logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 67

мы -визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) или кинестетической (чувственно-двигательной). Выбор реп­резентативной сенсорной системы обусловлен уровнем чувствительности каждой из них: чем более развита у ин­дивида чувствительность какой-либо системы, посред­ством которой осуществляется сбор информации об окру­жающем мире, тем вероятнее подсознательный выбор в ее пользу. На рис. 3 представлены глазодвигательные реак­ции «нормально организованного» правши, по которым можно судить о представленное™ сенсорных систем.

Рис. 3. Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши

Зк - зрительно конструируемые образы;

З3 - зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы;

С^ - аудиально конструируемые звуки или слова;

С3 - аудиально вспоминаемые звуки или слова;

К - кинестетические ощущения, а также вкус и запах;

С - слуховые сигналы.

З*

68 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Опыты по выявлению степени распространенности сенсорных предпочтений показали, что у почти 46% испы­туемых регистрируется выраженная склонность к преиму­щественному использованию того или иного сенсорного канала, а у 54% испытуемых такие предпочтения не обна­ружены. Очевидно, что развитие так называемых репре­зентативных сенсорных систем и опора на них индивида в своей детской и взрослой жизни тесным образом связано с развитием соответствующих анализаторов и аналогичных им психических способностей в перцептивной и психомо­торной организации человека.

Все сказанное подчеркивает актуальность выяс­нения того, с чем новорожденный входит в новый для него мир. Это важно еще и потому, что очень долгое время в психологии проблема психического развития младенца практически была закрытой. Психологические знания о младенце были очень скудными. Они мало отличались от обычных, житейских, являвшихся результатом весьма по­верхностных наблюдений за младенцем. А ведь при таком взгляде на жизнь младенца создается впечатление, что он ничего не умеет делать, кроме как есть и спать. Так ли это? Неужели новорожденный - это «чистая доска»? Неужели прав В.В.Зеньковский, когда 1924 году писал, что «дитя вступает в жизнь почти слепое и глухое», выражая тем са­мым общую точку зрения многих психологов того време­ни?'. Ответ на этот вопрос крайне важен и, прежде всего, с практической точки зрения.

Современная психология, как отмечалось выше, на­копила немало новых знаний о психической жизни мла­денца, что позволило выделиться самостоятельной отрас­ли - психологии младенческого возраста. Установлено, что реальные психические возможности младенца гораздо шире, глубже, а главное неизмеримо сложнее тех проявле-

69

ний психики, с которыми родители, врачи и воспитатели привыкли иметь дело в своей повседневной жизни. Поэто­му важно выяснить репертуар врожденных способностей младенца, которые «следует упражнять» с целью обеспе­чения максимальных темпов познавательного и личност­ного развития.

Приступая к анализу врожденных способностей мла­денца, нужно остановиться на уровне развития и степени готовности всех анализаторных систем. Ведь если основ­ные анализаторы новорожденного еще не готовы к обслу­живанию психических проявлений, автоматически снима­ется проблема и самих психических способностей ребенка.

Не вдаваясь в подробное описание состояния ана­лизаторных систем, сошлемся на мнение академика С.А.-Саркисова о том, что в целом к моменту рождения ребен­ка достаточно развиты все виды анализаторов'. Это оз­начает, что к моменту рождения состояние центральной нервной системы ребенка способно обеспечить начало его психической жизни. Поэтому новорожденный реагирует на запах, болевые, тактильные и температурные раздра­жения, на световые и звуковые стимулы. Понятно, что в первые дни после рождения большее значение в жизни ребенка имеют филогенетически более древние анализа­торы - кожный, вкусовой и обонятельный и меньшее -филогенетически молодые - зрительный и слуховой. Именно поэтому долгие годы считалось, что новорожден­ный - это в основном существо чувствующее, практичес­ки неспособное к каким-либо видам собственно познава­тельной деятельности. Именно поэтому основной акцент при оценке психического развития младенца делался на его психомоторное развитие. Не случайно при оценке ум­ственного развития младенцев чаще всего использовались

70 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

различные психомоторные показатели. Считалось, что все последующее психическое развитие, и, прежде всего, по­знавательное, обусловлено уровнем психомоторного раз­вития младенца. Однако последние исследования психики младенца, и особенно исследования Т.Бауэра, показали, что новорожденный обладает значительным потенциалом не только в сфере психомоторного, но и перцептивного развития. Т.Бауэр и другие психологи убедительно дока­зали, что новорожденный не «слеп и глух», как полагали долгие годы, что это существо не только чувствующее; оно способно к элементарным формам перцептивной позна­вательной деятельности'. Сам факт анатомо-физиологи-ческой готовности разных анализаторных систем предпо­лагает одновременное психическое развитие у младенца способностей разных модальностей.

В этой связи нельзя пройти мимо гипотезы В.М.Ал-лахвфдова о не зависимости сенсорного и моторного no-знания2. В рамках данной гипотезы традиционный взгляд на ведущую роль моторного познавательного контура в психическом развитии младенца подвергается корен­ному пересмотру. Это вопрос не только теоретический;

он имеет большое практическое значение. Ведь призна­ваемый долгие годы приоритет психомоторного разви­тия в общем познавательном развитии младенца застав­лял и врачей, и родителей, и воспитателей проявлять особое внимание прежде всего к психомоторным пока­зателям развития младенца. При этом фактически иг­норировались все другие аспекты этого развития по­стольку, поскольку считалось, что они либо не имеют особого значения, либо плетутся в хвосте психомотор­ного. Если признать верной мысль В.М.Аллахвердова о