Государственной противопожарной
службы
Аболина Н.С., Кулик ДА. (г. Екатеринбург)
Труд пожарных относится к видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности и характеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику.
Проблема психологической устойчивости сотрудников государственной противопожарной службы (ГПС) к стрессу является профессионально значимой для МЧС России, так как от нее зависит не только эффективность деятельности сотрудников, но и спасение жизни пострадавших. В связи с этим актуально определение психологических особенностей копинг-поведения (coping behavior, копинг-поведение, от английского слова «соре» - преодолевать, справляться, совладать, бороться).
Копинг-поведение рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия человека со стрессовой ситуацией. Психологическое предназначение копинг-поведения состоит втом, чтобы лучше адаптировать человека ктребованиямситуации: овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним. Главная задача копинг-поведения - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психологического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. В настоящее время копинг-поведение рассматривается как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.
В рамках дипломного исследования психологических особенностей копинг-поведения сотрудников ГПС, выявлена структура базисных стратегий копинг-поведения, включающая: поиск социальной поддержки, ассертивность (уверенное поведение), разрешение проблем. К копинг-ресурсам относятся: развитость когнитивной сферы, самооценку, умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность; ценностную мотивационную структуру личности. Подобраны методики, диагностирующие психологические особенности копинг-поведения сотрудников ГПС (эмоциональная устойчивость, тревожность, импульсивность, ответственность, ассертивность).
Результаты исследования выявили взаимосвязь базисных копинг-стратегий с уровнем стрессоустойчивое™, которые определяют трудоспособность и эффективность профессиональной деятельности сотрудников ГПС. Материалы исследования внедрены в учебный процесс ГОУ Академии государственной противопожарной службы МЧС России, включены в цикл лекций и практических занятий по психологии поведения в экстремальных ситуациях.
53
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Успешность профессиональной деятельности персонала атомных станций
Абрамова В.Н., Волков Э.В.
(г. Обнинск),
Волкова И.В.
(г. Санкт-Петербург),
Аксиненко СП.
(г. Москва)
В отрасли по атомной энергии возвращается интерес руководства к вопросам, которые традиционно относятся к сфере психологии труда: организация труда, определение успешности труда, организация и аттестация рабочих мест, мотивация и стимулирование успешности труда персонала и другие. Наибольший интерес вызывает проблема оценки успешности профессиональной деятельности каждого руководителя и работника атомной энергетики. Концептуально интегральный вопрос оценки успешности труда включает в себя определение соответствия профессиональным стандартам в отрасли индивидуальных показателей работников по организационной культуре и культуре безопасности, трудовой мотивации, профессиональным знаниям, навыкам и умениям, профессионально важным личностным качествам.
Рассматриваем успешность профессиональной деятельности как объективный показатель реализации профессиональных компетенций работника, интегральная качественная характеристика ответственности, безопасности и продуктивности выполнения работ, проявления надежности работы, самоактуализации профессионального потенциала работника, удовлетворенности трудом и его условиями. При этом эффективность профессиональной деятельности рассматривается как мера, отражающая соотношение единицы произведенной продукции и совокупных затрат (материальных, финансовых, психофизиологических, социальных, экологических и т.п.).
Вопросы определения успешности и эффективности профессиональной деятельности тесно соприкасаются с проблематикой надежности персонала. И для ответов на эти вопросы необходимы исследования и развитие концептуального аппарата определения и внедрения системы профессиональных стандартов, нормирования процедур сертификации персонала как механизма управления качеством труда, регулирования трудовых отношений в атомной энергетике.
Успешность профессиональной деятельности определяется с позиций компетентностного подхода как интегральная качественная характеристика реализации таких компетенций, как профессиональная грамотность в технико-технологических вопросах и в вопросах человеческого фактора, ответственность, безопасность и продуктивность выполнения работ.
Профессиональные компетенции определяются как круг полномочий, предоставленных законом, национальными и (или) корпоративными нормативными документами конкретномуоргану или должностномулицувсоответствиистребованиями профессии и должности.
Требования профессии и должности к работникам определяются необходимостью для выполнения работ иметь компетенции:
потребность в работе и мотивацию выполнить работу;
психологическую и физическую готовность к выполнениюработы, ответственное отношение к работе;
достаточный объемтехнико-технологическихзнаний и умений,чтобы понимать задачи и решать их на высоком качественномуровне;
способность выполнить работу, профессиональные навыки;
адекватно развитые профессионально важные личностныекачества и индивидуальные особенности.
Основными принципами компетентностного подхода в оценке успешности профессиональной деятельности являются:
принцип соответствия критериев оценки успешности профессиональной деятельности структуре деятельности человека, стем, чтобы ни один из факторов (внутренних субъективных ивнешних объективных условий выполнения деятельности) неоказался неучтенным;
принцип приверженности культуре безопасности - в оценкеуспешности деятельности должен быть в первую очередьопределен уровень квалификационной и психологическойподготовленности всех лиц из персонала АС, на которомстремление обеспечить безопасность при выполнении работпроявляется как приоритетная цель и внутренняя потребность;
принцип комплексности - обеспечение и оценка профессиональной успешности персонала АС представляется деятельностью, направленной на обеспечение безопасности и высокоекачество работ, а также на мотивирование работников наслужебный,личностный и профессиональный рост;
принцип индивидуального подхода - деятельность по проведению оценки успешности направлена на выявление индивидуальных характеристик и особенностей каждого конкретногоработника, в сравнении с характеристиками соответствующихпрофессиональных стандартов;
принцип непрерывности - оценка профессиональной успешности должна поддерживать непрерывный контроль ее динамикичерез систему мониторингов всех компонент профессиональной компетентности - компетенций работника;
принцип информационной адекватности - оценка профессиональной успешности должна базироваться на современныхинформационных технологиях, включая базы данныхи системыобеспечения принятия решения по оценкам по всем компетенциям;
принцип количественной оценки - оценка профессиональнойуспешности персонала, ее компонентов и их компенсаторныхособенностей должна проводиться по специально разработанным общим количественным и качественным критериям.Для осуществления деятельности по оценке успешности
профессиональной деятельности необходимо выполнение комплекса законодательных, нормативных, организационных, научно-практических мер, с привлечением кадровых, материальных, аппаратных, программных, финансовых и иных средств.
54
А-Ж
Многофакторный личностный опросник (MPQ) в исследованиях вариативности личностных черт
Абрамова Е.И. (г. Москва)
Одним из наиболее разработанных подходов в психологии индивидуальных различий является теория чертличности. В рамках этого направления были созданы такие уже известные в нашей стране опросники, как 16PF Р. Кеттела, EPQ Г.Айзенка и (Eysenck Personality Questionnaire) и NEO-PR П.Коста и РМаккрэ.
Среди других личностных опросников, базирующихся на теории черт, представляет интерес MPQ (Multidimensional Personality Questionnaire - Многомерный личностный опросник), разработанный А. Теллегеном в начале 1980-х. В нашей стране он пока не получил распространения. В качестве базовых факторов личности опросник включает «положительную эмоциональность», «негативную эмоциональность» и «напряженность». В оригинальной версии MPQ состоит из 300 пунктов (Tellegen, 1982). На психологическом уровне «позитивная эмоциональность» и «негативная эмоциональность» определяют предрасположенность к положительным и отрицательным эмоциям. На нейробиологическом уровне эти факторы отражают работу мозга, направленную на мобилизацию инстинктов и защитного поведения.
Кроме шкал, представляющих свойства личности, в MPQ также входят, так называемые, шкалы валидности. Эти шкалы определяют последовательность и достоверность ответов испытуемых. К ним относятся индексы Согласованности и Шкала социальной желательности.
Психогенетические исследования на данных моно- и дизи-готных близнецов показали существенный вклад генетических факторов для черт, измеряемых MPQ (Tellegen et al., 1988).
В целом, трехфакторная модель А. Теллегена представляется перспективной для исследования индивидуальных различий личностных свойств. В настоящий момент авторами проводится его адаптация для русскоязычной выборки.
образом. Традиционное исследование когнитивной составляющей моральной сферы, где моральное мышление рассматривается как развитие по восходящим последовательным ступеням, каждая ступень описывается как качественно своеобразная, а вышестоящая ступень заменяет нижестоящую, - оказалось несостоятельным.
Отечественные и зарубежные исследования показывают неоднородность моральных суждений, контекстуальные переходы от одной стадии к другой, гетерогенность морального сознания по многочисленным линиям анализа (относительно гипотетической ситуации или реального происшествия; в зависимости от партнера по общению; контекста ситуации; содержания нормы; эмоциональной включенности, сложности конфликта и т.д.). Существование различных типов моральной ориентации, их соотнесенность с полом были частью подтверждены, а частью опровергнуты в последующих исследованиях.
Моральное развитие не укладывается вжесткие рамки отдельных стадий, и уровень моральных суждений колеблется, особенно в детстве, когда ребенок может занимать различную позицию на всем диапазоне своих достижений в моральном мышлении. Исследования также обнаруживают гетерохронность усвоения различных по содержанию моральных норм.
Очевидно, что наличие моральной позиции является необходимым, но недостаточным условием морального поведения. Неразрешимые на сегодняшний день сложности возникают при попытке определить переход от внешних воспитывающих моментов к внутренним, к нравственной автономии. Предложенные на сегодняшний день исследовательские модели не могут выступать непосредственной основой нравственного воспитания личности, а лишь констатируют серьезное расхождение между моральными суждениями и моральным поведением.
Современный методологический подход должен учитывать различные контексты морального поведения, формируя адекватное суждение о поведении человека как целостном феномене, эмоциональной включенности в конфликт, социальной, нормативной ориентации, и формальных характеристиках взаимосвязанности указанных компонентов. На сегодняшний день существует стойкая уверенности в несоответствии измеряемых традиционными методами феноменов содержанию морального развития.
Методологические проблемы изучения морального развития
Абдулова Т.П. (г. Москва)
Методологические основания исследования морального развития до настоящего времени почти не разработаны, несмотря на значительное количество исследований, посвященных данной проблематике. Во многом это обусловлено тем, что изучение морального развития сопряжено с целым комплексом проблем, обусловленных как чрезвычайной сложностью самого предмета исследования,так и трудностями организации научного познания моральной сферы. Три основных структурных компонента моральной сферы: когнитивный, эмоциональный, поведенческий,- связаны между собой сложным
Социорегиональные и личностные
детерминанты
субъективных представлений об экстремизме
Аветян A.M. (г. Ростов-на-Дону)
В современных социокультурных, экономических и политических условиях реальную угрозу территориальной целостности и национальной безопасности России, конституционным правам и свободам граждан представляет усиление экстремизма во всех его формах и проявлениях. Экстремизм провоцирует конфликты и войны, сеет недоверие и ненависть между социальными и нацио-
55
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
нальными группами. Наряду с этим, экстремизм относится к числу опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.
Понятие «экстремизм» (от французского «extremisme» и латинского «extremis»—крайний) означает «приверженность в политике и идеологии, крайним взглядам и действиям», оно широко используется в различных областях знания - социологии, политологии, религиоведении, однако в рамках психологической науки данное явления является практически не изученным.
Сегодня в активной части населения все большую долю занимают те, кто сформировался в позднеперестроечные и постсоветские годы. Иными словами это молодыелюди 20-30 лет, которые начали сознательную жизнь в условиях обострения межэтнических отношений, вооруженных конфликтах, расцвета этноэтаизма, псевдорелигиозного экстремизма, в связи с этим особую актуальность приобретает исследование социорегиональных и психологических факторов, определяющих субъективное представление молодых людей об экстремизме.
В процессе работы нами использовались три методики : авторская анкета «субъективное представление об экстремизме», методика М. Рокича (Райгородский Д.Я., 2004) для исследования особенностей ценностиыхориентаций,«Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера (Rotter J.B., 1966,1975) для исследования локуса контроля респондентов.
Объектом исследования выступили 50 человек, из которых 25 проживают в Армении (г. Ереван - армяне) и 25 человек, проживающих в г. Ростове-на-Дону (русские), в возрасте 21-28 лет.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что субъективные представления об экстремизме обнаруживают статистически значимые различия в зависимости от социорегиональных особенностей. Как и для многих граждан всего постсоветского пространства экстремизм в разных его формах вызывает опасение и настороженность. Все молодыелюди (и ереванцы, и ростовчане) полагают, что экстремизм является проявлением кризиса в сложившейся экономической, политической и социальной ситуации в стране и апеллирует к предрассудкам людей, к примитивному сознанию, инстинктамтолпы и масс. Оценка вероятности того, что экстремисты понесут заслуженное наказание в обеих группах, находится на среднем уровне.
В то же время ереванцы обнаруживают менее выраженное негативное отношение к экстремизму и экстремистам. Они чаще рассматривают последних как борцов за идею, готовых пожертвовать собой и даже в некоторой степени им сочувствуют. Также они выше оценивают вероятность для себя стать жертвой терактов или стать заложником, и обнаруживают более высокую готовность действовать в «угрожающих» ситуациях. Ростовчане на фоне выраженного негативного отношения к экстремизму чаще склонны рассматривать экстремистов как материально заинтересованных людей, действующих по указке извне. Вто же время они в меньшей степени по сравнению с ереванскими сверстниками испытывают страх и опасения стать жертвой экстремизма и более пассивны в плане предотвращения таких действий.
Установлено, что по уровню субъективного контроля анализируемые разныесоциорегиональные группы молодежи практически не различаются. Показатели общей интернальности в среднем составляют 33,80 баллов - у респондентов проживающих в г. Ростове, и даже несколько ниже 32,48 баллов - у респондентов живущих в г. Ереване.
Высокая степень негативного отношения к экстремизму связана с более высоким показателем общей интернальности. При
этом интернальность в области достижений выше, чем в области неудач, то есть они обнаруживают склонность приписывать себе заслуги в области достижений, в то время как ответственность за свои неудачи они возлагают на других. У молодых людей с более низкой степенью выраженности негативного отношения к экстремизму, наоборот, ответственность за неудачи приписывается себе, а свои достижения рассматриваются как случайность или заслугу других людей. Кроме того, представители этой группы обнаруживают более высокий уровень экстернальности практически по всем шкалам.
Исследование ценностных ориентации показало, что у молодых людей, проживающих в Ростове-на-Дону, в ценностной иерархии доминируют «работа», «эффективность в делах» и «материально обеспеченная жизнь». У молодых людей, живущих в Ереване, ведущими ценностями жизни являются здоровье, крепкая семья, любовь.
Результаты исследования подтвердили актуальность данной проблемы.
Символическая репрезентация целостности психики
Аврамченко СМ., Евтушенко И.В. (г. Черкассы, Украина)
Немецкий учёный Карл Ясперс в 1913 году в своей диссертационной работе «Общая психопатология» отметил, что мир, в котором живёт человек, дух его культуры и эпохи - это те целостности, в рамках которых человек действует и творит. Согласно Ясперсу всякая попытка создать целостную схему человека обречена на неудачу. В той мере, в какой схема соответствует истине, она непременно проявит свой частный, не всеобъемлющий характер и укажет на очередной способ расчленения «человеческого». Не смотря на это, «человеческое» не перестанет производить на нас впечатление чего-то безусловно целостного (К. Ясперс, 1997).
Эстер Хардинг, американская исследовательница, обратила внимание на то, что большинство людей инстинктивно понимают: целостность необходима для психического здоровья, тогда как разобщённость и раздробленность означают болезнь и страдания. Она подчёркивает, что поиск целостности соответствует архитипической направленности, присущей психической структуре человека (Э. Хардинг, 2002).
Каким образом возможно постижение целостности человека и какие доказательства целостности психики могут быть столь аргументированы, чтобы человек почувствовал результативность своего поиска? Буквально вещественным доказательством является символ. Термин «символ» (symbolon) с греческого языка и есть условное вещественно доказательство; также обозначает предмет, действие и т.д., служащие условными обозначениями определённого образа, воплощающие некую идею. Хардинг в работе «Психическая энергия: превращение и истоки» отметила: «Наиважнейшие из символов те, что отражают фактор целостности. Человек может быть единым целым!» (Э. Хардинг, 2002). Согласно Хардинг всякий, кто искренне стремится примириться со своим вторым «я», со своей скрытой
56
А-Ж
бессознательной стороной, найдёт такой символ, всплывающий из бессознательного. И если он последует ориентирам, которые предоставляют образы сновидений,то шагза шагом с постепенным развёртыванием символизма приблизится к осознанию целостности своей внутренней жизни.
К. Юнг рассматривал эволюцию символов целостности в работах «Исследование процесса индивидуации» и «Психология и религия». Он отмечал, что, символы имеют общую или коллективную значимость и были широко распространены на протяжении всего хода истории. Среди них- мандала или магический круг,встречающийся и в рисунках первобытного человека, и в иконографии многих, если не большинства, религий мира. На пути к конечной цели лежит множество символов. Центральной из Юнг назвал символом индивидуации, или Самостью (К. Юнг, 1997).
Для изображения последовательных шагов процесса индивидуации были выбраны три символа - круг психики, мандала и алхимический сосуд. Слово «мандала» означает круг и употребляется в частности для обозначения магического круга. Вычерчивание такой фигуры в ходе церемониала преследует две цели: во-первых, определение границ пространства, обеспечивающего индивиду защиту от чуждых влияний; и. во-вторых, исцеление заболевания его души или тела посредством идентификации с верховным божеством, символически пребывающим в центре. На Востоке мандала используется в качестве магического средства примирения противоположностей. Как правило, то, что можно называть «психологией мандалы», развивается только после осознания амбивалентности в полной мере. Эта психология появляется в результате серьёзного конфликта, возникающего в итоге осознания того, что отдельные вещи, которые человек избегал или признавал только в других, в действительности являются частью его собственной психики. «Рождается новый психический инструмент, - отмечает Эстер Хардинг, - который будет расти и развиваться, как всё живое; ибо исходом конфликта является не рационально выведенное решение, не механизм, каким бы хитроумным он ни был, а живая индивидуальность - Самость» (Э. Хардинг, 2002).
В своей практике мы основываемся на подходе к психике как целостного системного образовании в её сознательных и бессознательных проявлениях в рамках психодинамичской теории, разработанной Т.С. Яценко.
Целостность психики заключается во взаимозависимостях с окружающей средой. Рассматривая психику как целостное системное образование, Т. С. Яценко рассматривает её внутреннюю динамическую сущность, от понимания которой зависит прогнозирование поведения субъекта. Такой подход ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, а вместе с тем и механизмов, их обеспечивающих, на выявление многомерности взаимозависимостей и сведения их в единую концептуальную систему (Т.С. Яценко, 2006).
Вышесказанное согласуется и с позицией Карла Ясперса: «Наша установка по отношению к целостности интуитивна; но она может быть отчасти прояснена на основе анализа тех элементов, которые составляют эту целостность. Работа с отдельными элементами, на первый взгляд, даётся без труда; но их реальное понимание возможно только тогда, когда мы рассматриваем их в связи с целым. Иногда представление о целостности оказывается доступно лишь «чувствам» наблюдателя, а элементы так и остаются непроясненными» (К. Ясперс, 1997).
В практике научной школы Яценко Т.С. чрезвычайно большое внимание уделяется «образам» как в вербальном их описании, так и в художественном изображении - психорисунках. Логика скрытого в рисунках психологического содержания раскрывается в процессе длительной аналитической работы через взаимосвязи образов отдельных рисунков и их общие характеристики. Именно поэтому мы считаем комплекс тематических психорисунков наиболее информативным, чем единичные рисунки, в выявлении целостности психики.
Специфика художественного воображения
Адаскина А.А. (г. Москва)
Образность является одним из основных принципов функционирования человеческой психики, а воображение может быть включено в решение различных задач. Художественным воображение становится, когда направлено на художественные задачи. При этом оно приобретает специфические черты, главная из которых - активная направленность на оформление, то есть создание «внешнего», отделенного от самого автора образа.
Вторая вытекающая из этого особенность - тесная связь с художественным материалом (словом, красками, звуками и т.п.), изначальная ориентация на его выразительные свойства. Как один из принципов неконструктивного искусства (В. Матвейс) иногда используется свободная игра с материалами, в ходе которой рождаются непредсказуемые образы.
Одной из основных черт художественного воображения называют его глубокую эмоциональность. Ни в коей мере не оспаривая это утверждение, мы полагаем, что художественное воображение включает в себя оба вида воображения: аффективное и познавательное (в том понимании, в котором использует эти термины О.М. Дьяченко). Это связано стем, что оно направлено как на познание и выражение внутреннего мира, так и имеет аспект собственно оформления (реальная деятельность с конкретным материалом).
Отметим, что известные и подробно описанные в литературе приемы воображения (акцентирование, гиперболизация, агглютинация), выделены в первую очередь на основе именно художественного воображения и иллюстрируются в основном литературными образами (кентавры, русалки). Гипотетически выскажем мысль, что воображение, например, в технической области, по-видимому, будет использовать иные приемы. Подчеркнем лишь то, что основная тенденция здесь - подчиненность описанных приемов художественной задаче, общему замыслу, подчеркиванию наиболее выразительных, характерных черт.
Проводя исследование по методике «Описание предмета» нам удалось выявить следующие черты художественного воображения: работа воображения начинается уже на этапе восприятия при первом знакомстве с окружающими нас предметами. При этом происходит осмысление предмета, выявление ведущей эмоциональной тональности (например, грубый, агрессивный или же старый, уставший). Развертывающийся процесс воображения (собственно, раз-
57
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
работки образа) протекает в рамках этого изначально намеченного русла. Основное отличие воображения художников заключалось не в богатстве представленных образов или их необычности, а втонкой эмоциональной выверенное™ каждого из образных описаний, тесной связи образного строя с эмоциональным тоном описания, стремлении к созданию целостного «образа-характера». Эти описания внутренне непротиворечивы, часто представляют собой развернутый «портрет» вещи.
Роль психолога в укреплении
служебной дисциплины в горрайорганах внутренних дел
Айя СВ. (г. Псков)
Обеспечение законности в действиях каждого сотрудника органов внутренних дел, укрепление служебной дисциплины является приоритетным направлением деятельности руководителей горрайорганов внутренних дел, включает в себя комплекс вопросов, связанных с уровнем организации деятельности сотрудников кадрово-воспитательных аппаратов, инспекций по личному составу, подразделений психологического обеспечения.
Значимость этой проблемы возрастает в связи с тем, что, несмотря на принимаемые в последние годы меры, число нарушений дисциплины и законности среди личного состава продолжает увеличиваться.
Анализ деятельности руководителей горрайорганов внутренних дел по поддержанию и укреплению служебной дисциплины свидетельствует о том, что многие из них нередко встречаются с психологическими трудностями в управлении социальными процессами в подчиненных подразделениях.
Одной из причин является неглубокое, а порой и одностороннее изучение социально-психологических процессов, происходящих в служебных коллективах, поверхностная оценка их влияния на служебную дисциплину, неспособность отдельных руководителей обеспечить качественный анализ эффективности работы по поддержанию служебной дисциплины, определить предпосылки, причины и условия, способствующие возникновению негативных процессов и явлений
В связи с тем, что психологическая проблематика деятельности по профилактике нарушений служебной дисциплины является чрезвычайно острой, возникает необходимость в работе не только руководителей ОВД, несущих ответственность за дисциплину в подразделениях, которыми они управляют, но и практических психологов. Их деятельность, нацеленная на решение наиболее тонких и сложных проблем дисциплины, является одной из основных компонентов системы психологического обеспечения работы по укреплению дисциплины.
В целях изучения роли психолога в укреплении служебной дисциплины в горрайорганах внутренних дел поведено анкетирование 2-х групп экспертов: 21 руководителя психологических служб, 60 руководителей инспекций по личному составу субъектов РФ,
проходивших курсы повышения квалификации на базе Академии управления МВД России в 2004-2007 гг.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить основные направления психологического обеспечения деятельности руководителей:
проведение занятий по профессиональной психологической подготовки руководителей ОВД;
психологическое консультирование руководителей ОВД по вопросам совершенствования организации и проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом;
разработка для руководителей ОВД рекомендаций по применению в работе с личным составом организационных и социально-психологических методов профилактики и предупреждения нарушений дисциплины;
оказание психологической помощи личному составу после выполнения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях, после применения и использования оружия, гибели сотрудников при исполнении служебных обязанностей;
участие в работе комиссий ОВД по служебным проверкам условий и причин гибели, ранений и самоубийств сотрудников, подготовка рекомендаций по снижению числа чрезвычайных происшествий среди личного состава.
Результаты анкетирования руководителей ИЛС свидетельствует о том, что при выяснении причин и обстоятельств, способствующих нарушениям, выявляемым в ходе служебных проверок, недостаточно учитываются их психологические составляющие. По мнению 83,3% респондентов для повышения объективности и качества служебных проверок необходимо использование возможностей психологической службы.
93,3 % руководителя ИЛС и 90 % руководителей психологических служб отмечают, что в их МВД, ГУВД, УВД уже существует практика привлечения психологов кадровых аппаратов к участию в проведении служебных проверок (в части касающейся), при этом 70% и 80% полагают необходимым нормативно определить цели, задачи, основные направления деятельности психологов.
Среди наиболее перспективных форм взаимодействия ИЛС и психологической службы отмечены:
обмен информацией по вопросам причин и условий, способствующих совершению нарушений дисциплины и законности;
информация об индивидуально-личностных особенностяхсотрудников ОВД, совершивших дисциплинарные нарушения;
информация о социально-психологическом климате в подразделении, в котором допущено нарушение дисциплины изаконности.
Анализ литературы и диссертационных исследований по проблеме психологического обеспечения деятельности ОВД, результаты анкетирования показывают, что в работе с личным составом имеется реальный психологический резерв совершенствования этой деятельности. Профессионально-психологический подход к проблеме укрепления служебной дисциплины представляется перспективным направлением в работе психологов ОВД. Он имеет ряд преимуществ перед традиционно-сложившимся подходом и должен использоваться руководителями горрайорганов, кадровых аппаратов для принятия целесообразных управленческих решений, формирования и развития у сотрудников ОВД дисциплинированности и ответственности.
58
А-Ж
Профессионально-релевантное
поведение через отношения в профессиональном сообществе
Акбиева З.С. (г. Махачкала)
Каждый человек - уникальный и неповторимый мир в себе, который не может быть выражен ни в какой системе понятий. Но этот уникальный внутренний мир воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим. «Открытие Я» - не что иное, как осознание этого факта.
Положительные эмоциональные отношения с коллегами играют важную роль в профессиональной деятельности. Конгруэнтное профессионально-релевантное поведение через отношения в профессиональном сообществе предполагает владение умениями в соответствующей форме предложить помощь тому, кто в ней в данный момент нуждается, умение сотрудничать, и соответствующим образом представить результаты своей деятельности коллегам, дать адекватную оценку деятельности других специалистов. Она включает сформированность особого чувства сопричастности ко всему, что происходит в профессиональном сообществе, сопереживание другим людям, коллегам по работе, осознание себя и других в качестве единой общности - «мы». Люди и процесс общения, внимание к отношениям в ценностной шкале любого специалиста, несомненно, должны занимать одно из центральных мест.
Профессиональное общение необходимо для профессионального роста и самосовершенствования специалиста. Е.Л. Русакова видит в профессиональном общении возможности выполнения регулятивных функций внутри профессионального сообщества.
Между тем, в профессиональной общности есть не только избыточность стандартов, издержки «поточной и поверхностной подготовки» специалистов, но в этих непростых профессиональных отношениях между представителями различных профессиональных школ, направлений и технологий существует потенциал для развития разностороннего и эффективного специалиста, «способного к коллегиальности, толерантности, позитивизму и юмору».
Таким образом, непременными условиями возникновения, достижения и поддержания профессионально-релевантного поведения, и в частности, профессиональной карьеры являются практика социальных взаимодействий с другими и с самим собой, личностное включение специалиста в освоение, развитие и совершенствование профессиональной деятельности, ее самостоятельный и успешный опыт, сопряжение эмоционально-ценностного и профессионально-личностного опыта как своего собственного, так и других профессионалов.
Под профессионально-релевантным поведением понимаются действия, поступки и мотивация человека, адекватные человеческой миссии в рамках профессионального служения (оставаться человеком, исполняя профессиональную роль).
Высокой эффективности профессионально-релевантного поведения соответствует успешный карьерный рост.
Успешность карьерного продвижения как эффективность профессиональной деятельности специалиста непосредственно связана с позитивной профессиональной идентичностью, комплексно реализуемой в пространстве Я - Другие - Дело.
Развитие профессионально-релевантного поведения происходит как реализация активной позиции субъекта в профессиональной деятельности по двум взаимосвязанным направлениям:
повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков;
развитие профессионально важных личностных качеств испособностей.
Основные составляющие профессионально-релевантного поведения, способствующие карьерному продвижению: активность, компетентность, организованность, личностная зрелость, продуктивность, инициативность, деловая этичность, энергичность, стойкость, конкурентоспособность.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза