К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
Завгородняя И.В. (г. Воронеж)
Индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности студентов- относительно устойчивая система приемов и способов освоения субъектом профессиональных знаний и конкретных форм профессиональной деятельности, обусловленная внутренними и внешними условиями деятельности и направленная на создание объективно оптимального и субъективно приемлемого режима ее осуществления. Структура индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов состоит из трех базовых блоков: потенциального, процессуального и результативного.
Представленная структура позволяет выделить показатели стиля, служащие основой для построения типологии индивидуальных стилей учебно-профессиональной деятельности студентов. Такими показателями являются:
содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация на учебный или профессиональный аспектучебно-профессиональной деятельности). Это выражается вмотивационной направленности студентов (доминированиемотивов учебного или профессионального содержания) ивыборе критериев результативности деятельности (владениесодержанием учебного материала, качество подготовки кучебным занятиям, умение применять полученные знания напрактике, чувство профессиональной компетентности);
регуляторные характеристики стиля (доминирование регу-ляторных свойств личности или регуляторных процессов впроцессе осуществления учебно-профессиональной деятельности);
динамические характеристики стиля (представлены формально-динамическими свойствами индивидуальности -эргичностью, пластичностью и скоростью).
Регуляторные характеристики стиля, занимая промежуточное положение, выступают интегрирующим фактором, позволяя уравновешивать требования учебно-профессиональной деятельности и индивидуальные особенности студентов, регулируя тем самым роль внешних и внутренних условий в проявлении стиля деятельности.
Выделенные показатели индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов могут принимать индивидуально вариативные значения. Тем не менее, осуществляя качественный анализ полученных входе нашего исследования эмпирических данных, а также, опираясь на результаты наблюдения, осуществляемого в ходе работы со студентами, можно утверждать, что в каждом индивидуальном случае присутствует доминирование одних показателей стиля по сравнению с другими. Причем это доминирование является относительно устойчивым и реализуется в различных формах осуществления учебно-профессиональной деятельности. Следовательно, студенты, характеризующиеся наличием общих особенностей в предпочитаемых приемах и способах выполнения учебно-профессиональной деятельности, могут быть объединены в определенную группу, обладающую соответствующим стилем.
Более того, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности - сплав индивидуального (вариантного) и типического (инвариантного). Проявление индивидуального связано с необходимостью адаптации к конкретной деятельности своих индивидуальных возможностей и их развитие в процессе этого. Типическое основано на общих чертах конкретного вида деятельности и представляет собой те основные требования и условия, которые предъявляются к индивидуальности в рамках данной деятельности.
Анализ проявлений каждого из выделенных показателей стиля с учетом их возможных вариантов сочетания позволяет выделить 4 основных типа индивидуальных стилей учебно-профессиональной деятельности студентов.
Индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности студентов (ИСУПДС), преимущественно ориентированныйна учебный аспект учебно-профессиональной деятельностипри доминировании в процессе саморегуляции выполняемойдеятельности регуляторных свойств личности (УСЛ).
ИСУПДС, преимущественно ориентированный на учебныйаспект учебно-профессиональной деятельности при домини-
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
ровании в процессе саморегуляции выполняемой деятельности регуляторных процессов (УРП).
ИСУПДС, преимущественно ориентированный на профессиональный аспект учебно-профессиональной деятельности придоминировании в процессе саморегуляции выполняемойдеятельности регуляторных свойств личности (ПСЛ).
ИСУПДС, преимущественно ориентированный на профессиональный аспект учебно-профессиональной деятельности придоминировании в процессе саморегуляции выполняемойдеятельности регуляторных процессов (ПРП).
Каждый из обозначенных стилей приобретает индивидуально-вариативные компоненты за счет доминирования тех или иных формально-динамических свойств индивидуальности студента, которые окрашивают стилевые проявления.
Принимая во внимание особенности формально-динамических свойств индивидуальности студента, представленная типология ИСУПД может быть расширена до двенадцати частных типов, что можно обозначить как перспективу дальнейших исследований.
Студент, независимо от своей специальности, погружаясь в учебно-профессиональную деятельность, вырабатывает свой индивидуальный стиль. Здесь возможно множество вариаций, поскольку стиль соответствует индивидуальным особенностям студента. В то же время во всем многообразии стилей существует некий инвариант, поскольку учебно-профессиональная деятельность студентов разных специальностей объединена общими характеристиками как самостоятельный вид деятельности.
структуру ЦО нерелигиозных студентов и студентов РИУ, видны некоторые различия. Так, у студентов РИУ духовные ценности (мудрость, познание, развитие и др.) занимают ранг выше, а такие ценности как материальная обеспеченность и развлечения имеют ранг ниже. Из этого можем предположить, что студенты РИУ отдают предпочтение духовной стороне жизни. В то время как, у студентов светских учреждений приоритетное положение в структуре жизненных ценностей занимает стремление к самореализации, более значимыми для них являются ориентации на экономические ценности.
По результатам исследования локуса контроля по Дж. Роттеру группу студентов РИУ можно отнести к интерналам.
В работе изучалось также психологическое здоровье верующих студентов. По результатам авторского опросника получили результат выше среднего (10 баллов). Кроме того, между показателями степени религиозности и психологическим здоровьем студентов РИУ обнаружена прямая корреляционная связь (р=0,05).
Результат опросника Бойко В. В. для изучения эмпатии показал, что уровень эмпатии у студентов РИУ характеризуется как средний. А также была выявлена прямая корреляционная связь между показателями эмпатии и степени религиозности (р=0,001).
Среди ответов по тесту «20 ответов» Куна Мак Партленда, предназначенного для изучения социальной идентичности личности, часто встречались те, что характеризуют мусульманскую идентичность студентов.
Психологические особенности религиозных людей
ЗакирзяноваЛ.А. (г. Казань)
Сегодня мы наблюдаем тенденцию приобщения к религии огромного числа людей, втом числе и молодого поколения. Проблема религиозного «обращения» актуальна и сегодня. В исследовании религиозного обращения необходимо учитывать объективно-социальные и субъективно-психологические предпосылки.
Под воздействием религии у верующих формируются определенные социальные и психологические качества, которые накладывают отпечаток на их мировосприятие, принципы взаимоотношений, поведение.
Целью работы является изучение психологических характеристик верующих людей. В исследовании приняло участие 33 студента Российского Исламского Университета и группа студентов светского учебного учреждения. Выявлено, что в структуре ЦО группы студентов РИУ приоритетны следующие ценности: здоровье, познание, жизненная мудрость, наличие друзей, семья. Это может свидетельствовать о том, что ислам культивирует семейные ценности, здоровый образ жизни, уважение к людям, поиск согласия между людьми и т. д. Сравнивая
Фиксированные формы экономического поведения
Залевский Г. В.
(г. Томск),
Залевский В. Г.
(г. Барнаул)
Фиксированные формы поведения мы определяем как продолжающиеся, или/и повторяющиеся формы поведения в ситуациях, которые объективно требуют изменения и/или прекращения; при этом степень их произвольности, уровни осознания этой необходимости и готовности ее принять индивидуальны.
Экономическое поведение, определяемое в современной экономической психологии (А. Л. Журавлев, В. П. Поздняков), понимается как внешне проявляющиеся формы индивидуальной и групповой активности по отношению к различным экономическим объектам. Также постулируется диалектическое единство сознания и поведения экономических субъектов, что предполагает как согласованность, так и нетолько различия, но и противоречия между ними. Мы же склонны рассматривать их в отношениях единства, что очень ярко демонстрируется такими феноменами, как социальные установки, привычки, стереотипы, становящиеся в определенных условиях фиксированными формами (в т. ч. экономического) поведения.
20
з-н
Несомненно, что особенно актуальной проблема фиксированных форм экономического поведения становится в условиях радикальных социально-экономических изменений. Однако, как отмечается большинством авторов (А.Л.Журавлев, А. Д. Карнышев), на сегодняшний день практически отсутствуют эмпирические исследования на данную тему.
Наиболее близкими идее фиксированных форм экономического поведения являются исследования стереотипов экономического сознания. Как отмечают А. Д. Карнышев и Т. Д. Бурменко, социальные установки нередко принимают для личности характер стереотипных суждений, функционирующих в больших и малых группах. Также отмечается, что данные суждения функционируют в конкретных ситуациях, проявляются в определенных сферах жизнедеятельности, ибо они являются жизненно необходимыми - упрощением восприятия, понимания и систематизации действительности. Также, нам думается, любой стереотип, вне зависимости от его «валентности», как системное явление, в силу разных причин проявляется в фиксированных формах экономического поведения в виде неадаптивных традиций, вредных привычек, предрассудков, «финансового мышления бедняка» (Кийосаки, Лектер), «выученной беспомощности» (Селигман) и т. п. Иначе говоря, с нашей точки зрения, стереотипы экономического поведения, при воздействии определенных экономических факторов, могут трансформироваться в фиксированные формы экономического поведения.
Мы допускаем, что объяснение такой трансформации, хоть и не исчерпывающее, могут дать предложенные нами модели фиксированных форм поведения вообще.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.