logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 73

Во-вторых, доказано наличие врожденных механиз­мов восприятия удаленности предметов в пространстве. В ставшем уже классическом эксперименте Е.Гибсона и Р.Уолка (1960) со «зрительным обрывом» было показано, что умеющие ползать младенцы ни при каких обстоятель­ствах не переползают на «глубокую» сторону зрительного обрыва, что убедительно доказывает наличие у них меха­низма восприятия удаленности. Однако возраст таких мла­денцев среднем это 6 месяцев) слишком «велик», чтобы утверждать о наличии у них врожденной способности вос­приятия удаленности'. Позднее в 1963 году Б.Уайту уда­лось продемонстрировать эту способность у двухмесячно­го младенца. В серии экспериментов, проведенных Т.Бау­эром, было убедительно показано, что новорожденные в возрасте одной недели могут воспринимать удаленность и ее изменения2.

Один из самых интересных вопросов - это вопрос о механизме, обеспечивающем восприятие удаленности пред­метов в пространстве и их локализацию. По мнению Т.Бау­эра ими являются бинокулярный параллакс, параллакс дви­жения и оптический градиент расширения. Таким образом, все эти механизмы к моменту рождения практически гото­вы к функционированию, что и обеспечивает проявление у новорожденного описанных выше способностей.

Наконец, в-третьих, Р.Фанц продемонстрировал нали­чие врожденной способности новорожденного воспринимать форму предметов. Младенцам в возрасте от 4 дней до 6 ме­сяцев предъявляли 3 рисунка. На одном было изображено человеческое лицо, на другом те же элементы человеческого лица, но разбросанные в беспорядке, а на третьем сплошь

74 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

закрасили верхний участок, равный по площади всем чер­там лица (см. рис. 4).

Рис. 4. Образцы стимульного материала, предъявлявшегося детям

Дети всех возрастов смотрели чаще всего на настоя­щее лицо, гораздо реже на второй вариант и не обращали внимания на третий, что позволяет утверждать о наличии у младенцев врожденного механизма восприятия целост­ных конфигураций.

Итак, анализ экспериментальных данных изучения перцептивной (в большей степени зрительной) сферы мла­денцев позволяет сделать вывод о наличии у них врож­денных механизмов оценки местоположения предметов, удаленности и зрительного восприятия конфигурации предметов. Тем самым подчеркивается исключительно большое значение сенсорной системы в познавательном развитии младенца. Недооценка, а тем более пренебре­жение этим аспектом психического развития младенца может приводить к снижению темпов, а в худшем случае, деформации хода познавательного развития ребенка. Вы­деление в сфере психического сенсорной системы в каче­стве самостоятельной, наряду с моторной, согласуется с гипотезой В.М-Аллахвердова о параллельности сенсорно­го и моторного развития в ходе познавательного разви­тия младенца, а, следовательно, и о неоспоримо большей роли восприятия как одной из ведущих основ познаватель­ного развития младенца.

Мы специально подчеркнули значение собственно зрительного восприятия в психическом развитии ребенка.