Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
Джанерьян С. Т. (г. Ростов-на-Дону)
Содержательно профессиональная Я-концепция представляет систему сопряженных с оценками представлений человека о себе самом как субъекте конкретной профессиональной деятельности и как личности, осмысленная им как субъектная сторона - ценность, цель, средство- в контексте реализации целесредственных ценностно-смысловых отношений к его профессиональной деятельности. Ее подсистемами (компонентами) выступают отраженные в ее содержании в разной степени осознанности, значимости, временной представленное™ личностные и субъектно-деятельностные свойства человека, конкретизирующиеся в разнородных по содержанию и по функциям его интенциональных, инструментальных и экспрессивных чертах. Целостность, единство выделенных компонентов базируется на общем функционально-целевом единстве всех представленных в профессиональной Я-концепции черт- обеспечивать реализацию того или иного целесредственного ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности, а через это - адаптацию и развитие человека в ней. Системообразующим фактором профессиональной Я-концепции выступает специфический тип целесредственного ценностно-смыслового отношения человека к его профессии, в котором профессиональная деятельность презентируется как ценность, цель или средство в связи с потребностями и ценностями субъекта. В зависимости от его содержания субъект осмысливает себя в целом и свои отдельные свойства (субъектно-деятельностные или личностные) в качестве ценности, средства, или цели в связи с профессиональной деятельностью, что и обусловливает специфическое содержание, структуру и характеристики профессиональной Я-концепции.
Изучение интегральных характеристик профессиональной Я-концепции как системного образования осуществлялось на базе метода базиса (Ганзен В. И., 1984) как способа группировки и организации большого числа характеристик сложного целостного объекта. Характеристики профессиональной Я-концепции- это постоянные и допускающие возможность их измерения пространственные, временные, интенсивностные и информационные признаки (свойства), обусловленные ее содержанием и структурой. Здесь рассмотрим только интенсивностные характеристики системного объекта, раскрывающие условия возможного эффективного функционирования системы, т. е. достижение ею цели при минимальных затратах усилий, вещества, энергии. Они аналогичны характеристикам Я-концепции, обозначаемым в психологической литературе как степень отчетливости, выпуклости, субъективная значимость для личности образа Я, ценность и субъективная значимость отраженных в Я-концепции свойств и тех или иных сфер жизнедеятельности; выраженность того или иного образа Я. Различная субъективная значимость тех или иных отраженных в Я-концепции свойств обусловливает гармонизацию людьми своих социальных и личных притязаний, нахождение от-
вечающей их индивидуальности самореализации, компенсацию слабостей и недостатков, сохранение высокого самоотношения в жизненных неудачах (И. С. Кон, 1984). Субъективно значимые свойства существенны для общей согласованности Я-концепции, избирательно оцениваются, устойчивы, лучше осознаются и труднее изменяются, сначала проявляются в описаниях других людей, а затем и в самоописаниях (И. С. Кон, 1984). В большинстве исследований эмпирическими показателями значимости тех или иных свойств выступают удельный вес этих качеств и их иерархии, определяемые контекстом, жизненным опытом, влиянием момента; их большая развернутость и детализирован-ность в самоописаниях; порядок называний соответствующих категорий в самоописаниях. Интенсивностные характеристики Я-концепции - субъективная значимость в ее содержании тех или иных субъектно-деятельностных или личностных свойств, выраженная в преимущественной частоте употребления и вербальной детализированное™ того или иного свойства (черты) в тексте самоописания.
Изучалась специфика интенсивностных характеристик мужских (46 человек) и женских (202 человека) вариантов профессиональных Я-концепций, системообразующим фактором которых выступают такие ценностно-смысловые отношения к профессии, как потенциально конфликтные потребностно-технологические отношения и потенциально конфликтные средственные отношения. При наличии первого отношения деятельность (содержание, цели и результаты) воспринимается субъектом как его актуальная цель по удовлетворению собственной привычно актуализирующейся потребности (и стоящих за ней внутренних процессуально ориентированных мотивов) в этой деятельности; при наличии второго - деятельность рассматривается субъектом как средство достижения его собственных целей, удовлетворения потребностей или ценностей и стоящих за ними внешних смыслообразующих мотивов. Потенциальная конфликтность рассматриваемых отношений заключается в том, что на фоне доминирования каждого из этих отношений человека к профессии какое-то отдельное из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений реализует иное по содержанию отношение к профессии.
Результаты исследования показали следующее.
У мужчин, реализующих стабильные карьеры в социо- и не-социономических профессиях, субъективно значимыми в каждом из типов их Я-концепций являются субъектно-деятельностные инструментальные черты. У женщин, реализующих стабильные карьеры, субъективно значимыми являются наряду с субъектно-деятельностными инструментальными чертами и другие черты, а содержание последних обусловлено типами Я-концепций и профессиональной принадлежностью женщин.
У мужчин и у женщин, реализующих нестабильные карьеры в социо- и несоциономических профессиях, специфика содержаний интенсивностных характеристик Я-концепций обусловлена типами последних и профессиональной принадлежностью субъектов.
Половая дифференциация, профессиональная принадлежность и тип карьеры субъектов по-разному влияет на содержание интенсивностных характеристик каждого из типов Я-концепций.
292
А-Ж
Ценностно-смысловые отношения к профессии и особенности самоотношения субъектов
Джанерьян С. Т. (г. Ростов-на-Дону)
Ценностно-смысловые отношения человека к его профессии определяются как устойчивые целесредственные психологические отношения субъекта к профессии, в которых она (или ее отдельные стороны) презентируется в сознании субъекта как желательная, должная, совершенная (ценность) либо как занимающая место цели или средства вжизнедеятельности субъекта, в реализации тех или иных его потребностей и ценностей. По критериям специфики их конативного (ведущего), эмоционально-оценочного, когнитивного компонентов выделены средственные, потребностно-технологические и ценностные отношения (Джанерьян СТ., 2004). В средственных отношениях деятельность (содержание, цели и результаты) рассматривается субъектом как средство достижения его собственных целей, удовлетворения потребностей или ценностей и стоящих за ними внешних смыслообразующих мотивов. В потребностно-технологическом отношении деятельность воспринимается субъектом как его актуальная цель по удовлетворению собственной привычно актуализирующейся потребности (и стоящих за ней внутренних процессуально ориентированных мотивов) в этой деятельности. В ценностном отношении деятельность воплощает личностную ценность самого субъекта, выводящую его за пределы деятельности: тогда сам он и его профессиональное дело рассматриваются им как единое целое, как собственные ценности-цели. Любое из этих отношений может быть как бесконфликтным, так и потенциально или актуально конфликтным. При потенциальной конфликтности доминирует конкретное по содержанию отношение к профессии человека, а какое-то отдельное его субъектно-деятельностное или личностное проявление реализует иное по содержанию отношение к профессии. Актуальная конфликтность проявляется в отсутствии конкретного, единого, устойчивого отношения человека к профессии, и каждые в отдельности из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений одновременно реализуют различные по содержанию отношения.
Анализ литературы свидетельствует о наличии связи между типом отношения субъектов к профессии и самоотношением. Изучение видов последнего базируется на многочисленных и разноплановых критериях на фоне преимущественной изученности знака и модальностей самоотношения. В связи с этим заслуживает внимания способ самоотношения, который рассматривается (Н.И. Сар-джвеладзе, 1989; С.Л. Рубинштейн, 1989; В. Н. Мясищев, 1995) как специфический модус подхода человека к себе самому, имеющий качественную основу, неразрывно связанный с функциональными возможностями человека и с формой его личности, выражаясь в свойствах характера и в обращении человека с человеком. Типы способов самоотношения (Н. И. Сарджвеладзе, 1989) - объектный и субъектный - различаются по занимаемой человеком позиции к самому себе, обращению с самим собой, испытываемым в свой адрес переживаниям.
В психологической литературе содержатся факты различных способов самоотношения человека при специфическом отношении к профессиональной работе, ее определенных особенностях, незапланированной смены. В большинстве случаев устанавливается конкретный однозначный тип самоотношения на фоне определенно обозначенного отношения к профессии, лишенного конфликтности. Но человек выступает в разных отношениях то как субъект, то как объект, или одновременно в одном и том же отношении как субъект и объект, что прослеживается в преобразовательной, ценностно-ориентационной деятельности, в процессе самоусовершенствования и самопознания человека (Каган М.С., 1974). Указанные факты диктуют необходимость специального изучения способов самоотношения, неоднозначно связанных с отношениями субъектов к профессиональной деятельности. Предметом настоящего исследования выступили способы самоотношения субъектов, реализующих различные типы ценностно-смысловых отношений к своей профессии; объектом - профессиональные самоописания 487 женщин и 150 мужчин с разным стажем работы, реализующих стабильную и нестабильную карьеры в разнотипных профессиях. Методы исследования: самоописания, контент-анализ, экспертные оценки, тестирование (опросниктерминальных ценностей И.Г.Сени-на, методики изучения трудовой мотивации И.Г. Кокуриной и самоотношения C.R Пантилеева), методы математической статистики.
Различия между субъектным и объектным способами самоотношения эмпирически фиксировались в самоописаниях по доминированию в них тех или иных черт человека; указаниям на специфику авторства, инициирования поведения и действия; демонстрации или отрицанию собственной результативности и продуктивности; наличию или отсутствию временной перспективы; подчеркиванию или отрицанию индивидуальности; особенностям знаков и критериев (внешних или внутренних) самоотношения; наличию или отсутствию приписываемой человеку другими людьми или самоприписывания ценности.
Результаты свидетельствуют, что субъектное самоотношение доминирует только при наличии ценностных потенциально-конфликтных или средственных бесконфликтных отношений к профессии, при которых человек осмысливает себя в целом в качестве цели, реализующейся в профессиональной деятельности или посредством нее. Два типа самоотношения - субъектный и смешанный - одновременно доминируют при ценностном отношении к профессии.
Объектное самоотношение, доминируя только в случаях потребностно-технологических потенциально конфликтных отношений к профессии, имеет внешние оценочные основания, проявляясь в представлениях человека о том, что его личность, деятельность, вызывая в других уважение, одобрение, симпатию (высокое отраженное самоотношение), подвластны внешним обстоятельствам, плохо саморегулируются (низкое саморуко-
Смешанный тип самоотношения доминирует при наличии как потребностно-технологических, так и потенциально конфликтных средственных отношениях к профессии: в первом случае человек -средство достижения целей профессиональной деятельности, а во втором - средство во взаимодействии с коллегами и достижения целей профессиональной деятельности.
293
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Конфликтность ценностно-смысловых
отношений человека к профессии и его профессиональная Я-концепция
Джанерьян С. Т. (г. Ростов-на-Дону)
Ценностно-смысловые отношения человека к его профессии трактуются как целесредственные, в которых профессиональная деятельность презентируется как ценность, цель или средство в связи с потребностями и ценностями субъекта. В зависимости от его содержания субъект осмысливает себя в целом и свои свойства (субъектно-деятельностные или личностные) в качестве ценности, средства, или цели в связи с профессиональной деятельностью, что и обусловливает специфическое содержание, функции, структуру и характеристики профессиональной Я-концепции. Накопленные в психологии факты конфликтного способа связи различных отношений человека к его работе, нарушений единства Я-концепции наличием у личности одинаково сильных, но противоположно направленных стремлений, закономерно подводят к необходимости изучения видения субъектом своей профессии и себя в ней в связи с конфликтностью ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности. Установленные (СТ. Джанерьян, 2004) типы ценностно-смысловых отношений человека к его профессии дифференцируются, во-первых, по наличию в них потенциальной или актуальной конфликтности; во-вторых, по специфическим особенностям каждого из их компонентов при ведущей роли конативного компонента. Выделены ценностные, потребностно-технологические и средственные отношения, которые могут быть бесконфликтными, потенциально или актуально конфликтными (амбивалентными). При потенциальной конфликтности доминирует конкретное по содержанию отношение к профессии человека, а какое-то отдельное из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений реализует иное по содержанию отношение. Актуальная конфликтность проявляется в отсутствии единого, устойчивого отношения человека к профессии, и каждые в отдельности из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений одновременно реализуют различные по содержанию отношения.
В случае ценностного отношения субъект детально знает все стороны работы, высоко или умеренно положительно оценивая ее на фоне удовлетворенности выбранной карьерой, проявляет высокую самостоятельную готовность к решению новых и трудных профессиональных задач, выраженную эгоцентрическую позицию. Его высоко интегрированная по структуре профессиональная Я-концепция генерализована по содержанию, концентрирована на разных сторонах работы; развернута в полной временной перспективе; характеризуется доминированием личностных интенциональных или экспрессивных черт, отражая одновременное наличие как субъектного, так и объектного самоотношения человека. При потенциально конфликтном ценностном отношении субъект проявляет менее определенную готовность к самостоятельному решению новых или трудных профессиональных задач, как эго-, так и социоцентрическую позиции; детально раскрывая содержание работы, дает ей умеренные положительные оценки.
Его частично интегрированная по структуре профессиональная Я-концепция дифференцирована по содержанию, концентрирована на отдельных сторонах работы, развернута в полной временной перспективе, характеризуется доминированием личностных интенциональных или экспрессивных черт наряду с субъектным способом самоотношения.
Для потребностно-технологического отношения к профессии характерны преимущественно высокие и умеренные упоминания работы в текстах самоописаний на фоне умеренно положительных оценок в ее адрес; меньшая готовность к решению новых профессиональных задач, как эго-,так и социоцентрическая позиция. Высоко интегрированные по структуре профессиональные Я-концепции таких субъектов дифференцированы по содержанию, концентрированы на отдельных сторонах работы, развернуты в настоящем времени, характеризуются доминированием в них субъектно-деятельностных интенциональных черт, как субъектным, так и объектным способами самоотношения. В случае потенциально конфликтных потребностно-технологических отношений субъект, проявляя эго- и социоцентрическую позиции, высокую самостоятельную готовность к решению трудных и новых профессиональных задач, умеренно раскрывает содержание работы на фоне умеренно положительных оценок в ее адрес. Высоко дифференцированные по структуре профессиональные Я-концепции таких субъектов дифференцированы или фрагментарны по содержанию, концентрированы на отдельных сторонах работы; развернуты в полной временной перспективе или в настоящем и будущем; в них доминирует любая из субъектно-деятельностных черт и объектный способ самоотношения.
При средственном отношении к профессии субъект проявляет социоцентрическую позицию, готовность к решению новых и трудных задач; детальное раскрытие им содержания работы сопровождается умеренно положительными и негативными оценками в ее адрес. Высоко интегрированные по структуре профессиональные Я-концепции субъектов являются дифференцированными или фрагментарными по содержанию, концентрированными на отдельных сторонах работы, развернутыми в полной временной перспективе, отражают субъектный способ самоотношения. В случае потенциально конфликтных средственных отношений субъект проявляет как высокую, так и низкую готовность к решению новых профессиональных задач, скорее тяготеет к социоцентрической позиции, его знания (разной степени выраженности) о работе сопряжены с низкими положительными и негативными оценками. Частично интегрированная по структуре профессиональная Я-концепция таких субъектов является дифференцированной или фрагментарной по содержанию, концентрированной на отдельных сторонах работы и жизненных обстоятельствах; развернута в полной временной перспективе либо в настоящем и прошлом; характеризуется доминированием личностных интенциональных или экспрессивных черт и субъектного способа самоотношения. При амбивалентном отношении фрагментарные знания о работе сопряжены с низкими положительными и негативными оценками в ее адрес. Субъект преимущественно нацелен на выполнение освоенных им профессиональных заданий, проявляет выраженную социоцентрическую позицию, структурно дезынтегрированную Я-концепцию.
294
А-Ж
Альтруизм в системе разноуровневых характеристик личности
ДжусК.Я. (г. Кемерово)
Изучение проблемы альтруизма сплетает фундаментальные теоретические и актуальные практические задачи. Конкретные исследования истоков и психологических механизмов альтруизма в перспективе открывают возможность влиять на такие трудно управляемые социально-психологические процессы как морально-нравственное развитие, воспитание, общественная поддержка, взаимопомощь в экстремальных ситуациях и пр.
Среди неоднозначного спектра исследований альтруизма, с нашей точки зрения, выделяется концепция профилей личности по доминирующему инстинкту В. И. Гарбузова, где альтруизм, как инстинкт добра и гуманизма, морально ограничивает тенденции всех инстинктов, выступая в роли своеобразной «совести», не содержит эгоизма. Высшая ценность для данного профиля личности - Человек.
Согласно концепции В. И. Гарбузова, иерархия инстинктивной сферы личности обуславливает дифференциацию особенностей индивидуализации: потребности, притязания, ценностные ориентации человека. Ценности, основанные на доминирующем инстинкте, незыблемы на протяжении всей жизни человека. Для типа личности с доминированием инстинкта альтруизма и инстинкта сохранения достоинства наибольшее значение в иерархии ценностей имеют: честь, духовное самосовершенствование, сочувствие человеку в беде, любовь к природе.
Основываясь на положениях концепции В.И. Гарбузова, в течение 2005-2006 года нами было проведено исследование. Цель: выявление взаимосвязи между доминирующими инстинктами (методика Гарбузова) и особенностью иерархии ценностей личности психологов (методика Шварца). В исследовании принимали участие студенты I-III-V курсов социально-психологического факультета (всего 105 человек). Результаты позволили выявить взаимосвязь между иерархией инстинктов и набором ценностей личности.
Альтруизм, выступая структурообразующим компонентом психологической структуры личности будущего психолога, «снимает» эгоцентризм доминирующих инстинктов, обуславливает интерио-ризацию ценностей, гуманизирующих направленность личности в целом. На наш взгляд, именно особенности учебно-воспитательного процесса студентов социально-психологического факультета влияют на возрастание воздействия альтруизма в инстинктивной сфере на инстинкты, направленности личности.
Альтруизм, как обостренное чувство совести, способность сопереживать, понимать других, способность к терпимости по отношению к другим, к их верованию, традициям, потребностям, притязаниям,способность к компромиссу-духовная одаренность, развивающаяся в противовес личностному эгоизму, что приобретает особое значение для личности будущего психолога.
Кризисы в психическом развитии и тревожность дошкольников
Дзыбова М. X. (г. Майкоп)
Современному учителю - воспитателю особенно необходимо быть хорошо осведомленным об особенностях психического развития личности ребенка, особенно о природе его кризисных периодов.
Кризисы - бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих проявлениях. Границы кризиса незаметны, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода, оно проявляется в поведении. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, имеют место аффективные вспышки, капризы, конфликтность. У школьников падает работоспособность, ослабевает интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания. Главные изменения - внутренние. Развитие может приобретать негативный характер: на первый план выходят инволюционные процессы, т. е. распадается, даже исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интерес к тому, что было ему необходимо недавно, отказывается от ценностей, форм отношений. Но появляется и что-то новое, хотя новообразования этого периода неустойчивы и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, отмирают.
При психологически грамотной организации воспитания ребенка кризисы могут проходить конструктивно: преодолевая свои переживания, он приобретает позитивные новообразования. В других случаях они оставляют «следы», т. е. могут вызвать негативные последствия в психическом развитии личности.
Одним из последствий кризиса 1 года и 3-х лет является высокая тревожность дошкольников. В Адыгейском государственном университете студенты - заочники социально-педагогического отделения филологического факультета, работающие в дошкольных учреждениях, в результатах своих исследований указали на такую возможность. В процессе психологического изучения личности дошкольников они определяют группу детей с высоким уровнем тревожности. Во время анализа результатов исследований, обосновывая причины такого эмоционального неблагополучия (негативное отношение окружающих, повышенная чувствительность самих детей, общение с родителями - гиперпротекция, авторитарный стиль общения), студенты в беседе с родителями почти всех этих детей заметили, что кризисы 1 года и 3-х лет у них носили достаточно активной характер. Это, вероятно, повлияло на формирование тревожности - пессимистической установки на жизнь, когда она кажется преисполненной угроз и страхов. В таких случаях, как показал опыт, необходима коррекция эмоциональной сферы детей, построенная по специально составленной программе, включающей игры, тренинги, психогимнастику, беседы, рекомендации для родителей и воспитателей, специфичные для работы с такими детьми.
295
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза