logo
psicho T1

Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин

Джанерьян С. Т. (г. Ростов-на-Дону)

Содержательно профессиональная Я-концепция представ­ляет систему сопряженных с оценками представлений челове­ка о себе самом как субъекте конкретной профессиональной деятельности и как личности, осмысленная им как субъектная сторона - ценность, цель, средство- в контексте реализации целесредственных ценностно-смысловых отношений к его про­фессиональной деятельности. Ее подсистемами (компонентами) выступают отраженные в ее содержании в разной степени осо­знанности, значимости, временной представленное™ личностные и субъектно-деятельностные свойства человека, конкретизи­рующиеся в разнородных по содержанию и по функциям его интенциональных, инструментальных и экспрессивных чертах. Целостность, единство выделенных компонентов базируется на общем функционально-целевом единстве всех представленных в профессиональной Я-концепции черт- обеспечивать реали­зацию того или иного целесредственного ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности, а через это - адап­тацию и развитие человека в ней. Системообразующим фактором профессиональной Я-концепции выступает специфический тип целесредственного ценностно-смыслового отношения человека к его профессии, в котором профессиональная деятельность презентируется как ценность, цель или средство в связи с потреб­ностями и ценностями субъекта. В зависимости от его содержания субъект осмысливает себя в целом и свои отдельные свойства (субъектно-деятельностные или личностные) в качестве ценности, средства, или цели в связи с профессиональной деятельностью, что и обусловливает специфическое содержание, структуру и характе­ристики профессиональной Я-концепции.

Изучение интегральных характеристик профессиональной Я-концепции как системного образования осуществлялось на базе метода базиса (Ганзен В. И., 1984) как способа группировки и организации большого числа характеристик сложного целостного объекта. Характеристики профессиональной Я-концепции- это постоянные и допускающие возможность их измерения про­странственные, временные, интенсивностные и информационные признаки (свойства), обусловленные ее содержанием и струк­турой. Здесь рассмотрим только интенсивностные характери­стики системного объекта, раскрывающие условия возможного эффективного функционирования системы, т. е. достижение ею цели при минимальных затратах усилий, вещества, энергии. Они аналогичны характеристикам Я-концепции, обозначаемым в психологической литературе как степень отчетливости, выпукло­сти, субъективная значимость для личности образа Я, ценность и субъективная значимость отраженных в Я-концепции свойств и тех или иных сфер жизнедеятельности; выраженность того или иного образа Я. Различная субъективная значимость тех или иных отраженных в Я-концепции свойств обусловливает гармонизацию людьми своих социальных и личных притязаний, нахождение от-

вечающей их индивидуальности самореализации, компенсацию слабостей и недостатков, сохранение высокого самоотношения в жизненных неудачах (И. С. Кон, 1984). Субъективно значимые свойства существенны для общей согласованности Я-концепции, избирательно оцениваются, устойчивы, лучше осознаются и труднее изменяются, сначала проявляются в описаниях других людей, а затем и в самоописаниях (И. С. Кон, 1984). В большин­стве исследований эмпирическими показателями значимости тех или иных свойств выступают удельный вес этих качеств и их иерархии, определяемые контекстом, жизненным опытом, влиянием момента; их большая развернутость и детализирован-ность в самоописаниях; порядок называний соответствующих категорий в самоописаниях. Интенсивностные характеристики Я-концепции - субъективная значимость в ее содержании тех или иных субъектно-деятельностных или личностных свойств, выраженная в преимущественной частоте употребления и вер­бальной детализированное™ того или иного свойства (черты) в тексте самоописания.

Изучалась специфика интенсивностных характеристик мужских (46 человек) и женских (202 человека) вариантов про­фессиональных Я-концепций, системообразующим фактором которых выступают такие ценностно-смысловые отношения к профессии, как потенциально конфликтные потребностно-технологические отношения и потенциально конфликтные средственные отношения. При наличии первого отношения деятельность (содержание, цели и результаты) воспринимается субъектом как его актуальная цель по удовлетворению собствен­ной привычно актуализирующейся потребности (и стоящих за ней внутренних процессуально ориентированных мотивов) в этой деятельности; при наличии второго - деятельность рассма­тривается субъектом как средство достижения его собственных целей, удовлетворения потребностей или ценностей и стоящих за ними внешних смыслообразующих мотивов. Потенциальная конфликтность рассматриваемых отношений заключается в том, что на фоне доминирования каждого из этих отношений человека к профессии какое-то отдельное из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений реализует иное по содержанию отношение к профессии.

Результаты исследования показали следующее.

У мужчин, реализующих стабильные карьеры в социо- и не-социономических профессиях, субъективно значимыми в каждом из типов их Я-концепций являются субъектно-деятельностные инструментальные черты. У женщин, реализующих стабильные карьеры, субъективно значимыми являются наряду с субъектно-деятельностными инструментальными чертами и другие черты, а содержание последних обусловлено типами Я-концепций и профессиональной принадлежностью женщин.

У мужчин и у женщин, реализующих нестабильные ка­рьеры в социо- и несоциономических профессиях, специфика содержаний интенсивностных характеристик Я-концепций обусловлена типами последних и профессиональной принад­лежностью субъектов.

Половая дифференциация, профессиональная принадлежность и тип карьеры субъектов по-разному влияет на содержание интен­сивностных характеристик каждого из типов Я-концепций.

292

А-Ж

Ценностно-смысловые отношения к профессии и особенности самоотношения субъектов

Джанерьян С. Т. (г. Ростов-на-Дону)

Ценностно-смысловые отношения человека к его профессии определяются как устойчивые целесредственные психологические отношения субъекта к профессии, в которых она (или ее отдельные стороны) презентируется в сознании субъекта как желательная, должная, совершенная (ценность) либо как занимающая место цели или средства вжизнедеятельности субъекта, в реализации тех или иных его потребностей и ценностей. По критериям специфики их конативного (ведущего), эмоционально-оценочного, когни­тивного компонентов выделены средственные, потребностно-технологические и ценностные отношения (Джанерьян СТ., 2004). В средственных отношениях деятельность (содержание, цели и результаты) рассматривается субъектом как средство до­стижения его собственных целей, удовлетворения потребностей или ценностей и стоящих за ними внешних смыслообразующих мотивов. В потребностно-технологическом отношении деятель­ность воспринимается субъектом как его актуальная цель по удовлетворению собственной привычно актуализирующейся потребности (и стоящих за ней внутренних процессуально ори­ентированных мотивов) в этой деятельности. В ценностном отношении деятельность воплощает личностную ценность самого субъекта, выводящую его за пределы деятельности: тогда сам он и его профессиональное дело рассматриваются им как единое целое, как собственные ценности-цели. Любое из этих отношений может быть как бесконфликтным, так и потенциально или актуально конфликтным. При потенциальной конфликтности доминирует конкретное по содержанию отношение к профессии человека, а какое-то отдельное его субъектно-деятельностное или личност­ное проявление реализует иное по содержанию отношение к профессии. Актуальная конфликтность проявляется в отсутствии конкретного, единого, устойчивого отношения человека к про­фессии, и каждые в отдельности из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений одновременно реализуют различные по содержанию отношения.

Анализ литературы свидетельствует о наличии связи между типом отношения субъектов к профессии и самоотношением. Изучение видов последнего базируется на многочисленных и разно­плановых критериях на фоне преимущественной изученности знака и модальностей самоотношения. В связи с этим заслуживает вни­мания способ самоотношения, который рассматривается (Н.И. Сар-джвеладзе, 1989; С.Л. Рубинштейн, 1989; В. Н. Мясищев, 1995) как специфический модус подхода человека к себе самому, имеющий качественную основу, неразрывно связанный с функциональными возможностями человека и с формой его личности, выражаясь в свойствах характера и в обращении человека с человеком. Типы способов самоотношения (Н. И. Сарджвеладзе, 1989) - объектный и субъектный - различаются по занимаемой человеком позиции к самому себе, обращению с самим собой, испытываемым в свой адрес переживаниям.

В психологической литературе содержатся факты различных способов самоотношения человека при специфическом отношении к профессиональной работе, ее определенных особенностях, неза­планированной смены. В большинстве случаев устанавливается конкретный однозначный тип самоотношения на фоне определенно обозначенного отношения к профессии, лишенного конфликт­ности. Но человек выступает в разных отношениях то как субъект, то как объект, или одновременно в одном и том же отношении как субъект и объект, что прослеживается в преобразовательной, ценностно-ориентационной деятельности, в процессе самоусо­вершенствования и самопознания человека (Каган М.С., 1974). Указанные факты диктуют необходимость специального изучения способов самоотношения, неоднозначно связанных с отношениями субъектов к профессиональной деятельности. Предметом настоя­щего исследования выступили способы самоотношения субъектов, реализующих различные типы ценностно-смысловых отношений к своей профессии; объектом - профессиональные самоописания 487 женщин и 150 мужчин с разным стажем работы, реализующих стабильную и нестабильную карьеры в разнотипных профессиях. Методы исследования: самоописания, контент-анализ, экспертные оценки, тестирование (опросниктерминальных ценностей И.Г.Сени-на, методики изучения трудовой мотивации И.Г. Кокуриной и само­отношения C.R Пантилеева), методы математической статистики.

Различия между субъектным и объектным способами само­отношения эмпирически фиксировались в самоописаниях по доминированию в них тех или иных черт человека; указаниям на специфику авторства, инициирования поведения и действия; демонстрации или отрицанию собственной результативности и продуктивности; наличию или отсутствию временной перспективы; подчеркиванию или отрицанию индивидуальности; особенностям знаков и критериев (внешних или внутренних) самоотношения; наличию или отсутствию приписываемой человеку другими людьми или самоприписывания ценности.

Результаты свидетельствуют, что субъектное самоотношение доминирует только при наличии ценностных потенциально-конфликтных или средственных бесконфликтных отношений к профессии, при которых человек осмысливает себя в целом в качестве цели, реализующейся в профессиональной деятельности или посредством нее. Два типа самоотношения - субъектный и смешанный - одновременно доминируют при ценностном от­ношении к профессии.

Объектное самоотношение, доминируя только в случаях потребностно-технологических потенциально конфликтных от­ношений к профессии, имеет внешние оценочные основания, проявляясь в представлениях человека о том, что его личность, деятельность, вызывая в других уважение, одобрение, симпатию (высокое отраженное самоотношение), подвластны внешним обстоятельствам, плохо саморегулируются (низкое саморуко-

Смешанный тип самоотношения доминирует при наличии как потребностно-технологических, так и потенциально конфликтных средственных отношениях к профессии: в первом случае человек -средство достижения целей профессиональной деятельности, а во втором - средство во взаимодействии с коллегами и достижения целей профессиональной деятельности.

293

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Конфликтность ценностно-смысловых

отношений человека к профессии и его профессиональная Я-концепция

Джанерьян С. Т. (г. Ростов-на-Дону)

Ценностно-смысловые отношения человека к его профессии трактуются как целесредственные, в которых профессиональная деятельность презентируется как ценность, цель или средство в связи с потребностями и ценностями субъекта. В зависимости от его содержания субъект осмысливает себя в целом и свои свойства (субъектно-деятельностные или личностные) в качестве ценности, средства, или цели в связи с профессиональной деятель­ностью, что и обусловливает специфическое содержание, функции, структуру и характеристики профессиональной Я-концепции. Накопленные в психологии факты конфликтного способа связи различных отношений человека к его работе, нарушений единства Я-концепции наличием у личности одинаково сильных, но про­тивоположно направленных стремлений, закономерно подводят к необходимости изучения видения субъектом своей профессии и себя в ней в связи с конфликтностью ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности. Установленные (СТ. Джанерьян, 2004) типы ценностно-смысловых отношений человека к его профессии дифференцируются, во-первых, по наличию в них потенциальной или актуальной конфликтности; во-вторых, по специфическим особенностям каждого из их ком­понентов при ведущей роли конативного компонента. Выделены ценностные, потребностно-технологические и средственные отно­шения, которые могут быть бесконфликтными, потенциально или актуально конфликтными (амбивалентными). При потенциальной конфликтности доминирует конкретное по содержанию отноше­ние к профессии человека, а какое-то отдельное из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений реализует иное по содержанию отношение. Актуальная конфликтность проявляется в отсутствии единого, устойчивого отношения человека к про­фессии, и каждые в отдельности из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений одновременно реализуют различные по содержанию отношения.

В случае ценностного отношения субъект детально знает все стороны работы, высоко или умеренно положительно оценивая ее на фоне удовлетворенности выбранной карьерой, проявляет высокую самостоятельную готовность к решению новых и трудных профессиональных задач, выраженную эгоцентрическую позицию. Его высоко интегрированная по структуре профессиональная Я-концепция генерализована по содержанию, концентрирована на разных сторонах работы; развернута в полной временной перспективе; характеризуется доминированием личностных интенциональных или экспрессивных черт, отражая одновремен­ное наличие как субъектного, так и объектного самоотношения человека. При потенциально конфликтном ценностном отношении субъект проявляет менее определенную готовность к самостоя­тельному решению новых или трудных профессиональных задач, как эго-, так и социоцентрическую позиции; детально раскрывая содержание работы, дает ей умеренные положительные оценки.

Его частично интегрированная по структуре профессиональная Я-концепция дифференцирована по содержанию, концентрирована на отдельных сторонах работы, развернута в полной временной перспективе, характеризуется доминированием личностных интенциональных или экспрессивных черт наряду с субъектным способом самоотношения.

Для потребностно-технологического отношения к профессии характерны преимущественно высокие и умеренные упоминания работы в текстах самоописаний на фоне умеренно положительных оценок в ее адрес; меньшая готовность к решению новых професси­ональных задач, как эго-,так и социоцентрическая позиция. Высоко интегрированные по структуре профессиональные Я-концепции таких субъектов дифференцированы по содержанию, концентри­рованы на отдельных сторонах работы, развернуты в настоящем времени, характеризуются доминированием в них субъектно-деятельностных интенциональных черт, как субъектным, так и объектным способами самоотношения. В случае потенциально конфликтных потребностно-технологических отношений субъект, проявляя эго- и социоцентрическую позиции, высокую самостоя­тельную готовность к решению трудных и новых профессиональных задач, умеренно раскрывает содержание работы на фоне умеренно положительных оценок в ее адрес. Высоко дифференцированные по структуре профессиональные Я-концепции таких субъектов дифференцированы или фрагментарны по содержанию, концен­трированы на отдельных сторонах работы; развернуты в полной временной перспективе или в настоящем и будущем; в них до­минирует любая из субъектно-деятельностных черт и объектный способ самоотношения.

При средственном отношении к профессии субъект проявляет социоцентрическую позицию, готовность к решению новых и трудных задач; детальное раскрытие им содержания работы сопро­вождается умеренно положительными и негативными оценками в ее адрес. Высоко интегрированные по структуре профессиональные Я-концепции субъектов являются дифференцированными или фрагментарными по содержанию, концентрированными на от­дельных сторонах работы, развернутыми в полной временной перспективе, отражают субъектный способ самоотношения. В слу­чае потенциально конфликтных средственных отношений субъект проявляет как высокую, так и низкую готовность к решению новых профессиональных задач, скорее тяготеет к социоцентрической позиции, его знания (разной степени выраженности) о работе сопряжены с низкими положительными и негативными оценка­ми. Частично интегрированная по структуре профессиональная Я-концепция таких субъектов является дифференцированной или фрагментарной по содержанию, концентрированной на отдельных сторонах работы и жизненных обстоятельствах; развернута в полной временной перспективе либо в настоящем и прошлом; характеризуется доминированием личностных интенциональных или экспрессивных черт и субъектного способа самоотношения. При амбивалентном отношении фрагментарные знания о работе сопряжены с низкими положительными и негативными оценками в ее адрес. Субъект преимущественно нацелен на выполнение освоенных им профессиональных заданий, проявляет выраженную социоцентрическую позицию, структурно дезынтегрированную Я-концепцию.

294

А-Ж

Альтруизм в системе разноуровневых характеристик личности

ДжусК.Я. (г. Кемерово)

Изучение проблемы альтруизма сплетает фундаментальные теоретические и актуальные практические задачи. Конкретные исследования истоков и психологических механизмов альтруизма в перспективе открывают возможность влиять на такие трудно управляемые социально-психологические процессы как морально-нравственное развитие, воспитание, общественная поддержка, взаимопомощь в экстремальных ситуациях и пр.

Среди неоднозначного спектра исследований альтруизма, с нашей точки зрения, выделяется концепция профилей личности по доминирующему инстинкту В. И. Гарбузова, где альтруизм, как инстинкт добра и гуманизма, морально ограничивает тенденции всех инстинктов, выступая в роли своеобразной «совести», не содержит эгоизма. Высшая ценность для данного профиля лич­ности - Человек.

Согласно концепции В. И. Гарбузова, иерархия инстинктивной сферы личности обуславливает дифференциацию особенностей ин­дивидуализации: потребности, притязания, ценностные ориентации человека. Ценности, основанные на доминирующем инстинкте, незыблемы на протяжении всей жизни человека. Для типа личности с доминированием инстинкта альтруизма и инстинкта сохранения достоинства наибольшее значение в иерархии ценностей имеют: честь, духовное самосовершенствование, сочувствие человеку в беде, любовь к природе.

Основываясь на положениях концепции В.И. Гарбузова, в течение 2005-2006 года нами было проведено исследование. Цель: выявление взаимосвязи между доминирующими инстинктами (методика Гарбузова) и особенностью иерархии ценностей личности психологов (методика Шварца). В исследовании принимали участие студенты I-III-V курсов социально-психологического факультета (всего 105 человек). Результаты позволили выявить взаимосвязь между иерархией инстинктов и набором ценностей личности.

Альтруизм, выступая структурообразующим компонентом пси­хологической структуры личности будущего психолога, «снимает» эгоцентризм доминирующих инстинктов, обуславливает интерио-ризацию ценностей, гуманизирующих направленность личности в целом. На наш взгляд, именно особенности учебно-воспитательного процесса студентов социально-психологического факультета влияют на возрастание воздействия альтруизма в инстинктивной сфере на инстинкты, направленности личности.

Альтруизм, как обостренное чувство совести, способность сопереживать, понимать других, способность к терпимости по отношению к другим, к их верованию, традициям, потребностям, притязаниям,способность к компромиссу-духовная одаренность, развивающаяся в противовес личностному эгоизму, что приобретает особое значение для личности будущего психолога.

Кризисы в психическом развитии и тревожность дошкольников

Дзыбова М. X. (г. Майкоп)

Современному учителю - воспитателю особенно необходимо быть хорошо осведомленным об особенностях психического развития личности ребенка, особенно о природе его кризисных периодов.

Кризисы - бурные стадии, в течение которых происходят зна­чительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих проявлениях. Границы кризиса незаметны, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода, оно проявляется в по­ведении. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, имеют место аффективные вспышки, капризы, конфликтность. У школьников падает работоспособность, ослабевает интерес к занятиям, снижа­ется успеваемость, иногда возникают мучительные переживания. Главные изменения - внутренние. Развитие может приобретать негативный характер: на первый план выходят инволюционные процессы, т. е. распадается, даже исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интерес к тому, что было ему необходимо недавно, отказывается от ценностей, форм отношений. Но появляется и что-то новое, хотя новообразования этого периода неустойчивы и в следующем стабильном периоде трансформиру­ются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, отмирают.

При психологически грамотной организации воспитания ребенка кризисы могут проходить конструктивно: преодолевая свои переживания, он приобретает позитивные новообразования. В других случаях они оставляют «следы», т. е. могут вызвать не­гативные последствия в психическом развитии личности.

Одним из последствий кризиса 1 года и 3-х лет является вы­сокая тревожность дошкольников. В Адыгейском государственном университете студенты - заочники социально-педагогического отделения филологического факультета, работающие в дошкольных учреждениях, в результатах своих исследований указали на такую возможность. В процессе психологического изучения личности дошкольников они определяют группу детей с высоким уров­нем тревожности. Во время анализа результатов исследований, обосновывая причины такого эмоционального неблагополучия (негативное отношение окружающих, повышенная чувствитель­ность самих детей, общение с родителями - гиперпротекция, авторитарный стиль общения), студенты в беседе с родителями почти всех этих детей заметили, что кризисы 1 года и 3-х лет у них носили достаточно активной характер. Это, вероятно, повлияло на формирование тревожности - пессимистической установки на жизнь, когда она кажется преисполненной угроз и страхов. В таких случаях, как показал опыт, необходима коррекция эмоциональной сферы детей, построенная по специально составленной программе, включающей игры, тренинги, психогимнастику, беседы, рекомен­дации для родителей и воспитателей, специфичные для работы с такими детьми.

295

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4