Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
Балымова И. В. (г. Казань)
Многими авторами в отечественной современной психологии определяется явление профессионализация личности в широком плане и предполагает два взаимосвязанных компонента:
становление профессионального самосознания, развитиевнутрен н их л и чн остн ых структур индивида - психологическийаспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»;
формирование профессиональных знаний, умений и навыков,усвоение социально-профессиональных норм, становлениеличности как субъекта профессиональной деятельности - социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональнаясоциализации».
79
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
В силу своего характера, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, ее целью и результатом является становление специалиста, поэтому она может быть охарактеризована как специализация. Соответственно, показателем успешного прохождение этапа первичной профессионализации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации.
Специфика первичной профессионализации состоит в том, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и,таким образом, получает возможность активного и функционального участия в социальных процессах.
Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом и главнейшим этапом, является профессиональное обучение, получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении.
Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, что составляет фундамент для развития профессионализма.
Субъект учебной деятельности находится на начальных этапах первичной профессионализации в условиях социально-психологической адаптации, но ее успешное прохождение выступает гарантом того, что выпускник вуза продолжает заниматься учебной деятельностью и после получения профессиональной квалификации.
Необходимым становится определить особенности представленное™ личностных детерминант у субъекта учебной деятельности на этапах адаптации и на завершающем этапе первичной профессионализации, условно называемого постадаптационным. На данном этапе субъект учебной деятельности, наряду с уже имеющимся, приобретает более значимый статус субъекта развития и саморазвития.
Обучение в вузе предполагает прохождения студентами определенных ступеней определяющих ихличностно-профессиональное развитие и саморазвитие.
Первая ступень (первый курс обучения) - личностная и профессиональная адаптация, направленная на освоение студентами новых социальных ролей, ценностей и норм, вхождение в новые формальные и неформальные общности.
Вторая ступень (второй курс обучения) - целенаправленное освоение социально значимого опыта жизнедеятельности.
Третья ступень (третий курс обучения) - целенаправленное освоение социально и профессионально значимого опыта жизнедеятельности.
Четвертая ступень (четвертый и пятый курс обучения) -личностно-профессиональное самоопределение, ориентированное на достижение, сбалансированности в появлениях у студентов гражданской, профессиональной и индивидуально-личностной направленности личности.
Пятая ступень (аспиранты) - является интегративной характеристикой и показателем успешности прохождения вышеперечисленных ступеней (личностная и профессиональная адаптация, направленная на освоение новых социальных ролей, ценностей и норм, вхождение в новые формальные и неформальные общности, целенаправленное освоение социально и профессионально значимого опыта жизнедеятельности).
Таким образом, в настоящее время одним из этих условий, в рамках образовательного процесса, требующего пристального внимания представляет собой успешная завершенность первичной профессионализации субъекта учебной деятельности.
Перед нами возникает проблема обнаружения личностных детерминант субъекта учебной деятельности и обнаружение (или хотя бы анализ) значимых различий этапов первичной профессионализации для того, чтобы этот процесс имел успешное завершение. При этом, критерием качества может выступать дальнейшая активность и преобразование своей деятельности с целью повышения уровня профессионализации уже субъекта саморазвития.
Возможно, что субъект учебной деятельности наделен определенным комплексом личностных детерминант, который позволяет достичь определенных успехов в деятельности. Но сам комплекс как таковой не может выступать абсолютным объективным показателем, необходимо определить взаимосвязь его элементов, которая в свою очередь будет обусловлена способностью субъекта к саморазвитию.
Предъявленный краткий анализ позволяет нам предположить, что саморазвитие- это характеристика субъекта, который тем самым занимает значимую позицию по отношению к понятию личность в контексте активности в жизненном пространстве.
Представленные положения, применимы в структуре образования для совершенствования учебной деятельности при выделении комплекса личностных детерминант, позволяющих совершить успешный контроль своей деятельности в период вузовской подготовки.
Диагностические показатели креативности и их динамика
Банзелюк Е. И. (г. Москва)
Схема нашего исследования сочетала в себе лонгитюдный и сравнительно возрастной методы. Основными методиками были фигурная форма А теста творческого мышления П. Торренса (в двух модификациях) и методика Д. Б. Богоявленской «Креативное поле». Всего было обследовано 148 учеников.
Использование ранней модификации теста П. Торренса позволило сравнить полученные нами данные с данными других исследователей и сделать выводы, что она не защищена от влияний побочных факторов и не может быть использована для исследования динамики креативности у детей 5-9 лет, т. к. не обеспечена по годичной таблицей стандартизации. Притом, что гибкость и оригинальность увеличиваются согласованно с беглостью (непараметрическая корреляция Кендела,Спирмена 0,6-0,9 р<0,01), а увеличение беглости у первоклассников по сравнению с дошкольниками, прежде всего, обусловлено более развитой мелкой моторикой (чему способствуют возрастные изменения-созревание премоторных зон мозга).
Последняя модификация снабжена погодичной таблицей стандартизации. Однако, в адаптированном в России варианте объединены группы 6-7 летних, что возвращает ему описанные недостатки.
80
А-Ж
Сопоставление результатов по тесту П. Торренса и по «Креативному полю» свидетельствует о том, что все дети вышедшие во 2 классе на эвристический уровень имеют высокую разработанность. Мы объясняем это тем, что такой ребенок поглощен своей деятельностью и склонен углубляться в предмет. Однако достижения эвристов в тесте Торренса могут быть выявлены только при качественном анализе, при количественном же подходе их результаты оцениваются только как средние. Дети же, идентифицированные в тесте Торренса как высоко креативные, могут работать на стимульно-продуктивном уровне в «креативном поле».
Типологизация как способ познания в психологии развития
Баранов А. А. (г. Ижевск)
В психологии развития основное внимание исследователи, как правило, сосредотачивают на становлении и формировании того или иного признака методом срезов или лонгитюда. Несомненно, подобное построение научного поиска вполне релевантно для изучения динамики происхождения и развития конкретной психической реалии: процесса, состояния или свойства. При этом в фокус изучения, в соответствии с исследовательской позицией, включаются определенные внешние и внутренние условия и детерминанты. В тоже время наблюдается явный дефицит изысканий направленных на поиск причин, обуславливающих формирование в относительно гомогенных внешнесредовых условиях различных типовличности, или точнее - типов личностного развития.
Типология несет на себе отпечаток принадлежности к сложным методам научного познания. Этот постулат находит свое подтверждение втом, что при создании типологии и выработке понятия «тип» задействуются многие познавательные операции, в числе которых могут присутствовать следующие логические приемы: описание, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, различные виды абстрагирования. Применение конкретных познавательных операций и их комплексное использование определяется целым рядом условий: характером изначального материала, целями и задачами создаваемого «типа», рамками теоретико-методологической базы построения исследования и т. п.
Мировая психологическая мысль изобилует различными типологиями личности, разработанными в трудах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, R Кеттела, Э. Кречмера, П. Ф. Лазурского, П. Лесгафта, А.Е. Личко, К. Леонгарда, B.C. Мерлина, В. Д. Небылицына, И.П. Павлова, Е.Н. Теплова, 3. Фрейда, С. Хатуэя и Дж. Маккинли, У. Щелдона, К.Г. Юнгаидр.
В наших исследованиях (Баранов А. А., 2001,2002) также при помощи математической процедуры факторизации выделено четыре стиля (стратегии поведения) противодействия стрессогенам трудовой деятельности: «мотивационный», «профессионально-компетентный», «рефлексивный» и «коммуникативно-пластичный». Основанием типологозации личности послужила степень стрессоустойчивое™ субъекта, относящегося, в соответствие с классификацией Е.А. Климова, по своему социально-экономическому статусу к представителям профессий вида «человек-человек».
В отечественной психологии на сегодняшний день можно обнаружить несколько не сведенных воедино тенденций применения типологизации.
Интересной является идея построения прогрессивных типологий, где каждая последующая типология строится на основе ведущих критериев, выявленных предыдущей, реализованная в работах К.А. Абульхановой-Славской (1983). По результатам теоретического и экспериментального исследования А.В. Либи-ным и В.В. Либиным (1993,1995) были выделены три ведущие тенденции психодинамического симптомокомплекса, связанные как с системой индивидуальных предпочтений, так и с наиболее генерализованными векторами поведения. Факторный анализ выраженности основных тенденций в структуре поведения субъекта позволил авторам выделить восемь основных векторов (типов) поведения (ЛибинА.В., 1999).
Обобщая результаты деятельности отечественных исследователей, необходимо отметить, что на уровне теории психологии принцип типологизации не разрабатывался, за исключением разве, что работ К.А. Абульханово-Славской, и то, с определенными допущениями. Иная картина сложилась относительно проработки проблемы индивидуальных различий (принцип индивидуализации), где существует большой спектр концептуально-теоретических наработок.
В то же время, диалектика соотношения социально-типичного и индивидуального, представленная в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Б.К. Лебедева и др., выступает в роли необходимого основания для объединения тенденций индивидуализации и типологизации. Примером попытки объединения номотетического и идеографического подходов является концепция В.Н. Машкова (1998), названная им индивидуально-типологической. Основные положения концепции базируются на гипотезе о наличии у каждого человека двух относительно автономных психологических механизмов целенаправленной активности. Один из механизмов реализует типичные для определенных групп людей формы поведения. Другой обеспечиваетлишь количественные индивидуальные различия. В соответствии с тем, что любой, из психологических механизмов обязательно обеспечивает жизненное существование человека, В. Н. Машковым постулируется отсутствие индивидов, находящихся за рамками того или иного типа.
Ведущей идеей типологического подхода является положение о том что, тип личности есть целостное образование, не сводимое к комбинации отдельных личностных переменных.
Типологический подход обеспечивает возможность переноса фокуса научного поиска от абстрактно-теоретической конструкции личности и ее характеристик (черт, проявлений) к анализу реальных типов личности, обладающих разной направленностью, противоречивостью и сложностью личностной композиции.
Процедура типологизации выступает в роли надежного средства системного исследования. Данное утверждение основывается на том, что типологический метод констатирует многомерность проявления закономерностей, позволяя обнаружить нелинейные зависимости.
Типологический подход зарекомендовал себя как полезное средство решения проблем в области медицинской, педагогической и социальной психологии, психологии труда и личности, психологии управления и, по праву, его применение необходимо всемерно приветствовать и в столь важной отрасли науки о душе, какой является психология развития.
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза