Глава 2. Психическое развитие младенца 81
ответ на видимый объект в 46 недель, нативисты интерпретировали как убедительное доказательство своей правоты. В ответ на это Т.Бауэр, тем не менее, дает отрицательный ответ. Оказывается, что внешнее окружение начинает оказывать влияние на развитие младенца при достижении им возраста 44 недель'!
Другой часто используемый нативистами аргумент - это результаты межкультуральных исследований, когда сравниваются между собой младенцы, воспитывающиеся в разных культурах. Например, У.Ден-нис изучал развитие навыков ходьбы у детей индейцев хопи. В одной группе детей обучали согласно традициям племени: в первые месяцы жизни их привязывали к доске таким образом, что младенцы не могли ни подняться, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Дети из другой группы развивались как обычные европейские младенцы. Было показано, что дети из обеих групп начали ходить без всякой поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким образом, суровые традиции традиционного воспитания не задержали развитие детей2.
В ходе изучения сенсомоторного интеллекта детей в разных странах - Берег Слоновой Кости, Франции, Индии - была обнаружена идентичность развития у всех исследованных младенцев, несмотря на громадные различия в их культурном окружении. То же было обнаружено и в отношении появления социальной улыбки3.
Однако Т.Бауэр не спешит признать правоту нативистов, апеллируя к общеизвестному факту неравномерности психического развития в детском возрасте. Поскольку индивидуальный контроль за скоростью созревания младенцев не велся, а разные дети развиваются различно,
82 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______
то при сравнении групп необходимо учитывать, что в одной из них могло оказаться больше быстро развивающихся детей, чем в другой'. Таким образом, Т.Бауэр ставит под сомнение доводы нативистов не потому, что они принципиально не верны, а потому, что условия экспериментов оказались не выдержанными.
Тем не менее существуют веские доказательства в пользу существования врожденных программ моторного развития ребенка. Примером наличия таких программ являются результаты изучения навыков вокализации у глухих детей. Известно, что нормальные младенцы начинают лепетать в пятимесячном возрасте. Глухие дети тоже проходят через стадию лепета и лепечут они столько и также как нормальные дети, хотя и не слышат себя. Таким образом, слух не обязателен не первой стадии вокализации и для ее поддержания не требуется обратной связи. К концу первого года жизни у нормальных детей лепет постепенно переходит в разговорную речь, которую нормальный ребенок постоянно слышит вокруг себя. У глухих детей фаза становления разговорной речи отсутствует. Практика показывает, что закрепление навыков речи требует длительного времени: речь же детей, оглохших в детстве, постепенно оскудевает и в самых крайних случаях опускается до уровня вокализации детей глухих от рождения. В то же время наступление глухоты в более позднем возрасте, например, в шесть лет уже не влияет на развитие речи, поскольку речевое поведение не нуждается в слуховой поддержке. Приведенный пример наглядно показывает сложный характер отношений между процессами созревания и внешними событиями. Совершенно очевидно, что развитие осуществляется даже при отсутствии специальных внешних воздействий, по-видимому, за счет реализации врожденной программы. Однако наступает момент, когда эта
программа становится чувствительной в отношении внешних факторов, действующих на нее. Опыты Б.Уайта наглядно продемонстрировали влияние окружающей среды на формирование некоторых моторных навыков, в частности, навыка дотягивания, что позволило ему сформулировать целостную модель моторного развития младенца. Т.Бауэр, критически оценивая результаты этих исследований и на основании анализа своих собственных экспериментов, приходит к выводу о том, что моторное развитие младенца проходит в своем развитии несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга'.
Пфвая стадия заключается в том, что сначала развитие осуществляется согласноразверткеврожденной программы. По мнению Т.Бауэра и зрительно-моторная и слухомо-торная координация является врожденной, но с возрастом она скорее затухает, чем улучшается. Причина этого затухания, как подчеркивает автор, «представляет собою результат недостаточной практики, а не специфики процесса роста нервных сетей» (выделено нами-В.А.)2. Однако на следующей стадии моторного развития процесс созревания направляется и уточняется при помощи простых эффектов научения. Так, например, навык дотягивания до предметов можно видеть у детей сразу же в послеродовый период. Удачные случаи составляют около 40%, при этом некоторые из дотягиваний явно предвосхищают последующие схватывания, что указывает, во-первых, на врожденный характер этих действий, а во-вторых, на их достаточно совершенный характер. Однако уже у четырехнедельных младенцев этот навык выявить очень трудно. Он вновь появляется примерно в пятимесячном возрасте, при этом вероятность удачных схватываний достигает 80%. Становится очевидным, что если зрелые формы поведения не упражнять, они распадаются.
84 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Уже отмечалась роль психомоторики как фактора познавательного развития ребенка. В этой связи следует подчеркнуть следующий аспект этой общей взаимосвязи:
связь моторного и речевого развития ребенка. Показано, что на доречевом этапе развития младенец не говорит и не думает без рук. Взаимоотношения кисти рук и языка нео-днонаправленны, т.к. не только моторика влечет за собой артикуляцию мышц языка, но и язык младенца на ранних этапах функционально активен, т.е. язык как бы выполняет функцию кисти. Все это лишний раз подчеркивает роль моторного развития в психическом развитии младенца.
Анализируя ход моторного развития и степень влияния на него врожденных и внешних факторов, необходимо остановиться на механизме этого процесса. Ранее, при анализе механизма перцептивного развития младенца было установлено, что процесс развития внутри целостной сенсорной системы идет по пути дифференциации, т.е. по пути разделения некоего единого действия на несколько различных. Исследования Дж. Брунера' и Т.Бауэра позволяют утверждать, что принцип дифференциации справедлив и для процесса моторного развития младенца. Т.Бауэр показал, что «процесс развития, вместо того чтобы объединять дотягива-ние и схватывание, дифференцирует их, превращая единое действие (дотягивание, чтобы схватить) в два различных (до-тягивание и потом хватание)»2. Об этом свидетельствуют и результаты исследований Н.А.Розе. Ведущим принципом психомоторного развития по ее мнению является дифференциация функций психомоторного анализатора, когда «на смену грубым силовым движениям приходит масса тонких высокодифференцированных микродвижений»3.
85
Итак, анализ перцептивного и моторного развития младенца показал:
1) начало перцептивного и моторного развития осуществляется благодаря наличию врожденных программ развития;
2) наличие этих врожденных программ обеспечивает возможность их параллельного осуществления в ходе психического развития младенца;
3) принцип дифференциации является ведущим в механизме перцептивного и моторного развития младенца;
4) последующее успешное перцептивное и моторное развитие зависит от упражнения. (В конце данной главы приведены показатели психзомоторнорго моторного развития младенца, разработанные немецким специалистом Т. Хелльбрюгге.)
- Содержание
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- От автора
- Глава 1
- 1.1. Из истории развития науки о детях
- Глава 1. Психология развития ребенка
- 1.2. О методологии последующего изложения
- Глава 1. Психология развития ребенка 15
- 1.3. Детство в жизни взрослого
- Глава 1. Психология развития ребенка 17
- 1.4. Принципы психического развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 19
- Глава 1. Психология развития ребенка 21
- 1.5. Факторы психического развития
- 1.6. Механизм психического развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 33
- Глава 1. Психология развития ребенка 35
- Психическое новообразование
- 1.7. Теории психического развития ребенка.
- Глава 1. Психология развития ребенка 37
- Глава 1. Психология развития ребенка 39
- Глава 1. Психология развития ребенка 41
- Глава 1. Психология развития ребенка 43
- 1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- Глава 1. Психология развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 47
- 1.9. О диагностике возрастного развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 51
- 1.10. Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
- Глава 1. Психология развития ребенка 53
- Глава 1. Психология развития ребёнка 57
- Глава 1. Психология развития ребенка 61
- Глава 2 психическое развитие младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 63
- 2.1. Врожденные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 67
- Глава 2. Психическое развитие младенца 71
- 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 73
- Глава 2. Психическое развитие младенца 75
- Глава 2. Психическое развитие младенца 77
- Глава 2. Психическое развитие младенца 79
- 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 81
- 2.2. Психическое развитие новорожденного
- Глава 2. Психическое развитие младенца 87
- Глава 2. Психическое развитие младенца 93
- 2.3. Психическая жизнь младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 95
- Глава 2. Психическое развитие младенца 99
- 2.4. Начало развития языка и речи
- Глава 2. Психическое развитие младенца 101
- 1. Познавательная деятельность.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 103
- 2. Эмоциональные процессы и состояния.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 105
- Глава 2. Психическое развитие младенца 107
- 2.5. Эмоциональная жизнь младенца.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 109
- Глава 2. Психическое развитие младенца 113
- Глава 2. Психическое развитие младенца 115
- Глава 2. Психическое развитие младенца 117
- Глава 2. Психическое развитие младенца 119
- 2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 121
- Глава 2. Психическое развитие младенца 123
- Глава 2. Психическое развитие младенца 125
- Глава 2. Психическое развитие младенца 127
- Глава 2. Психическое развитие младенца 129
- Глава 2. Психическое развитие младенца 131
- Глава 3
- 134 Аверин в.А. Психология детей и подростков_____ 3.1. Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте
- 3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка
- Глава 3. Психология раннего детства 135
- 3.3. Освоение ходьбы
- Глава 3. Психология раннего детства 137
- 3.4. Предметные действия и условия их развития
- Глава 3. Психология раннего детства 139
- 3.5. Освоение речи
- Глава 3. Психология раннего детства
- Глава 3. Психология раннего детства 143
- Глава 3. Психология раннего детства 145
- Глава 3. Психология раннего детства 147
- Глава 3. Психология раннего детства 149
- Глава 3. Психология раннего детства 151
- 2 Года.
- Глава 3. Психология раннего детства 153
- 3.6. Эмоциональное развитие ребенка
- 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 155
- Глава 3. Психология раннего детства 157
- Глава 3. Психология раннего детства 159
- Глава 3. Психология раннего детства 161
- Глава 3. Психология раннего детства 163
- 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 165
- 3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»
- Глава 3. Психология раннего детства 167
- Глава 3. Психология раннего детства 164
- Глава 3. Психология раннего детства 174
- Глава 3. Психология раннего детства 175
- 3.8.2. Почему и каким образом ребенок усваивает воздействия родителей?
- Глава 3. Психология раннего детства 177
- Глава 3. Психология раннего детства 179
- Глава 3. Психология раннего детства 181
- 3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация
- Глава 3. Психология раннего детства t83
- Система «я»
- Глава 4
- Глава 4. Психология развития детей ... 187
- Предметно-манилулятивная деятельность Общение Наглядно-действенное мышление
- 4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 189
- Глава 4. Психология развития детей ... 191
- Глава 4. Психология развития детей ... 193
- 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 195
- Глава 4. Психология развития детей... 197
- 4.2. Развитие воображения
- Глава 4. Психология развития детей ... 201
- Глава 4. Психология развития детей ... 203
- Глава 4. Психология развития детей ... 205
- 4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников
- Глава 4. Психология развития детей ... 209
- Глава 4. Психология развития детей ... 211
- Глава 4. Психология развития детей ... 213
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- Глава 4. Психология развития детей ... 215
- Глава 4. Психология развития детей ... 217
- Глава 4. Психология развития детей ... 219
- Глава 4. Психология развития детей ... 221
- Глава 4. Психология развития детей ... 223
- 4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте
- Глава 4. Психология развития детей ... 227
- Глава 4. Психология развития детей ... 229
- 4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
- Глава 4. Психология развития детей ... 231
- 4.7. Готовность ребенка к школе
- Глава 4. Психология развития детей ... 235
- Глава 4. Психология развития детей ... 237
- Глава 4. Психология развития детей ... 239
- Глава 4. Психология развития детей ... 241
- Глава 5
- 5.1. Краткая психологическая характеристика возраста
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 249 общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением'.
- 5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте
- 5.4. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка
- 5.5. Теория развития интеллекта жЛиаже
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275
- 5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника
- 5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности
- 5.7. Развитие личности младшего школьника
- 5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
- Глава 6 психическое развитие подростка
- 6.1. Мифы и реальности подросткового возраста
- 6.2. Специфические особенности подросткового периода
- Глава 6. Психическое развитие подростка 309
- Глава 6. Психическое развитие подростка 311
- 63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста
- Глава 6. Психическое развитие подростка 313
- Глава 6. Психическое развитие подростка 315
- 6.5. Основные сферы психического развития подростка
- 318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 321
- Глава 6. Психическое развитие подростка 323
- Глава 6. Психическое развитие подростка 325
- Глава 6. Психическое развитие подростка 327
- Глава 6. Психическое развитие подростка 329
- Глава 6. Психическое развитие подростка 331
- Глава 6. Психическое развитие подростка 333
- Глава 6. Психическое развитие подростка 335
- Глава 6. Психическое развитие подростка 337
- Глава 6. Психическое развитие подростка 339
- 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
- Глава 6. Психическое развитие подростка 343
- Глава 6. Психическое развитие подростка 345
- Глава 6. Психическое развитие подростка 347
- Глава 6. Психическое развитие подростка 349
- 6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 351
- Глава 6. Психическое развитие подростка 353
- Глава 6. Психическое развитие подростка 355
- Глава 6. Психическое развитие подростка 359
- Глава 6. Психическое развитие подростка 361
- 6.6. Агрессивность и агрессивное поведение подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 363
- Глава 6. Психическое развитие подростка 365
- Глава 6. Психическое развитие подростка 367
- Глава 6. Психическое развитие подростка 369
- Глава 6. Психическое развитие подростка 371
- 6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 373
- Глава 6. Психическое развитие подростка 375
- Глава 6. Психическое развитие подростка 379