В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
Догадина АЛ. (г. Москва)
Трудности детей в обучении - одна из главных проблем, адресованных школой психологу. В теории системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова психологическая сущность обучения понимается как процесс формирования психологической системы деятельности. Опираясь на эту теорию, Суворова ГА. предлагает рассматривать психологическое консультирование по проблемам обучения как совместную деятельность психолога с субъекта ми обучения (учеником,
учителем, родителями учеников) по исследованию сформированно-сти психологической системы деятельности у ученика и разработке на этой основе индивидуальных психологических рекомендаций по формированию у ученика разнообразных механизмов научения. В концепции деятельностно-психологического консультирования в обучении она подчеркивает, что психологическая система деятельности у ученика формируется при выполнении учебных заданий, и что именно содержание учебных задач организует психические процессы ученика в психологическую систему деятельности (в качестве учебных действий она рассматривает познавательные действия). Содержание заданий школьных учебников во многом определяет и формирование учебной мотивации, и развитие личностной сферы учащихся, и развитие у них операционных механизмов познавательных процессов и способностей, в качестве которых выступают познавательные действия разного уровня интеграции. Именно поэтому в психологическом консультировании по проблемам обучения, по ее мнению, важное место должен занимать психологический анализ учебных задач.
Отмечая важность анализа школьных учебников с позиций личностных смыслов и учебных задач, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, И.В. Дубровина и ГА. Суворова предложили критерии оценки содержания учебников для начальной школы: культурно-исторический, социокультурный, возрастно-психологический, деятельностно-психологический. Мы разделяем эту позицию и развиваем далее де-ятельностный подход в консультировании по проблемам обучения. В практике консультирования по проблемам обучения психологи используют разные классификации учебных целей,учебных действий, учебных задач (В.В.Давыдова, Д. Толлингеровой, П.Я. Гальперина, др.). Перспективной представляется новая классификация задач познания В.Д. Шадрикова, в которой выделено две категории задач: 1 - задачи, относящиеся к результату деятельности, и 2 - задачи, относящиеся к процессу деятельности, и характеризующие учебные действия. Конкретные задачи познания в этой классификации (их-29 видов) связаны и с целями учебной деятельности (7 видов), и с интеллектуальными операциями, которые необходимо сформировать в процессе целенаправленного обучения (19 видов).
Исходя из новой классификации познавательных задач В.Д. Шадрикова и опираясь на предложенные ГА. Суворовой критерии, показатели и методические процедуры психологической оценки учебных задач, была исследована представленность задач познания в учебнике «Русский язык» для 2 класса (Г. Рамзаева, 2002). В исследовании приняли участие студенты 4 курса ФНК МПГУ, изучающие курс по психологии учебной деятельности. Для анализа задач познания в нормативной информационной основе учебной деятельности младших школьников, определяемой содержанием анализируемого нами учебника, были использованы такие показатели как полнота и плотность задач.
Общий индекс полноты видов учебных задач рассчитывался по формуле 0ипвз=п/26, где п - реальное число видов задач познания в учебнике; 26 -максимально возможное число видов задач. Оипвз составил: 4/26=0,54. Интегральный индекс полноты видов задач рассчитывался по формуле HHnB3=SaB/SnB, где SaB - полнота анализируемого матричного поля видов учебных задач (соответствуетсуммарному количеству разного вида задач в учебнике), a SnB - полнота потенциально возможного матричного поля видов учебных задач (при наличии одного вида учебных задач в каждой теме). SnB=26n, где п- число тем в учебнике. В анализируемом учебнике насчитывается 20 тем, SnB=26*20=520.SaB=169.
323
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Согласно этому, ИИпвз=0,33. Мы рассчитали ИИпвз для каждой категории задач познания: ИИпвз 1 категории=4/7х20=0,03; 2 категории=10/19х20=0,03.
Показатель плотности учебных задач характеризует частоту появления того или иного вида задач в темах учебника. Интегральный индекс плотности видов учебных задач ИИплвз рассчитывался по формуле: Ииплвз=5ав/5пв, где SaB - общее число учебных задач в учебнике, a SnB - потенциально возможная плотность, SnB=26x20=520. Ииплвз=651/520=1,25. Ииплвз 1 категории задач = 40/7x20=0,29,2 категории = 129/19x20=0,34. Анализ плотности видов задач познания показывает, что в анализируемом нами учебнике отсутствуют следующие задачи познания: сформулировать определение понятия, научиться управлять своими высшими психическими функциями, различать добро и зло, давать морально-нравственную оценку поступка, абстрагирование, идеализация, отнесение изучаемого к системе основных категорий, раскрытие диалектики качественных и количественных отношений, проведение анализа опредмечивания и распредмечивания результатов учебной деятельности, проведение опытов, использование знаний на практике, выделение предметов познание, выяснение причин явлений и установления причинно-следственных связей, прогнозирование, обобщение. Широко представлены задачи: получение непосредственного знания, запомнить, что понято, сформировать навыки (практические и умственные), анализ, синтез, формулирование высказываний (предложений, суждений, умозаключений). Показатель плотности других задач познания: установить сущность вещи - 0,1; нахождение аналогий - 0,6; нахождение аргументов - 0,25; высказывание гипотез, идей, мнений - 0,4; установление связей, отношений - 0,55; выяснение значений и смыслов - 0,55; проведение идентификаций - 0,6.
Проведенное исследование позволяет конкретизировать содержание рекомендаций психолога по преодолению у ученика трудностей в обучении.
специального полуструктурированного интервью (Тарабрина, 2001). Кроме того, использовались опросник депрессивное™ Бека, шкала самооценки тревожности (Спил бергер-Ханин), опросник самоотношения (Пантилеев, Сталин), опросник агрессивности Басса-Дарки.
Сравнение полученных данных по группам выявило, что показатели критериев В, D, F и общий индекс ПТСР были значительно (р<0,05) выше у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями против личности. Это означает, что они существенно больше страдали от последствий психической травмы: повторных переживаний травматического события, посттравматического возбуждения, а также в большей степени проявляли нарушения социального функционирования. У девочек этой категории более высоким был уровень депрессии, показатели личностной тревожности, а также выражено снижение интегрального показателя самоотношения.
Девочки с агрессивными правонарушениями значимо чаще, чем их сверстницы, совершившие имущественные преступления, испытывали психические травмы вследствие домашнего физического насилия, сексуального насилия, переживали смерть члена семьи в результате убийства. Лишение свободы имело одинаковый психотравмирующий смысл для девочек обеих групп, однако осужденные за агрессивно-насильственные противоправные действия значительно чаще переживали как травму свое собственное преступление.
Показатели травматических переживаний в обеих группах имеют прямые корреляционные связи с индексами агрессивности и враждебности (опросник Басса-Дарки).
Полученные данные подтверждают предположение о связи пережитого психотравмирующего опыта и агрессивности у несовершеннолетних осужденных женского пола.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза