К профессиональной деятельности
Белоус О.В. (г. Армавир)
Проблема подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности является достаточно актуальной особенно в настоящее время. На основании проведенного нами исследования данной проблемы были сделаны следующие выводы.
Формирование регулятивных умений является важнымфактором профессионального становления студентов педвуза,которому должно быть уделено особое внимание в системе профессиональной подготовки.
Важными личностными образованиями, в которых проявляется осознанный уровень саморегуляции активности учителяявляются: уровень произвольности действий; осознанность, ответственность; способность к целеполаганию; способность к самостоятельному «конструированию» модели значимых условий достижения цели и соответствующей программы ответных собственно исполнительских действий; пластичность, практичность; способностьоценивать, стремление улучшать результаты деятельности; умениевыделять основные смысловые моменты в деятельности учащихся;содержательность, адекватность, структурированность «Образа Я»,что предполагает развитую рефлексию как способность человека косознанию себя и окружающих, своих актуальных и потенциальныхвозможностей, эмоциональную восприимчивость и др.
Особое место в системе осознанного саморегулированиязанимает образ собственных управляющих воздействий, которыйносит интегративный характер и подразумевает суммированиезвеньев целеполагания, программирования, контроля и коррекции. В таком образе представлено информационное содержаниерегуляторного взаимодействия основных звеньев.
Психологические условия
развития субъекта
учебно-профессиональной деятельности у студентов-психологов
Белых Т.В. (г. Ставрополь)
Значение проблемы развития субъекта учебно-профессиональной деятельности у студентов вуза состоит в том, что такие ведущие ее аспекты, как мотивация и личностный уровень самоконтроля, являются внутренним потенциалом, условием и результатом становления профессионала. Данные компоненты рассматриваются как движущая сила деятельности субъекта, как активность, которая проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.
В качестве испытуемых, выступали студенты психологического факультета Ставропольского государственного университета на этапе начального (1 курс) и завершающего (5 курс) обучения -100 человек. Экспериментально-психологическое исследование проводилось с 12 сентября по 18 ноября 2006 года в городе Ставрополе.
Психодиагностические методы, направленные на исследование субъектных свойств у студентов-психологов вуза. Использовались методики такие как: самоактуализационный тест (CAT); опросник волевого самоконтроля (ВСК); тест смысложизненных ориентации (ОКО) Д.А. Леонтьева; методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК); методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана и В.А. Якунина.
При математической обработке результатов использовался факторный анализ. Он позволил оценить, существуют ли значимые различия в сравниваемых выборках не только на уровне отдельных свойств, но и в целостной структуре субъектности.
С помощью факторного анализа были выделены 4 значимых фактора в группах испытуемых на начальном и завершающем этапах обучения.
140
А-Ж
В группе испытуемых начального этапа обучения первый фактор был назван «Адаптивность». В нем самый высокий факторный вес имеет показатель «поддержки» (0,81), также значимый факторный вес наблюдается у показателей: «принятие агрессии» (0,76), «самоуважение» (0,72), «сензитивность» (0,66), «спонтанность» (0,59), «ценностные ориентации» (0,56), «самопринятие» (0,51).
Второй фактор называется «Самоконтроль». Самый высокий факторный вес имеет показатель «общей интернальности» (0,87), также значимый факторный вес у показателей: «настойчивость» (0,76), «интернальность в области достижений» (0,71), «интернальность в области производственных отношений» (0,69), «интернальность в области межличностных отношений» (0,61), «интернальность в отношении здоровья и болезни» (0,59), «волевой самоконтроль» (0,55), «интернальность в области семейных отношений» (0,54).
Третий фактор - «Смысложизненные ориентации». Самый высокий факторный вес имеет показатель «осмысленность жизни» (0,94), также значимый факторный вес у показателей: «процесс жизни» (0,82), «результативность жизни» (0,70), «локус контроля -Жизнь» (0,44).
Четвертый фактор - «Целеполагания». Наибольший факторный вес с положительным полюсом имеют показатели: «цели в жизни» (0,67), «приобретение знаний» (0,66), с отрицательным полюсом имеют показатели: «гибкость поведения» (-0,71), «компетентность во времени» (-0,69), «синергичность» (-0,61), «самопринятие» (-0,51).
В группе испытуемых завершающего этапа обучения первый фактор был назван «Социальная пластичность». В нем самый высокий факторный вес имеет показатель «спонтанность» (0,68), также значимый факторный вес имеют показатели: «принятие агрессии» (0,59), «контактность» (0,56), «креативность» (0,52).
Второй фактор - «Самоконтроль». Самый высокий факторный вес имеет показатель «интернальность в области неудач» (0,75), значимый факторный вес наблюдается у показателей: «волевой самоконтроль» (0,63), «интернальность в области семейных отношений» (0,58), «настойчивость» (0,56).
Третий фактор - «Социальная компетентность». В данном факторе самый высокий факторный вес имеет показатель «компетентность во времени» (0,74), также значимый факторный вес наблюдается у показателей: «настойчивость» (0,60), «ценностные ориентации» (0,51).
Четвертый фактор - «Сила Я». В данном факторе самый высокий факторный вес имеет показатель «интернальность в области достижений» (0,80) и значимый факторный вес у показателей: «самоуважение» (0,78), «цели в жизни» (0,54), «самопринятие» (0,50), «локус контроля-Я» (0,50).
Сравнивая две группы испытуемых на начальном и завершающем этапах обучения, можно сделать вывод о том, что студенты первокурсники испытывают сложности в адаптации к вузу, и это непосредственно сказывается на учебном процессе, они медленно реагируют на изменяющуюся ситуацию; очень медлительны при выполнении предметной деятельности. Однако, они отличаются решительностью, самостоятельностью в поведении, активностью и целеустремленностью в достижении конечного результата.
Студенты на завершающем этапе обучения характеризуются набором развитых субъектных свойств, которые они смогли сформировать в процессе всей учебной деятельности. Им свойственна креативность, выдержанность, терпеливость, спонтанное выраже-
ние своих эмоций и чувств, легкость установления межличностных контактов, им свойственно руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками, принципами, ценить себя и уважают других л юдей, осуществлять инициирование деятельности, ее целеполагание, а также контролировать свое поведение в критические моменты и продуктивно осуществлять деятельность в подобных ситуациях.
Следует отметить, что в процессе учебно-профессиональной деятельности происходит развитие субъектных свойств у студентов психологов в вузе, что непосредственно оказывает положительное влияние на дальнейшую жизненную позицию, проявляющуюся в превалировании позитивных ценностных и смысложизненных ориентации.
Проблемы и перспективы развития
юзабилити-инженерии как отрасли прикладной психологии
Белышкин А.А., Бурмистров И.В. (г. Москва)
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ
№05-06-80366.
Прогресс в развитии информационных систем (ИС), сделавший компьютеры доступными для широких масс пользователей, привёл к оформлению в конце 70-х - начале 80-х годов XX века новой области исследований, получившей название «взаимодействие человека с компьютером» («human-computer interaction», HCI). Взаимодействие человека с компьютером (ВЧК) использует достижения компьютерной науки, инженерной, когнитивной и социальной психологии, эргономики, визуального и промышленного дизайна, социологии и лингвистики с целью разработки интерактивных ИС, которые удобны и эффективны в использовании, легки в освоении, а также безопасны и надёжны в эксплуатации. Эти качества ИС получили совокупное обозначение «юзабилити». В конце 80-х годов появляется «юзабилити-инженерия» («usability engineering»), являющаяся прикладной отраслью ВЧК и состоящая в применении ряда практических методов, приводящих к повышению юзабилити-качества компьютерных продуктов.
В настоящее время в России активно функционирует RusCHI -российское отделение АСМ SIGCHI, профессионального сообщества в области ВЧК (вебсайт: www.sigchi.ru). Основным направлением работы RusCHI является регулярное проведение семинаров, посвященных вопросам юзабилити-инженерии.
Состояние исследований в области ВЧК в университетах и НИИ отражает общий коллапс в академической науке. Имеют место разрозненные исследования, зачастую маргинальные по отношению к основной проблематике ВЧК. Практически единственным позитивным исключением является Лаборатория психологии труда МГУ, чьи исследования прерываний входе взаимодействия человека с компьютером вполне вписываются в актуальный международный «мейнстрим» (вебсайт: www.interruptions.net).
Ситуация в высшем образовании в области ВЧК пока не удовлетворяет запросам практики - находящейся на подъёме
141
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
индустрии программного обеспечения (ПО). Курсы по ВЧК включены в учебные планы некоторых вузов, среди которых следует отметить госуниверситеты Санкт-Петербурга, Новосибирска и Новгорода, а также МИРЭА.
Спрос на юзабилити-инженерию растёт быстрыми темпами. Основные признаки этой тенденции - рост числа обращений к внешним структурам за предоставлением такого рода услуг и появление большого числа вакансий данного профиля в компаниях, занимающихся разработкой ИС. Заметно увеличилось количество публикаций, посвященных юзабилити-инженерии.
Наиболее востребованными услугами в современной практике коммерческой юзабилити-инженерии являются: (а) юзабилити-тестирование (экспериментальное исследование пользовательского интерфейса (ПИ), позволяющее получить количественную и качественную оценки его эргономических свойств); (б) экспертная оценка ПИ (аналитическое исследование ПИ, основанное на опыте экспертов, сборе и обработке мнений пользователей); (в) человеко-центрированный дизайн ПИ (разработка интерактивных прототипов).
В ближайшее время рост спроса на услуги юзабилити-специалистов может приобрести лавинообразный характер. Заметно ощутимый уже сейчас недостаток квалифицированных кадров превращается в острейшую проблему.
Хотя успешно работающие юзабилити-специалисты могут иметь достаточно разное базовое образование, одной из наиболее распространённых точек зрения является та, что оптимальный вариант для юзабилити-инженера - это образование и опыт в области практической психологии. Заполнение «рыночной ниши» юзабилити-инженерии в РФ на первых порах может идти за счёт перехода психологов из областей, где их знания сейчас недостаточно востребованы, в индустрию ПО. Для решения кадровой проблемы в долгосрочной перспективе необходимо уже сегодня создать соответствующую специализацию в университетах.
Совершенствование организации учебного процесса
Белякова Н.В. (г. Москва)
За последние годы возросла роль высшей школы, которая вступает в новый этап своей деятельности, характеризуемый подготовкой не просто специалиста, обладающего набором знаний, но и отвечающего всем требованиям современного общества.
Задача психологической науки и, прежде всего, социальной психологии, психологии высшей школы состоит во всестороннем и систематическом изучении тех трудностей и противоречий, которые возникают в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов.
Между тем, научный интерес к такой общественной группе молодежи как студенчество, на сегодняшний день, несколько снизился. Такая тенденция совершенно себя не оправдывает. Она просто ошибочна. Напротив, научный интерес к студенчеству должен возрастать. Поскольку, именно студенческая группа, а именно
ее статусная составляющая, является источником повышения эффективности учебного процесса в вузе.
Необходимость использования концептуального социально-психологического аспекта лидерства в студенческих общностях вуза обусловлена рядом факторов:
во-первых, в современном российском обществе потребностивосстановления отраслей народного хозяйства после их разрушения с введением рыночных реформ, промышленности,сельского хозяйства,транспорта, науки и культуры обусловливают необходимость увеличения численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношениюк другим группам учащейся молодежи);
во-вторых, возрастает социально-экономическая значимостьучебно-подготовительных функций студентов вузов;
в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции и руководителей всех уровней;
в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчествов общественно-политической жизни нашей страны.
За последние годы существенно изменилась мотивационная основа учебы как ведущей деятельности студентов, а также система отношений внутри студенческих групп, ставшая более демократичной и свободной. Все это требует дальнейшего совершенствования организации учебного процесса. Социально-психологический аспект лидерства в студенческой общности вуза призван служить совершенствованию педагогической деятельности. Учет социально-психологических процессов взаимовлияния в студенческих группах, детерминант формирования и функционирования структур влияния, использование закономерностей влияния одних членов группы на других, в частности, опора на наиболее влиятельных членов группы - лидеров должно и может существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе.
В свое время, было доказано, что между успешностью учебной деятельности студентов и структурой их взаимоотношений имеется следующая зависимость: при более четкой внутренней структуре общения в группе и при наличии выраженного социометрического лидера отмечается более высокая успеваемость.
Реальная жизнь убедительно показывает, что существует взаимосвязь между энергичностью, активностью молодого человека и успешностью его в других видах деятельности. Те специалисты, которые принадл ежали встуденческие годы кчислуакти вистов, вырастают, как правило, в руководителей высокого класса. Они быстрее находят правильный тон во взаимоотношениях с подчиненными. Становятся хорошими организаторами, увеличивается их жизненный опыт, прививаются знания психологических особенностей людей, их симпатии и антипатии, формируются устойчивые элементы направленности личности, положительных черт характера, что приводит к лучшему пониманию ими социально-психологических законов поведения группы и отдельного человека, позволяет найти средства для повышения эффективности совместной деятельности.
Особенностью рассмотрения лидерства в студенческих группах является подробное изучение личности студента, факторов определяющих его активность в разных сферах. В процессе взаимоотношений и взаимодействия студенты по-разному проявляют свои способности, личностные характеристики, способствующие или препятствующие эффективному выполнению учебных заданий, межличностным взаимоотношениям. Учетлидерского потенциала имеет большое практическое значение для информационного обеспечения социальных служб вуза и его общественных организаций,
142
А-Ж
в обязанности которых входит подготовка и проведение учебно-воспитательных мероприятий с целью формирования необходимых личностных качеств высококвалифицированных специалистов. Концептуальный социально-психологический аспект лидерства в студенческих общностях вуза призван служить совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности познавательной и всей учебной, научной и общественной деятельности студентов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза