с развитием способностей субъекта деятельности, которые направлены на взаимодействие с внешним миром и для достижения цели в деятельности. Второй путь - через эмоциональные переживания, связанные с ценностным выбором и вхождением в определенное эмоциональное состояние. Этот путь ведет к развитию личностных способностей поведения, которые направлены на познание человека, изменение взаимоотношений и ситуаций, связанных с другими людьми. Развитие двух видов спо-собностей,хотя внешне разнодетерминированных, взаимосвязано, оно обеспечивает качественное своеобразие «истинно»-человеческих способностей, то есть духовных способностей.
Для построения модели развития духовных способностей необходимо понимать, что духовные способности - это новые системные качества функциональной системы способностей, которые появляются при духовном ценностном переживании, изменяющем функциональное состояние, и проявляются в продуктивности деятельности.
Духовные ценностные переживания и изменение функционального состояния происходят под воздействием духовных факторов. Воздействие духовных факторов может быть опосредованно имеющимися или формирующимися личностными качествами, которые составляют внутренние условия личности. Актуализация личностных качеств настраивает функциональную систему способностей и структурные компоненты способностей к переструктурированию и интеграции.
Появление новых системных качеств функциональной системы способностей опосредуется изменением психического состояния в результате внешних воздействий духовных факторов. Сенсорный приток вызывает концентрацию внимания, повышая уровень активации, означающей одновременную деятельность нервных элементов, что соответствует определенному функциональному состоянию. Активационное состояние влияет на внутреннюю психическую деятельность, под его влиянием происходит изменение интеграции психических функций и как следствие меняется их качество. На уровне сознания происходит переживание чувств. Развивающееся мотивирующее состояние, сопровождаемое эмоциональной активацией, направлено на постижение смысла и повышение уровня понимания. В нем определяется отбор информации, характер обработки, устанавливаются отношения, обобщения и другие способы обработки. Все перечисленное характеризует духовное состояние. Описанные процессы и механизмы нашли свое отражение в структурной модели развития духовных способностей.
Формирование профессионального
контекста будущего учителя средствами школьных учебников
Макарченко М.Г. (г. Таганрог)
Сегодня образование внутреннего профессионального контекста будущего школьного учителя не должно быть стихийным, непроизвольным. Внутренний профессиональный контекст должен формироваться целенаправленно в соответствии с общественно-историческим опытом обучения и с учетом субъектное™ будущего специалиста - учителя-предметника.
В профессиональном контексте можно выделить учебно-предметную составляющую (контекст) и методико-предметный контекст (например, учебно-математический, методико-математический контексты).
Учебно-предметный контекст субъекта (учителя, студента или ученика)- это общественно-исторический опыт отражения субъектом предметных знаний школьного образования, которые приобретены в условиях конкретной ситуации (автор учебника, опыт субъекта, приобретенный им при решении конкретной задачи и др.). Методико-предметный контекст субъекта (учителя или студента) - это общественно-исторический опытобучения школьному предмету, отраженный в сознании субъекта в условиях конкретных профессиональных ситуации.
А.А. Вербицкий, определяя контекст как систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов, выделяет внутренний и внешний контексты.
Под контекстом (Э.Е. Бехтель, A3. Бехтель) понимается «психическая конструкция, образованная совокупностью контекстуальных систем; мемориально-когнитивный тезаурус индивида, осуществляющий информационное обеспечение психической деятельности». Контекстуальные системы (КС) - формы организации когнитивного материала, образующие системы и участвующие в процессе восприятия. Первичный внешний контекст, образует внутренний контекст, который, в свою очередь, задает новый внешний контекст. Внутренний контекст формируется посредством ко-образа, который при встречах с аналогами пополняется и корректирует создаваемый образ.
Одним из источников пополнения и корректировки внутреннего методико-предметного контекста будущего учителя является контекстуальный анализ набора текстов школьных учебников. Причем этот набор должен обладать специальными качествами (отдельно взятый текст может лишь познакомить с «чем-то»). Он должен иметь:
определенную содержательную целостность;
отражать все разнообразие видов контекстов и их характеристик,
деятельность по «передаче» предметной информации из этогонабора не должна быть однообразной.
Выделяем следующие виды контекстуальных систем: мотиво-целеполагающая, рефлексивно-оценочная, преемственно-познавательная.
Мотиво-целеполагающая КС имеет следующие типы: мотивация, обладающая направляющей функцией; мотивация, обладающая
322
з-н
стимулирующей функцией; мотивация, обладающая побуждающей функцией; мотивация, обладающая организующей функцией и др. Например: 1) вначале параграфа автор говоритучащимся отом, что будем изучать. Это пример направляющего мотива; 2) допустим, что автор побуждает учеников на решение какой-либо задачи, ученики приступают к ее решению, но не могут довести его до конца в силу недостаточности знаний. При этом автор говорит о том, что «это» можно будет сделать позднее, изучив определенную тему. В этой ситуации автор в текст задачи «прячет» стимулирующий мотив.
Рефлексивно-оценочная КС имеет следующие типы: рефлексия, направленная на организацию своих знаний и умений; на организацию протекания своих речевых и умственных действий; и рефлексия, направленная на преобразование параметров своего поведения и своих действий.
Преемственно-познавательная КС имеет следующие типы: преемственность наращивание; преемственность настройка; настройка-наращивание; преемственность создание; преемственность перестройка; настройка перестройка (реорганизация; координация; перецентровка).
Представленные выше КС могут взаимодействовать между собой. Выделяют следующие виды взаимосвязи между КС: соподчинение; вложенность, переносимость. Соподчинение КС - это такое наложение двух или более КС, при котором одна или несколько КС (вспомогательные) являются средством реализации другой КС, являющейся целью (основной КС). Вложенность КС заключается в том, что некоторая совокупность текстов (с основными КС) образуют новый текст, основной контекст которого включает составляющие контексты в качестве вспомогательных. Переносимость КС заключается в том, что аналогичные по структуре тексты (рассматривая одинаковые по структуре параграфы) имеют аналогичные КС, а, значит, и контексты.
Определить КС параграфа можно по внешне опознавательным атрибутам: значки на полях учебника; специально выделенные абзацы; внешние структурные компоненты, характерные для данного учебника; специальные цветовые выделения и др. Так, например, в учебнике Мордковича А.Г. обозначению «алгоритм» - преемственность «наращивание».
Для того чтобы контекстуальный анализ текстов школьного учебника стал средством формирования профессионального контекста целесообразно выполнение следующих условий: 1) его востребованность студентом в ходе квазипрофессиональной деятельности; 2) наличия специальной системы заданий, направленной на понимание контекстов и изучения их взаимосвязей; 3) одним из результатов контекстуального анализа должен быть диалог влицах «учитель-ученик»; 4) заранее поставленной цели - реализовать «осведомленность» о тексте в процессе квазипрофессиональной или профессиональной деятельности; 5) квазипрофессиональная деятельность должна предусматривать различные проекции создаваемой методической ситуации.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.