logo
psicho T1

Практик

Бондарев П. Б. (г. Краснодар)

Современная система образования функционирует в условиях, когда знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает стать содержанием образования в рамках специально организованной культурно-педагогической практики. Глобальное противоречие современного образования заключается в том, что школа призвана подготовить ребенка к жизни в мире, о котором сама школа не имеет четкого представления. В связи с этим, особую актуальность приобретают педагогические подходы и технологии, ориентиро­ванные не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на создание универсальных способов мышления как возможности человека войти в культуру индивидуальным способом. Такая на­правленность развития образовательных процессов формирует заказ на методологизацию педагогики, утверждение субъектной позиции, как учащихся, так и педагогов, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуализированными образовательными потребностями. Отсюда возрастает актуальность проектной мыследеятельности субъектов образования как средства построения нового содержания образования.

Сущность проектирования состоит в конструировании же­лаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности. Педагогическое проектирование состоит в выявле­нии и анализе педагогических проблем и причин их возникнове-

113

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

ния, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

Нами предлагается моделирование культурно-образовательных практик, в основе которого положены идеи: проектной мысле-деятельности субъектов образования; индивидуализации (цели образования, уклад жизни школы формируются в сотворческой деятельности педагогов и учащихся); свободы выбора; рефлексии (организованная рефлексия способствует осмыслению учащимися собственной деятельности); толерантности (отношения между субъектами образовательного процесса выстраиваются на основе признания самоопределения «другого»); кооперации деятельности (создается поликультурное пространство, способствующее самораз­витию на основе совместной деятельности).

Содержательное наполнение заявленных педагогических идей в формируемых видах культурно-образовательных практик вариативно: построение содержания обучения на модели предмет­ности становления новых форм деятельности местного сообще­ства (МОУСОШ 12, г. Геленджик); проектирование рефлексивно-инновационной педагогической среды как пространства само­экспертизы (МОУСОШ 71, г. Краснодар); развитие социальной деятельности учащихся через моделирование гражданского обще­ства в деятельности школьного самоуправления (СОШ «Новатор», г. Краснодар); продуктивная творческая деятельность учащихся на основе ценностного выбора и формируемых культурных социаль­ных мотивов жизнедеятельности (гимназия № 5 г. Сочи).

и исследовательская работа, в которой и происходит становление личностной педагогической позиции будущего учителя.

Основные положения этого подхода определяются такой последовательностью: личность - главная ценность для себя и для «других», образование- преобразование личности, осущест­вляемое в процессе специально направленного на это целостного педагогического процесса вуза; главный результат такого образо­вания - способность к личностному росту и высокой социально адресованной личностной продуктивности.

В связи с этим в процессе высшего образования происходит не просто усвоение нового знания и социального опыта, а личностное становление будущего педагога, воспитание себя сообразно соб­ственной стратегии жизни. Для реализации жизненных перспектив человек сознательно «саморазвивается», используя для этого воз­можности образовательного процесса.

Жизнедеятельность студентов в образовательном пространстве вуза регулируется принципами культуросообразности, компетент­ности, индивидуализации, субъектное™, когда содержание обу­чения и способы его усвоения строятся на основе удовлетворения личностной профессионально значимых для них образовательных потребностей. В настоящее время качество подготовки педагогов во многом определяется степенью использования технологий личностно-ориентированного образования.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4