logo search
psicho T1

Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму

у 13-14-летних близнецов

Волкова Н.Ю., Надысева В.В., Малых СБ.

(г. Москва)

Экстраверсия и нейротизм являются одними из наиболее часто исследуемых чертличности в психогенетике. Однако в большинстве работ испытуемыми были взрослые - исследования подростков очень редки. В рамках Московского лонгитюдного исследования близнецов проведен анализ влияния генетических и средовых факторов на межиндивидуальную вариативность показателей экстраверсии и нейротизма у подростков. В исследовании при­няли участие 108 пар монозиготных (МЗ) и 84 пары однополых дизиготных (ДЗ) близнецов в возрасте 13-14лет. Для определения уровня выраженности свойств экстраверсии - интроверсии и нейротизма использовался опросник EPI Г. Айзенка (Eysenck H.Y. & Eysenck S., 1975), адаптированного В.М. Русаловым (Русалов, 1992). Психометрический анализ шкал опросника свидетельствует о надежности полученных данных с точки зрения внутренней согласованности (получены коэффициенты Альфа Кронбаха 0.8 для шкалы нейротизма и 0.7 для экстраверсии). Использование методов структурного моделирования показало, что полученным данным наилучшим образом соответствует простая генетическая модель. Таким образом, в структуре фенотипической дисперсии показателей экстраверсии 33 % дисперсии объясняется генетиче­ской изменчивостью, а 67 % - влиянием индивидуальной среды, тогда как нейротизма - 44 % и 56 % соответственно. По сравнению с зарубежными исследованиями, в наших результатах менее выражен вклад генотипа. Вероятно, поскольку гормональные, физиологические и нейрофизиологические сдвиги, происходящие в подростковом возрасте, приводят и к изменениям поведения

подростка (повышенная нервозность, утомляемость, снижение адаптационных возможностей центральной нервной системы, повышенная эмоциональность), неравномерность этих процессов приводит к снижению внутрипарного сходства у близнецов, что, ведет к снижению показателей наследуемости.

Акмеологические основы подготовки государственных служащих

Воронин В.В. (г. Москва)

Для успешной реализации конкретной профессиональной деятельности специалисту дополнительно требуется разнообразный и широкий набор надпрофессиональных качеств. Компетентность можно рассматривать как набор личностно-профессиональных ка­честв, ключевых квалификаций и дополнительных знаний, умений и навыков. По мнению Б.Г. Ананьева, интегративность акмеологии позволяет выявить, проанализировать, описать феноменологию совокупности индивидных, личностных, субъектных и индивиду­альных характеристик человека в реализации им общественно значимой деятельности, достижения вершин профессионального мастерства. В тоже время, гуманистическая направленность акмеологии способствует выявлению условий развития человека, наиболее полного раскрытия его творческого потенциала в реали­зации профессиональной деятельности.

Компетентностный подход в подготовке менеджеров заклю­чается в анализе актуализированной совокупности индивидно-личностных и субъектных компетентностей у человека и соотнесении результатов этого анализа с реализуемыми этим человеком долж­ностными компетенциями, выделение проблемных зон и формиро­вании индивидуальныхтраекторий личностно-профессионального развития. Формирование и развитие акмеологической культуры (Деркач А.А., Селезнева Е.В.) человека способствует выходу на уровень эффекта перехода интегрированных компетентностей в ин-тегративную компетентность, что и является идеальным, эталонным результатом подготовки и развития менеджера.

Решение проблемы развития компетентностей видится в описании процессов приращения и видоизменения аналогов в пространстве индивида, личности и субъекта. Важным также является изучение совокупности и структуры внутриличностных развивающих и блокирующих механизмов, сопровождающих эти процессы. Акмеологические принципы инвариантности, оптималь­ности, конгруэнтности позволили разработать акмеологический компетентностный подход при анализе соотношений деятельност-ных и личностных детерминант в развитии взрослого человека, роли противоречий и кризисов в ходе его профессионального и социального становления. Разработка не только новых профессио-грамм, но и пониманиетого, что компетентность является интегра-тивной динамической характеристикой реализуемой совокупности индивидных, личностных качеств и более полно характеризует кандидата в предполагаемой деятельности, позволяет изменить процедуру диагностики претендентов на управленческие должности в органах государственного управления, сделать подбор кадров

218

А-Ж

максимально эффективным. Очевидно, что компетентности под­ход требует более качественного и глубокого понимания специфики профессиональной деятельности сточки зрения совокупности необ­ходимых компетентностей, их наличия, уровня развития, структуры взаимосвязей и алгоритмизации.