0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
Гаврилова Л. В. (г. Москва)
Профессионально-педагогическое самоутверждение личности имеет различные плоскости рассмотрения и анализа. В нашем исследовании оно понимается как свойство личности, которое состоит в стремлении учителя проявить свою индивидуальность, получить признание окружающих и утвердить себя как профессионала-педагога в своем мнении. Являясь системно-структурным образованием, профессионально-педагогическое самоутверждение включает в себя: стремление соответствовать профессиональным требованиям к учителю; реализовать свои возможности и достичь определенных результатов в деятельности и общении, получить признание окружающих, утвердить свой профессиональный образ «Я». Самоутверждение учителя есть утверждение его как субъекта в своей профессиональной сфере деятельности. Исходным моментом и условием профессионального самоутверждения личности является принятие избранной профессии и определенный уровень профессиональной самоидентификации.
С другой стороны, профессионально-педагогическое самоутверждение- это процесс, в котором и реализуются стремления личности к самоутверждению. В процессуальном плане профессиональное самоутверждение личности включает различные этапы, которые одновременно следует рассматривать как уровни «присвоения» и принятия целей, задач, способов и условий деятельности учителя. На наш взгляд, профессионально-педагогическое самоутверждение начинается с момента выбора профессии учителя, далее активно проявляется и развивается после поступления в педагогическое учебное заведение в процессе учебно-профессиональной деятельности и во время различных видов практической деятельности студента, особым образом актуализируется в период адаптации выпускников и самостоятельной последующей работы учителя в школе. Развитие профессионально-педагогического самоутверждения зависит от возрастных, индивидуальных особенностей личности и проявлений в процессе деятельности ее качеств и свойств.
Важным фактором развития профессионально-педагогического самоутверждения является психолого-педагогическая подготовка студентов в педвузе, в ходе которой будущий учитель овладевает профессиональной ролью, идет активный процесс его становления как субъекта педагогической деятельности, формируются
223
А-Ж
«Конструирование сообщения»: конструирование текстовой«модели предъявления модели» в той или иной знаковойкодировке, и шире- многознаковой модели сообщения,которую можно выразить в различных знаковых системах,и позволяющей переходить от одного языка к другому, илисовмещать их.
«Оперативная импровизация»: возникает, когда, обнаруживнепонимание учеников (или пересматривая подготовленноесообщение), педагог импровизирует, подбирая разные кодыинформации при удерживании смысла. Происходит пересмотроснований и «повторение» предыдущих звеньев.
Звенья имеют кумулятивный характер, и, актуализировавшись, «работают» симультанно. В основе, несомненно, лежит некоторая когнитивная модель (структуру которой наши данные не позволили выявить). Скорее всего, при решении 30, актуализируется некая «универсальная матрица объяснения», которая позволяет удерживать смысл информации при обращении к использованию сведений в конкретных формах представления учебного материала: конструировать разные формы презентации информации, и одновременно верифицировать их «понятность» для учащихся.
По нашему мнению, обучение умениям решать 30 должно стать частью профессиональной подготовки будущих педагогов.
Творческий потенциал: предопределенность или становление
Гиндилис Н. Л. (г. Москва)
Можно говорить о наличии двух крайних позиций в отношении творческих возможностей личности: 1)они изначально заданы генетически и 2) их можно сформировать у любого человека. Автором было проведено исследование динамики творческого потенциала в рамках концепции творчества Д. Б. Богоявленской. Она выделила в качестве единицы творчества интеллектуальную активность (ИА), которая интегрирует в себе интеллектуальные и мотивационные характеристики личности в их единстве и сущность которой состоит в продолжении мыслительной деятельности субъекта за рамками заданной ситуации. Богоявленской были обозначены три уровня ИА: если субъект остается в рамках заданного, или первоначально найденного им самим способа действия, то речь идет о стимульно-продуктивном уровне ИА, если же он обнаруживает «скрытые» закономерности и эмпирически выходит на новые способы решения, то это - эвристический уровень, когда же субъект видит в эмпирически найденной им закономерности проблему для теоретического обоснования, то перед нами высший, креативный, уровень ИА. Обобщение экспериментальных данных позволяет выделить несколько типов динамики ИА.
Первый тип характеризуется отсутствием динамики в развитии ИА. Среди этого типа можно выделить группу испытуемых с невысоким уровнем умственных способностей, что и определяет их «потолок» в проявлении ИА. Другую группу составляют испытуемые с хорошим интеллектуальным потенциалом, творческой реализации которого препятствуют те или иные причины мотивационного
характера и личностные факторы: неуверенность в себе, заниженная самооценка, направленность на успех и обеспокоенность внешними показателями деятельности, низкий уровень развития познавательного мотива и другие.
Второй тип динамики ИА можно обозначить как качественное позитивное изменение уровня ИА- переход с более низкого ее уровня на более высокий. Качественное изменение ИА происходит, с одной стороны, за счет роста интеллектуального уровня, с другой-в результате повышения познавательной мотивации и преодоление личностных «барьеров».
Третий тип также характеризуется положительной динамикой ИА, но в рамках того уровня, на который они вышли первоначально. Здесь в качестве причины могут выступать, как только интеллектуальные, или только личностные факторы, так и совмещение обоих факторов, что приводит к усилению позитивного результата.
Четвертый тип - качественное негативное изменение уровня ИА - переход с более высокого уровня ИА на более низкий. Такая негативная динамика определяется, прежде всего, мотивационными и личностными факторами. С одной стороны, это может быть за счет снижения познавательной мотивации, смещения интереса с познавательной сферы в другие области, или же, стремления достичь высоких показателей успешности (мотивация достижения); с другой стороны- в результате активизации тех личностных «барьеров», которые преодолеваются при втором типе динамики ИА, например, неуверенности в своих возможностях.
Пятый тип - негативная динамика ИА в пределах первоначального уровня.
Наконец, шестой тип - неравномерная динамика ИА. К этому типу можно отнести испытуемых, которые сначала повышают уровень ИА, а затем возвращаются к исходному уровню или же, наоборот. Если в первом случае играют роль как интеллектуальные, так и личностные факторы, то во втором- решающее значение приобретают именно последние.
Таким образом, экспериментальное исследование динамики ИА показало, что творческие возможности субъекта не являются изначально раз и навсегда заданными. Творческий потенциал личности - динамическая составляющая, вектор которой зависит как от самого субъекта (в частности от его интеллектуальных задатков), так и от системы его воспитания и развития.
Влияние тревожности на качество концертного выступления
Глазкова Е. А. (г. Челябинск)
Завершением в работе над музыкальным произведением является концертное выступление в наполненном публикой концертном зале. Концертное выступление учащегося часто сводит практически к нулю всю нелегкую работу, как ученика, так и педагога - с удовольствием и большим усердием занимаясь в классе, ученик играет на сцене с текстовыми потерями, со срывами, не думая о музыкальном образе в произведении.
Существует дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения. Единицы авторов, поднимающих проблему
233
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
тревожности при концертном выступлении у детей, рассматривают тревожность при публичном выступлении у учащихся консерваторий, т. е. в возрасте от 17-19 лет. И совсем нет исследований, посвященных проблеме тревожности в исполнительской деятельности у учащихся Детских Музыкальных Школ.
Для того, чтобы определить, имеет ли место проблема тревожности при публичном выступлении в условиях музыкальных школ, мы провели исследование тревожности у учащихся от 10 до 15 лет, соглашаясь сточкой зрения Готсдинера А. о возникновении эстрадного волнения в подростковом возрасте, т. к. именно в этом возрасте происходит самоутверждение, где резко возрастают самооценка и чувствительность к оценке личности коллективом. В возрасте до 10 лет еще не сформировалось сознание, и жизненный опыт еще не выкристаллизовался впонятие престижа исобственной значимости.
Диагностика состояния тревожности у учащихся музыкальных школ проводилась на вокальных и инструментальных отделениях по методике Ч.Д. Спилбергера (адаптация на русский язык Ю.Л. Ханин). До проведения диагностики учащимся предлагали вспомнить ситуацию академического концерта, свои ощущения, которые они испытывают задолго до него, перед выходом на сцену, во время концертного выступления, после него. Таким образом, ребенок мысленно переносился в ситуацию концертного выступления и отвечал на вопросы применительно к этой ситуации.
В результате получены следующие данные: из 128 продиагно-стированных учащихся, 70 имеют высокий уровень тревожности, что составляет 55%.
Определенный уровень тревожности необходим, но при этом важно, чтобы он не переходил за оптимальные для данной личности границы. Рассмотрим, как повышенный уровень тревожности в музыкально-исполнительской деятельности влияет на качество исполняемых произведений. Для этого проанализируем текущие оценки, полученные на уроках в течение одного полугодия и оценки, полученные на зачетах и академических концертах в этом же полугодии.
Согласноточки зрения Н. А. Римского - Корсакова,считающего, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение и точки зрения А. Алексеева, В.Ю. Григорьева, утверждающих, что нельзя играть ученикам на публичных концертах с недоученными произведениями, мы всвой анализ возьмемлишьтех учеников с высоким уровнем тревожности, которые по уровню своей подготовленности к академическому концерту (зачету) были достаточно хорошо подготовлены. А именно, возьмем только тех учащихся, кто имел средний балл текущих оценок > 3,5 балла.
У 75 % учащихся отмечается ухудшение качества исполняемых произведений, что можно объяснить повышенным уровнем тревожности, где тревожность не стала фактором мобилизации потенциальных возможностей.
Для определения того, влияетли высокий уровень тревожности на качество исполняемых произведений на академических концертах, мы использовали корреляционный анализ, где сравнили уровень тревожности и результат, на который ухудшилось исполнение. Корреляционный анализ мы проводили на выборке учащихся не всех школ вместе, а в отдельности, т. к. требования к выставлению оценок за исполняемые произведения в разных школахочень не одинаковы. Т. о. результаты исследования подтвердили корреляционную зависимость ситуативной тревожности и качества исполняемых произведений на академических концертах (р < 0.05).
Все вышеизложенные данныесвидетельствуюто необходимости выявления факторов, способствующих повышению уровня тревожности, разработки и проведения коррекционно-развивающих занятий у учащихся музыкальных школ.
Субъективные и объективные факторы болезни/здоровья
ГлозманЖ.М. (г. Москва)
Определяется ли состояние здоровья человека преимущественно объективными или субъективными факторами? Конечно, болезнь - объективный феномен с объективно подтвержденными симптомами (данными анализов, исследований и пр.). Но состояние больного и эффективность его лечения далеко не всегда определяются этими объективными факторами.
И речь идет не только о патологических явлениях, таких как ипохондрия или игнорирование симптомов своего заболевания, но и о таких важнейших психологических составляющих здоровья как качество жизни и внутренняя картина болезни. Именно они в первую очередь объясняют, почему два больных с приблизительно одинаковой степенью выраженности одного заболевания, сходным лечением и динамикой симптомов, разительно отличаются по характеру эмоционального реагирования на свое состояние.
Большинство исследователей соглашаются сейчас, что качество жизни субъекта есть, прежде всего, субъективный внутренний конструкт, то есть субъективная удовлетворенность физическими и психическими характеристиками собственной жизни, субъективная оценка своего здоровья и качества получаемого лечения. Ориентация в медицинской психологии и медицине на этот субъективный конструкт в большей степени, чем на объективные симптомы болезни, дифференцирует подход, центрированный на больном от подхода, в центре которого лежит болезнь, а также обеспечивает культурно-исторический подход в медицинской психологии.
Различие ориентации обуславливает различные подходы к созданию методов исследования качества жизни, как самого больного, так и ухаживающих за ним родственников. Хроническая болезнь дезорганизует жизнь не только больного, но и членов его семьи, нарушает психологический климат в семье, что негативно сказывается на результатах лечения и реабилитации. Поэтому, в соответствии с современным проксимологическим подходом в медицинской психологии, объектом ее изучения должна быть диада: больной и ухаживающий за ним родственник. Психологическая нагрузка родственника больного и определяющие ее факторы, необходимость эмоционального донорства, группы риска среди родственников больных- все это важные и недостаточно разработанные проблемы современной медицинской психологии.
В докладе будут проанализированы различные теоретические аспекты проблемы внутренней картины болезни и качества жизни больного и его родственников, их взаимовлияние и взаимообус-
234
А-Ж
ловленность, методы их исследования. Будут представлены данные экспериментальных исследований качества жизни при различных формах патологии, а также их взаимосвязь с сенситивным, когнитивным и мотивационным аспектами внутренней картины болезни.
Социореабилитация семей, воспитывающих детей с логоневрозом
Глухова Н. В. (г. Таганрог)
Методика семейной групповой логопсихотерапии (Н. Л. Карпова, Ю. Б. Некрасова) рассматривает процесс социореабилитации заикающихся подростков и взрослых как восстановление состояния личностной полноценности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Существенным условием эффективности групповой работы выступаетактивное проживание всего курса реабилитации наравне с пациентами их ближайшими родственниками, так как «именно семья является основной формирующей и развивающей средой для ребенка, поддерживающей и «вдохновляющей» для любого человека, какого бы возраста он ни был» (Н. Л. Карпова). Современные психологические исследования (М. И. Буянов, А. И. Захаров, Н. Л. Карпова, В. Н. Мясищев и др.) подчёркивают огромную роль общей атмосферы в семье, стиля семейного воспитания, особенностей детско-родительских отношений и личностных особенностей родителей в возникновении отклонений в развитии детей и указывают на необходимость разносторонней работы с их родителями. Научно-практические исследования в области коррекционной педагогики и психологии также позволяют выявить противоречие между высокой потребностью родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в помощи и поддержке, осознанием ими необходимости оказывать помощь своим детям и отсутствием для этого соответствующих знаний, практических умений и навыков оптимального взаимодействия с детьми.
Опыт апробации методики семейной групповой логопсихотерапии с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада позволяет выстроить модель междисциплинарного комплексного подхода к восстановлению речи, предусматривающую оказание эффективной помощи как заикающемуся ребёнку, так и его семье. Социореабилитация семей, имеющих детей с логоневрозом, понимается нами как восстановление или формирование целостности образа ребёнка в глазах родителей, его принятие; нахождение гармоничного пути воспитания и взаимодействия детей и родителей.
Процесс социореабилитации предполагает реализацию следующих задач:
а) осознание родителями причин, вызывающих проблематикуличностного развития, и своей роли в избавлении ребёнка отречевого нарушения;
б) обретение веры в способности и возможности своего ребёнкапреодолеть речевое нарушение;
в) освоение полноценного диалогического взаимодействия междудетьми и родителями;
г) улучшение детско-родительских отношений;
д) осознание родителями своей самоценности, уважение к своимличностным и творческим потребностям.
Основные этапы работы:
I этап - пропедевтический - предусматривает проведение комплексной логопсиходиагностики детей и родителей с целью выявления общей атмосферы в семье и особенностей детско-родительских отношений; создание «портрета неповторимости» каждой семьи; выстраивание на этой основе стратегии и тактики последующей логопсихотерапевтической работы.
На II этапе- сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии - предполагается совместная деятельность детей и родителей, направленная на создание у каждого участника определённого «психического состояния успеха», обусловленного первой «речевой победой» заикающегося ребёнка.
В начале III этапа- активной семейной групповой логопсихотерапии осуществляется глубокое мотивационно-личностное «погружение» всей семьи ребёнка одновременно в единый ло-гопсихотерапевтический процесс, что позволяет ввести детей и родителей в единый речевой режим, единое «смысловое поле» и единую (близкую) динамику состояний. Это способствует осознанию родителями своей ведущей роли в коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Дальнейшая работа предусматривает практическое овладение как детьми, так и родителями навыками формирования плавной речи (мышечной и эмоциональной саморегуляции; диафрагмального и речевого дыхания; рациональной голосоподачи и голосоведения; просодической стороны речи) и коммуникативно-речевыми умениями на базе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности.
IV этап - контрольно-поддерживающий - проводится в конце учебного года и направлен на закрепление приобретённых навыков взаимодействия всех участников группы. Всё больше инициативы предоставляется родителям, которые выступают в роли ведущих. Организуются встречи родителей участников группы с родителями кандидатов в новую группу с целью оказания им помощи в адаптации.
К окончанию социореабилитации у родителей актуализируется осознание своей активной роли в поддержании возникшего устойчивого речевого и психологического состояния ребёнка и его дальнейшей пропедевтике.
Эффективными формами работы с семьёй на всех этапах являются:
совместные занятия детей и родителей с целью закрепленияспособов эффективного взаимодействия между детьми и родителями и создания условий для систематического отслеживания родителями позитивных изменений в коммуникативно-личностном поведении ребёнка;
индивидуальные и групповые консультации, тренинги дляродителей по вопросам динамики прохождения ребёнком индивидуальной программы развития и коррекции, разрешенияпроблемных ситуаций, проведения занятий с ребёнкомдома ит.п.;
психотерапевтические беседы, позволяющие родителям активно приобретать навыки конструктивного взаимодействияс детьми;
групповые семейные праздники, способствующие сплочениюдетско-родительского коллектива; целенаправленному и
235
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
последовательному пробуждению творческого потенциала
каждого участника.
Накопленный нами опыт семейной групповой логопсихоте-рапии показывает, что данная модель социореабилитации семей, имеющих детей с логоневрозом, приводит к устойчивым результатам в речи ребёнка, препятствуетхронификации заикания и может быть успешно использована в любых коррекционных группах для детей с различными нарушениями в развитии.
Самостоятельная работа студентов
как фактор инициации смыслообразования в учебном процессе
Годованая О. Н. (г. Ростов-на-Дону)
В последнее время Россия активно участвует в мировых процессах модернизации системы образования. Болонская и Сорбонская декларации выдвинули в качестве конечной цели образования идею формирования гармоничной, целеустремленной личности, умеющей самостоятельно принимать ответственные решения и быть достаточно компетентной в профессиональной и смежных областях.
Поэтому основными векторами развития в сложившейся системе образования стали:
идеи гуманизации образования, его ориентации на личность,на её ценностно-смысловую сферу;
самостоятельные формы деятельности, как факторы инициации«самости»: самоопределения, самореализации, саморазвития,самоанализа, самооценки, саморегуляции и т. д.
В различных дидактических моделях, ориентированных на инициацию личностного, таких как «личностно-ориентированная» (В.В. Сериков, И.С. Якиманская), «личностно-деятельная» (И.А. Зимняя), «персонализированная» (В.П. Беспалко), «развивающая (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), «инновационная» (В.Я. Ляудис), «смыслообразующая» (И. В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко), имеющих своей целью переход от «адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной детоцентристской модели вариативного образования» (А.Г. Асмолов), возводятся в ранг ценностей образования, прежде всего, целостность личности и её индивидуальный опыт, свобода, сотрудничество и сотворчество участников педагогического процесса.
В рамках личностно ориентированной парадигмы механизмом воздействия на развитие личности является воздействие на личностно-смысловую сферу учащихся. Только изменение мотивации учения, выведение его на смыслообразующий уровень, когда студент учится не потому, что ему могут поставить плохую оценку, он может не сдать сессию и, как следствие, - быть отчисленным из вуза, а потому, что познание становится составной частью его собственного жизненного мира, развивает и увлекает, делает его профессионалом, компетентным и конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является как раз тем медиумом, где складываются максимальные предпосылки для того, чтобы вывести образование на личностно-смысловой уровень.
Самостоятельная деятельность при правильной дидактической организации сопровождается наивысшими процессами психической деятельности человека: самоопределением, саморегуляцией, самоактуализацией, саморефлексией и т. п. Это объясняется субъективной сущностью самостоятельной деятельности. Субъектность (по Петровскому В.А. 1996; Слободчикову В.И., 1996) означает способность личности к самостоятельному, независимому (иными словами, автономному) инициированию, управлению, оценке деятельности и личностному самоопределению в процессе деятельности. В процессе протекания этих процессов создаются максимальные условия для замыкания субъективного опыта учащихся и объективированных смыслов образовательного пространства. Психологическое напряжение, пульсация самодвижения мысли, неопределенность выбора, протекающие в процессе самосознания личности, представляют собой условия, обеспечивающие в нашем случае развитие смысловых структур личности.
Самостоятельная работа студентов создает реальные условия для осуществления смыслообразующего контекста. Учебный смыслообразующий контекст понимается нами как система смыс-лотехнологий, которая инициируетсмыслообразованиестудентов, и, таким образом, развивает смысловую сферу студентов (стимулируя личностное развитие в целом).
Однако в учебном процессе в вузах наблюдается дефицит технологий СРС, инициирующих их смысловой потенциал. Большая часть заданий для СРС носит репродуктивный характер: упражнения на перевод грамматических конструкций и лексических единиц; домашнее чтение художественной литературы или текстов по специальности с последующим пересказом и выполнением заданий (восстановление текста по образцу, ответы на вопросы по содержанию текста и т. д.). Такие виды деятельности способствуют созданию определенного уровня отчужденности и являются своеобразным барьером, не позволяющим перейти знаниям на смысловой уровень.
Поэтому перед педагогической психологией стоит задача разработки комплекса смыслотехнологий СРС.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза