logo
psicho T1

Обучения в образовании

Башкин М. В. (г. Ярославль)

работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ.

Проект № 07-06-00279а и гранта Президента РФ для

ведущих научных школ (проект № НШ -5262.2006.6))

Современная социальная ситуация развития ставит перед человечеством серьезный выбор - или оно будет стремиться к разрешению своих конфликтов, или оно скатывается к противо­стоянию на различных уровнях, вплоть до войн. В настоящее время потребность в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или негатив­ного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью нашей жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения в отношении к нему. Конфликт стал пони­маться не только как естественное, но в некоторых случаях, даже как желательное явление. В сложившихся условиях, требующих от человека умения противостоять негативным внешним воздействи­ям, всё большую актуальность приобретает вопрос конфликтной компетентности, связанный с проблемой эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления.

По мнению Б.И. Хасана и Л.А. Петровской, конфликтная ком­петентность является составной частью общей коммуникативной компетентности человека. Б. И. Хасан подчёркивает, что конфликтная

86

А-Ж

компетентность представляет собой уровень развития осведомлён­ности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. По мнению Л. А. Петровской, в структуре конфликтной компетент­ности можно выделить несколько уровней: уровень ценностей личности, уровень её мотивов, установок и уровень умений.

Школа, как составная часть системы образования, а также элемент общества, испытывает на себе влияние государства (будь оно положительным или отрицательным). Таким образом, конфликты, происходящие повсеместно в обществе, касаются и сферы образования, оказывая на неё воздействие. На наш взгляд, важное место в психологическом обучении в системе школьного об­разования должна занимать работа по формированию конфликтной компетентности педагогов. Преподавателям приходится работать с неоднородным по составу контингентом детей. Стоит отметить, что практика образования начинает испытывать все большую потреб­ность в педагогах, способных к работе с различными категориями детей: как по уровню развития (дети с нарушениями в развитии, одаренные дети), так и по социальному положению (дети - пред­ставители различных этнических и субкультурных общностей).

В связи с тем, что развитие и образование человека происходят в общении и совместной деятельности с другими, важной состав­ляющей профессиональной компетентности современного педагога является знание им принципов социальной психологии, закономер­ностей функционирования и развития образовательных общностей, механизмов управления их развитием, технологий организации групповой работы. Особенную актуальность это приобретает в таких условиях модернизации российского образования, как организация интегрированного обучения и формированиетолерантных отношений в коллективе. Важен и вопрос психолого-педагогической поддержки учителя, развития у него навыков саморегуляции и управления эмоциями посредством использования в работе с ним активных методов обучения.

Конструктивное отношение педагогов к конфликтам, часто возникающим в образовательном процессе, на наш взгляд, предполагает не избегание проблемных ситуаций, а построение и реализацию грамотного и дифференцированного похода к их раз­решению. Мы убеждены в том, что лишь при условии творческого подхода преподавателя к решению конфликта возможна полная ликвидация противоречия, лежащего в основе его возникновения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избегать конфликтов в пе­дагогическом процессе, следует управлять их созидательной силой, специально конструируя конфликты для решения различных учеб­ных задач. Именно втаких смоделированных ситуацияхс помощью профессиональных действий педагога оказывается возможным добиться реализации многих важных образовательных целей через конструктивное разрешение возникающих противоречий.

Несомненно, что обеспечению данного подхода к решению проблемных ситуаций способствует реализация как внешних, так и внутренних условий. К первым можно отнести создание педагогом адекватной среды, способствующей успешному разрешению противоречия. Ко вторым- изменение его взгляда на природу и возможности конфликта. Только системный учёт этих условий способствует успешному разрешению конфликтной ситуации. Формирование гибкости мышления, необходимой для выбора наиболее адекватного способа конструктивного разрешения про­блемной ситуации, является одной из ключевых задач в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4