logo
psicho T1

Свердловской области)

Больных П.В. (г. Екатеринбург)

Доверие как социально-психологическое явление можно рас­сматривать в трех областях: доверие к миру, доверие к другим и до­верие к себе. Целью данной работы является изучение структурных компонентов доверия между людьми, выступающего необходимым условием взаимодействия и общения людей.

Анализ литературы, посвященный феномену доверия, показал, что не существует единого общепринятого определения понятия «доверия» к другим. В работах Э. Эриксона и Дж. Роттера базальное доверие определяется как вера в людей. Э. Гидденс полагал, что доверие - это то, что «строится на взаимности ответственности и соучастия: уверенность в честности другого, которая служит глав­ным источником чувства честности и аутентичности самого себя».

Теоретический анализ структуры доверия позволил выделить три основных компонента доверия:

Стоит обратить внимание на тот факт, что все эти составляю­щие характеризуют именно представления субъекта о чем-либо. В данном случае представления индивида выступают как некое приобретенное в процессе взаимодействия свойство. На наш взгляд, на доверие к другим людям оказывает влияние еще и некая внутренняя ценностная психологическая составляющая, присущая человеку от природы, а не приобретенная.

В феврале 2007 года было проведено социологическое иссле­дование педагогов Свердловской области и города Екатеринбурга, посвященное анализу доверия педагогов к другим людям. В ис­следовании приняло участие 200 человек: педагоги ГОУДОД ЦДОД «Дворец молодежи», педагоги МОУ СОШ № 114 г. Екатеринбурга, а также педагоги образовательных учреждений из 22 городов Сверд­ловской области, принявшие участие в работе семинаров, круглых столов и конкурсов.

Респондентам было предложено определить понятие «до­верие» к другим людям, что дало возможность выявить основные составляющие доверия и сравнить их с компонентами, разрабо­танными в теории.

Ответы респондентов можно условно разделить на пять групп, которые и представляют собой составляющие доверия.

Первая группа под общим названием «предсказуемость», включает в себя такие определения как взаимопонимание (спо­собность человека осмыслять, постигать и в какой-то степени предсказывать поведение другого человека), порядочность (чест­ность, неспособность к антиобщественным поступкам), внутреннее согласие человека управлять собой другим, «отношение к другим людям как к себе и такое же отношение других людей к себе».

Вторую группу мнений можно объединить термином «надеж­ность», сюда мы относим непосредственно саму надежность как уверенность в способности другого человека оказать помощь в любой ситуации, ответственность; ответственность (необходимость отвечать за свои действия и поступки), верность, возможность по­ложиться на другого человека.

Третья группа «единство» заключает в себе такие понятия как компетентность, приятие, расположение, уважение; исполнение долга, сотрудничество, товарищество, обоснованное взаимодей­ствие, взаимопонимание.

Четвертая группа мнений носит более психологический, внутренний характер. Данную группу мы определили как «откры­тость» (как форма поведения) и относим в нее такие понятия как открытость, откровение, открытие, искренность, безоглядность; умение понимать другого человека, любовь, открытость души, рас­положение. При этом мнения респондентов отличаются: педагоги из малых и средних городов области более «открыты» в отношениях с другими, что объясняется особенностями социального окружения и теснотой межличностных связей.

Последняя группа мнений - «спокойствие» предполагает нали­чие чувства внутренней защищенности, безоглядности, поддержки, возможности положиться на другого человека.

Все представленные черты являются психологическими со­ставляющими личности, а соответственно и доверия. Это качества человека доверяющего, а не доверяемого. Стоит отметить, что при­мерно десятая часть респондентов отождествляют доверие с верой. Это предполагает то, что доверие рассматривается ими как нечто, не требующее доказательств и ни от чего не зависящее.

Таким образом, на основании полученных результатов ис­следования, доверие можно определить как ожидание человека, в условиях зависимости от другого человека в ситуации совместной деятельности, с целью облегчения взаимодействия, и соответствую­щая данной ситуации форма поведения человека.

Исследование семантического восприятия студенческого лидера

Борисенко З.В. (г. Севастополь)

Тема лидерства достаточно широко и разнородно представ­лена в литературных источниках. Существуют такие подходы к изучению проблемы лидерства как диспозиционный (теория черт), ситуативный и компетентностный. Тем не менее, исследования сту­денческого лидера ранее не проводились с точки зрения изучения семантической основы лидерства, в этом новизна работы. Студен­ческий контингент интересно исследовать как представителей уже сложившейся системы способов поведения, но еще чувствительной к внешнему воздействию. Таким образом, в проведенной работе предпринята попытка отразить феномен студенческого лидерства.

Исследование проводилось в несколько этапов. В общей слож­ности в исследовании принимали участие 119 испытуемых.

Сначала была поставлена задача - выявить «словарь» кон­структов, описывающих поведение и черты лидера. Для этого

155

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

проводились исследования с помощью методики репертуарных решеток и оригинальной методики.

Выявленныеслова,описывающиелидеров, были подвергнуты частотному анализу и на основании этого составлена методика, включающая 37 конструктов. Далее эта методика проведена на двух группах студентов, а результаты факторизованы. После этого исходная методика модифицирована, формулировки конструктов изменены в терминах умений, способностей, склонностей, и вклю­чены конструкты, только входящие в полученные ранее факторы.

Затем проводился ситуационно-поведенческий тест с целью выявления лидерского потенциала испытуемых. После решения предложенных задач каждому из членов группы раздавались бланки модифицированной авторской методики, и они оценивали каждого члена группы. Испытуемые, наиболее и наименее ярко проявившие лидерский потенциал в дискуссии, дополнительно тестированы личностными опросниками. Результаты личностных тестов сопоставлялись с результатами авторской методики при составлении психологического портрета.

В результате было выявлено, что лидерское поведение оцени­вается членами группы практически также, как и лидер оценивает себя при ответе на личностные опросники. А в оценке члена группы, не проявившего лидерский потенциал, группой подчеркиваются особенности его поведения в процессе ситуативно-поведенческого теста. Результаты, полученные с помощью новой методики, до­полняют данные личностных тестов, акцентируя особенности восприятия группой специфики поведения испытуемого в ситуации групповой дискуссии.

Таким образом, новая методика может быть использована в качестве дополнительной с целью получения данных, шире описы­вающих поведение человека в ситуации притязания на лидерство, а также особенности восприятия этого человека референтной группой.

зало, что существуют значимые различия в отношении подростков к семье, к отцу, к оценке «Я-идеальное», к оценке своего здоровья. Корреляционный анализ показал, что эти показатели выше у под­ростков, растущих в полной семье.

Изучение различий по полу в зависимости от состава семьи было проведено в два этапа: сначала мы сравнили выборки девочек и мальчиков из неполных семей. У девочек из неполных семей ниже оценка своего здоровья, значимо хуже отношение к отцу, чем у мальчиков из неполных семей.

Сравнение результатов подростков из полных семей показало, что у девочек из полных семей выше оценка своих родителей, оцен­ка «я хороший». Факторы интеллекта, склонности к риску, доминант­ность, дипломатичность, творческое мышление по 14PF, отношение к отцу и семье значимо лучше, чем у мальчиков. Конформность у них ниже, чем у мальчиков из полных семей.

Сравнение выборки мальчиков из полных и неполных се­мей, показало, что в полных семьях мальчики выше оценивают «Я-идеальное», у них ниже факторы выполнения социальных норм, склонности к риску, доминантность, дипломатичность. У девочек из полных и неполных семей также выявлены значимые различия: девочки из полных семей выше оценивают свое здоровья, своих родителей, у них выше оценка «Я-идеальное», самооценка, консерватизм, интеллект, доминантность, они значимо лучше от­носятся к отцу и семье.

Таким образом, наше исследование подтверждает данные, за­рубежных исследователей о влиянии отца на полоролевое формиро­вание ребенка, его самооценку и модели семьи и взаимоотношений полов. Кроме того, нами выявлена зависимость конформизма от влияния отца, более конформны подростки, воспитываемые отцом, особенно это значимо для мальчиков, они также более склонны к выполнению социальных норм. Ответить на вопрос, могут ли эти данные свидетельствовать о больше социализации подростка, воспитываемого отцом, можно только после проведения более длительного и подробного исследования, которое планируется нами в настоящее время.

Влияние патернальной депривации на развития личности подростка

Борисенко Ю.В. (г. Кемерово)

Реформирование социальных и тендерных систем в нашей стране приводит к разрушению устоев и традиций, уменьшению социального контроля и большей свободе самой личности по от­ношению к семье, что часто приводит к воспитанию ребенка одним родителем (матерью).

Для уточнения влияния патернальной депривации на развитие личности ребенка нами совместно с Е.В. Мызниковой было прове­дено пилотажное исследование специфики влияния патернальной депривации на развитие личности подростка. В исследовании при­няли участие 50 учащихся 7 класса общеобразовательной школы (25 из полых семей, 25- воспитываются без отца). Использовались методики: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, шкала тревожности Спилберга-Ханина, 14PF, «Незаконченные предложения», а также специально составленная анкета и беседа. Сравнение результатов по критерию Стьюдента (при р=0,05) пока-

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4