logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 109

модействия в свою очередь обусловлен процессами под­ражания и заражения ребенка эмоциям взрослого, тем как взрослый удовлетворяет органические и познавательные потребности ребенка.

Ранее отмечалось, что в первый месяц жизни мла­денца доминируют отрицательные эмоции. Положитель­ные эмоции появляются со второго месяца жизни и посте­пенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В 3-5 ме­сяцев ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует о неспособ­ности младенца различать эмоции взрослого. В тоже вре­мя он уже может дифференцировать оттенки положитель­ных эмоций взрослого'. Доминирование положительных эмоций в этот период времени обусловлено тем, что имен­но они побуждают ребенка к общению и вместе с этим выполняют собственно коммуникативные функции, т.е. выступают как средство общения. В этот же период вре­мени, от начала второго до шести месяцев отрицательные эмоции выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует их тонкой дифференцировки. Поэтому они весьма примитивны. И только со второго полугодия, ког­да отрицательные эмоции начинают выполнять коммуни­кативные функции и регулировать начало предметно-ма-нипулятивной деятельности младенца начинается их ин­тенсивная дифференциация. Так во втором полугодии появляются такие эмоции как обида, ревность, огорчение и агрессия. Все это, по-видимому, является следствием пер­вых шагов самовыделения младенца, становления его «Я».

Поскольку одним из факторов развития эмоциональ­ной сферы младенца является его взаимодействие с взрослы­ми, остановимся на фактах экспериментального изучения

' Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.:Педагогика, 1986.

110 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

А.И.Сорокиной влияния эмоционального поведения взрос­лого на развитие эмоций младенца'.

Положительные и отрицательные эмоции взрослого как фактор развития эмоций младенца

В первом полугодии младенцы эмоционально реа­гируют на любые формы внимания к ним взрослого. Ин­тересно отметить, что на безразличие, проявляемое взрос­лым к ребенку, младенец реагирует уже в первом полуго­дии. Не случайно, поэтому говорят, что худший вид оценки - это ее отсутствие. Начиная со второго полуго­дия, младенец дифференцирует положительные и отрица­тельные эмоциональные состояния взрослого. На разви­тие этой способности у ребенка большое влияние оказы­вает характер и интенсивность общения ребенка с взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, к примеру, воспитывающихся в домах ребенка, способность к дифференцировке эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Такие дети и во втором полугодии все еще положительно реагируют на негативные состояния и реакции взрослого человека, в то время как «семейные» в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицатель­ные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижают­ся, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки не­доверия и смущения. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном это проявления ис­пуга, скованности и слабого недовольства. Таким обра­зом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как фактор дифференциации эмоциональ­ной сферы младенца.

' Сорокина А. И. Развитие эмоций в общении с взрослыми у де­тей первого года жизни. М., 1987.

111

Глава 2. Психическое развитие младенца Развитие эмоций ребенка как средство

его общения с взрослым

Уже в первом полугодии число эмоций проявляемых младенцем при адресованных к нему эмоций взрослого больше, чем при неадресованных эмоциях взрослого. Од­нако во втором полугодии это различие становится стати­стически значимым во всех видах эмоционального взаи­модействия взрослого с ребенком, кроме безразличия. В сравнении с первым полугодием расширяется и репертуар эмоций младенца.

О приоритетном развитии эмоций как средства об­щения говорит тот факт, что неадресованные эмоции взрослых все еще вызывают эмоциональные реакции по­лугодовалых детей из детского дома, но уже во втором полугодии они остаются безразличными к ним. Семейные дети эмоционально реагировали на неадресованные дей­ствия взрослых и в первом и во втором полугодиях. Та­ким образом, развитие эмоций у детей идет не по пути под­ражания эмоциям взрослых, а по пути развития эмоций как средства общения.

Эмоции младенца и формы общения с взрослыми

Известно, что ведущим видом деятельности ребенка до года является так называемое непосредственно-эмоци­ональное общение. При этом взрослый выступает для ре­бенка как заботливый и любящий его родитель. Эмоцио­нальная сторона общения является ведущей и именно по­этому столь велика роль положительных эмоций. Начиная со второго полугодия, с появлением элементов предмет-но-манипулятивной деятельности эмоциональный аспект в общении начинает уступать свое место деловому аспек­ту. Взрослый выступает не только как любящий и заботли­вый родитель, но и как образец для подражания. В рамках

112 А верин В. А. Психология детей и подростков_____ «делового» общения отрицательные эмоции выражены ярче, чем положительные, они включаются в коммуника­тивную сферу ребенка. Отрицательные эмоции использу­ются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения желаемого ребенком контакта. Таким обра­зом, освоение эмоций становится необходимым условием коммуникации, что и объясняет их интенсивное развитие.

Уже отмечалось, что развитие эмоций возможно не только в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми, но и в результате развертывания заданной природой про­граммы, в силу ее генетической обусловленности. Но, прежде всего несколько общих замечаний об эмоциях как таковых. Есть несколько «вечных» вопросов, возникаю­щих при обсуждении эмоций. Первый из них, что такое эмоция?

Эмоция - это системное свойство организма, кото­рое охватывает по меньшей мере три компонента: пере­живание или осознаваемое ощущение эмоции; процессы, протекающие в нервной, эндокринной, дыхательной, пи­щеварительной, сердечно-сосудистой и других системах организма; выразительные комплексы, которые отража­ются в мимике, пантомимике человека'.

Второй вопрос - это вопрос о врожденности - приоб-ретенности эмоций. Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают тезис Ч-Дарвина о врожденности и универсальности фундаментальных эмоций (удивление, страх, отвращение, презрение, гнев, радость и др.). Однако по мере приобретения опыта люди научаются подавлять или изменять особенности этих врожденных эмоций.

Третий вопрос - это вопрос о «плохих» и «хороших» или о положительных и отрицательных эмоциях. Есть

Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.