logo
psicho T1

Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования

Вьюнова Н.И., Хлоповских Ю.Г. (г. Воронеж)

Современные интегративныетенденции в развитии наук зако­номерно отражаются во взаимодействии педагогики и психологии, приводя к углублению и расширению их традиционных взаимосвя­зей. Указанные тенденции проявляются и вотношении практических и прикладных аспектов данных наук, что повышает их эффектив­ность в реализации деятельности психологов и педагогов.

На наш взгляд, профессиональная деятельность практического психолога образования по сути является психолого-педагогической. Это определяется целью, задачами, условиями ее осуществления. Основой психолого-педагогической деятельности психолога образо­вания является собственно психологическая деятельность, при этом в каждом ее направлении имеется педагогический компонент.

Исходя из этого, психолого-педагогическая деятельность психолога образования понимается как особый вид социальной деятельности, направленной на психологическое сопровождение педагогического процесса. Основу ее составляет психологическая деятельность, включающая педагогический компонент.

Системообразующим фактором психолого-педагогической деятельности выступает цель, состоящая в создании социально-психологических и психолого-педагогических условий для продук­тивной деятельности и психологического развития всех участников педагогического процесса. Наряду с целевым компонентом, конкре­тизирующим цель и задачи деятельности, выделяются следующие блоки психолого-педагогической деятельности: содержательный, который определяется основными направлениями (видами) работы педагога-психолога и включает, кроме психологической составляющей, педагогический компонент;технологический, содер­жащий психологические и психолого-педагогические технологии; профессионально-личностный, отражающий личностные особенно­сти, профессиональные установки психолога, необходимые для про-дуктивного выполнения психолого-педагогической деятельности; результативный, обеспечивающий обратную связь и позволяющий сопоставить полученные результаты с исходной целью.

Реализуется психолого-педагогическая деятельность в рамках основных направлений работы практического психолога об­разования (психопрофилактики, психологического просвещения, психодиагностики, психоконсультирования, психокоррекции и др.), в каждый из которых включен педагогический компонент.

Психолого-педагогическая деятельность имеет ряд осо­бенностей общего и частного характера. Во-первых, ее отличает

системность. В соответствии с этой характеристикой психолого-педагогическая деятельность образуется рядом взаимосвязанных элементов, что позволяет рассматривать данный вид деятельности как подсистему педагогической и образовательной систем, а также более широких систем - психолого-педагогической, человекоз-нания и др. Во-вторых, психолого-педагогическая деятельность является целостной. Это проявляется в совокупной реализации психологической и педагогической составляющих. В-третьих, она носит интегративно-дифференцированный характер, выражаю­щийся в интеграции и дифференциации всех слоев психологии и педагогики: теоретического, прикладного и практического. Это особенности общего характера, присущие не только психолого-педагогической, но и другим видам деятельности, реализующим междисциплинарные связи.

Рассмотрим частные особенности психолого-педагогической деятельности. Центральной особенностью выступает педаго­гический компонент как базовая составляющая психолого-педагогической деятельности практического психолога образо­вания. Любая ситуация в образовательном учреждении является психолого-педагогической, и для ее решения психологу образо­вания важно владеть системой педагогических знаний и умений. Это является не только особенностью психолого-педагогической деятельности, но и одним из условий эффективности осуществле­ния практическим психологом образования профессиональной деятельности.

Однако данный компонент будет эффективен лишь вслучае осо­знания педагогом-психологом значимости и особенностей использо­вания педагогических знаний и умений в профессиональной деятель­ности. Это составляет вторую особенность психолого-педагогической деятельности практического психолога образования.

Профессиональная деятельность педагога-психолога вклю­чает как практическую, так и исследовательскую составляющие. В связи с этим потенциальная эффективность профессиональной деятельности психолога образования подразумевает, на наш взгляд, достаточно высокий уровень выраженности склонности к обоим на­правлениям деятельности - практическому и исследовательскому. Соответственно, можно выделить третью частную особенность психолого-педагогической деятельности - склонность педагога-психолога к практической и исследовательской деятельности.

Одним из структурных компонентов деятельности, в том числе, профессиональной, является мотив. Эффективность деятельности обусловливается высоким уровнем развития внутренних и внешних положительных мотивов осуществления конкретной деятельности в определенных условиях. Отсюда четвертая особенность психолого-педагогической деятельности: наличие у практического психолога образования внутренней и внешней положительной мотивации реализации психолого-педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая деятельность предъявляет опреде­ленные требования к личностному развитию психолога, которое выражается в стремлении личности к самоактуализации, что со­ставляет пятую особенность данной деятельности.

Итак, профессиональная деятельность педагога-психолога по сути является психолого-педагогической. Причем всодержание дея­тельности включен педагогический компонент, который реализуется по основным направлениям работы психолога в образовательном учреждении.

219

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4