Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
К. А. Бабиянц (г. Ростов-на-Дону)
Современный образовательный процесс не всегда характеризуется взаимосвязью теории и практики. На всех этапах профессионального образования, начиная с профильных классов средней школы, и заканчивая высшими профессиональными заведениями, мы обучаем учащихся и студентов в первую очередь теоретическим основам профессионального мастерства, и очень маленькая доля приходится на практику. Между тем, именно единство теории и практики входит в содержание мыследеятельностного аспекта образования. Есть и другая сторона такого содержания. Образование должно иметь опережающий характер, который заключается в творческом осмысливании получаемой теоретической информации, в креативных подходах реализации предложенных теоретических изысканий на практике, в создании новых моделей и способов, помогающих по-новому воплотить знания, умения, навыки, полученные в стенах профессионально-образовательных учреждений.
Эти два важнейших аспекта, на наш взгляд, должны характеризовать мыследеятельностное содержание образования. Что же касается направлений реализации, то, в первую очередь, хотелось бы затронуть проблему профессионального образования, способы обучения и воспитания студентов гуманитарных факультетов как будущих субъектов деятельности, специалистов, которые будут развивать и наращивать свое профессиональное мастерство, достигать вершин своего профессионального совершенства. Обучить навыкам приобретения профессионального мастерства, воспитать, заложить стремление к профессиональному становлению и росту- одна из задач мыследеятельностного образования.
На сегодняшний день эту проблему можно решить в рамках новой науки, имеющей областью своих интересов профессиональную деятельность - акмеологии. Один из способов реализации, на наш взгляд, является введение практического специального курса с выходом на непосредственные объекты и участки профессиональной деятельности. В рамках такого курса должны рассматриваться проблемы личности, профессионального становления личности, диагностика и развитие профессионально важных и значимых свойств и качеств личности, субъекта деятельности. Также должны проводится круглые столы, диспуты, семинары, практические занятия, тренинги, которые бы позволили выявить свойства и качества индивида, помогли бы развить яркую индивидуальность, научили бы грамотно рефлексировать свои мотивы и поведение, развить креативность и умение отстаивать свои идеи. В рамках данного курса студенты смогут постигнуть следующие вопросы, необходимые для понимания и становления профессионализма деятельности: стратегия жизни, цели, ценности, динамика психических процессов, свойств на разных этапах жизни и деятельности личности, профессиональная социализация личности, понятие профессионализма, его критерии, уровни. Модуль профессии. Профессионализм и возраст. Их соотношения в разных профессиях. Достижение вершин профессионализма. Творческий потенциал личности и механизмы его реализации. Психологическая диагностика творческого потенциала личности. Пути развития профессионализма.
В плане диагностики интересным представляется оценка потенциально выраженных профессионально важных и значимых качеств и свойств, будущих субъектов деятельности, и диагностика уровня проявления их на тех базовых площадках, где непосредственно будет осуществляться производственная практика. Сочетание потенциальных (теоретически выраженных) свойств и способа их реализации в контексте реальной деятельности во многом помогут определить направление и уровень развития профессионализма у данного студента, а, следовательно, определить наиболее оптимальную сферу его трудоустройства.
О психологическом сопровождении развития одаренных детей
Баграмянц М. Л. (г. Москва)
В современной образовательной ситуации общим местом стало упоминание того факта, что одаренные дети требуют особого подхода ввиду своей уникальности в области достижений и самим ходом процесса формирования и развития. Анализ достижений психолого-педагогической науки и образовательной практики свидетельствует, что отечественная и зарубежная наука располагает довольно основательно представленным феноменологическим описанием одаренности. В то же время имеются спорные и противоречивые результаты, а также области, которые оказались обделенными исследовательским вниманием (например, выявление внутренней природы одаренности, условий ее реализации). Проблема развития одаренности также далека от окончательного разрешения. При всей успешности осуществляемых в области психологии одаренности и ее развития исследований имеется область, которая продолжает требовать исследовательского внимания: психологическое сопровождение развития одаренных детей. Обеспечить оптимальное психическое и личностное развитие одаренного ребенка возможно через создание развивающей коммуникативной среды (РКС), ее проектирование, изменение содержания деятельности всех ее субъектов. Одно из основных направлений психологической работы по проектированию РКС — это работа с педагогами одаренных.
Развитие профессионального мастерства педагога должно осуществляться на основе моделирования нового типа взаимодействия с одаренным ребенком в РКС, реализации его творческого потенциала через становление педагогически целесообразного стиля педагогического общения, в том числе и на основе технологий самоактуализации, помощи педагогу в организации и осуществлении им своего личностного и профессионального развития. При формировании теоретических основ из всего разнообразия имеющихся подходов к одаренности и ее развитию мы избрали экопсихологический подход (В.И. Панов, 2005) как в наибольшей степени соответствующий поставленной цели. Согласно этому подходу, одаренность рассматривается как проявление творческой природы психики, как «становящаяся» реализация возможностей, которая при определенных условиях может обрести форму действительности. В этом случае акцент смещается
А-Ж
в сторону процесссуальной составляющей одаренности, которая оказывается центральной в модели одаренности. Что касается условий, в которых творческая природа психики выступает не только как предпосылка развития одаренности, а проявляет себя как одаренность, то, как свидетельствуют проанализированные нами материалы, одаренность и развивается, и проявляется во взаимодействии с окружающей средой. Понимание среды как одного из ведущих факторов развития одаренности, закономерностей ее функционирования и развития, структуры и функций порой диаметрально разнятся у исследователей. Несмотря на то, что окружающая среда остается «зоной единодушного согласия» в смысле отводимой ей роли в когнитивном и личностном развитии одаренных, все, что связано с взаимоотношениями среды и одаренных как сложным и многоаспектным явлением, продолжает вызывать споры и ставить новые вопросы, на которые пытаются ответить исследователи. Все педагогические и психологические воздействия, направленные на одаренного, условия учебной деятельности, обстановка в семье, а также все сферы его общения, различные виды социальных сред представляют собой развивающую среду ребенка как единое пространство его существования и развития. Среда выступает одновременно фактором, условием, средством развития одаренности. Развитие одаренности нетождественно развитию одаренного ребенка и его психики в целом (дисбаланс, диссинхрония в развитии одаренного ребенка). Совместная деятельность и деятельное общение одаренных в реальных контактах с другими людьми - вот та среда, в которой развиваются их личности. Ведущий фактор развития личности одаренного- деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений с окружающими.
Поскольку общение является необходимым средством организации совместной деятельности одаренного ребенка в среде, мы вводим понятие РКС, понимая под ней особую организацию окружающего одаренного ребенка пространства, в которой на основе специфическим образом организованного субъект-субъектного взаимодействия создаются условия для развития одаренного ребенка, реализации его одаренности, включая и процессы саморазвития. Создание РКС, как нам представляется,- необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития одаренного ребенка, так как, с одной стороны, позволяет разрешить наиболее типичные проблемы одаренных детей (прежде всего социоадаптационные: коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и самоуважение, негативное отношение к себе и своему окружению, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном ребенке уникальности, неповторимости.
Опираясь на данные положения, мы поставили перед собой цель - разработать концептуальную модель подготовки педагогов к взаимодействию с одаренными детьми на основе выявления психологических оснований этой подготовки и разработки психологических технологий, направленных на реализацию разработанной модели подготовки. Работа в данном направлении создает новые возможности, как в изучении феномена одаренности, так и в разработке новых программ развития одаренных детей и подготовки педагогов для эффективного взаимодействия с детьми данной категории на основе реализации творческого потенциала личности всех субъектов образовательной среды.
Рефлексивные механизмы самосовершенствования,
их изменение в зависимости от уровня образования
в период ранней взрослости
БагринцеваЛ.Г. (г. Омск)
В настоящее время в психологической науке и практике повышается интерес к становлению и развитию субъектного, творческого начала в человеке.
Одним из направлений исследований по формированию способностей к саморазвитию, самосовершенствованию является изучение особенностей рефлексии, ее механизмов.
Рефлексивные механизмы выступают как единая структура, формирующаяся в течение онтогенетического развития личности, ее социализации и обучения и регулирующая как предметную деятельность, так и межличностные взаимодействия.
Рефлексия выступает в качестве механизма развития и регуляции деятельности, в свою очередь, деятельность является предметом рефлексии.
Так, А.С. Шаров рассматривает рефлексию в целом как механизм, посредством которого не только что-то познается, но и происходят изменения, как в субъекте, так и в объекте. Рефлексия как механизм, способ существования сознания и его продукт, позволяет не только «обратить познание человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния», но и на происходящее вовне.
Рефлексия этодействие, направленноена выяснениеоснований собственного способа осуществления активности. Соотнесение категорий «рефлексия» и «деятельность» заставляет по-новому взглянуть на природу рефлексии и уровень организации этого явления по сравнению с другими психическими процессами и свойствами.
Деятельности подход к изучаемому явлению позволяет рассматривать рефлексию при познании своего внутреннего мира и при познании внешнего мира, в том числе и внутреннего мира других людей, как единую психологическую реальность - рефлексивное действие. В русле жизнедеятельностно-го подхода, рефлексия представляет собой механизм и одновременно необходимое условие личностного роста и развития. Рассматривая рефлексивные механизмы самосовершенствования, нестоит забывать о развитии личности в период ранней взрослости. Именно на этот период приходится время обучения в вузе.
Как известно, развитие личности студента, как будущего специалиста с высшем образованием, происходит по следующим направлениям:
укрепляется профессиональная направленность, развиваютсянеобходимые способности;
совершенствуются, «профессионализируются» психическиепроцессы, состояния, опыт;
повышается ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
растут притязания личности в области своей будущей профессии;
крепнут профессиональная самостоятельность и готовность кбудущей практической работе.
Входе нашего исследования, рассматривая изменение рефлексив-
75
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
ных механизмов самосовершенствования в зависимости от уровня образования (среднее и высшее), мы пришли к следующим выводам:
Механизмы самосовершенствования проявляются на разныхуровнях регуляции, затрагивая различные сферы жизнедеятельности.
Самосовершенствование, являясь объединенной структурой,находит отражение на всех уровнях регуляции (самосовершенствование «здесь и сейчас» в зависимости от ситуации,при планировании какой-либо деятельности, ставя и достигаяцель с взглядом на перспективу).
Предметно-ситуационная рефлексия самосовершенствованиясвязана, прежде всего, с предметной рефлексией профессиональной деятельности.
Системная рефлексия самосовершенствования, находит отражение в системной и метарефлексии профессиональнойдеятельности.
Метарефлексия самосовершенствования взаимодействует спредметной рефлексией и метарефлексией власти. Сам собойнапрашивается ответ на вопрос. - Почему необходимо самосовершенствование? - Ответ: Повышение профессиональногоуровня открывает перспективу власти.
Проводя анализ полученных результатов и рассматривая уровень образования, выявили: для групп со средним и высшим образованием значимым явилось развитие различных механизмов рефлексии. Самосовершенствование, смысложизненные ориентации находит свое отражение в профессиональной деятельности.
Существуют различия в данных группах с разным уровнем образования.
Для группы со средним образованием характерным явилось отражение мотивов поведения с их эмоциональной регуляцией. Весь процесс жизнетворчества связан с принципом «здесь и сейчас», с опорой на свой прошлый опыт.
В группе с высшим образованием- проектирование своей жизни с постановкой целей и планированием, идет осмысление происходящих событий. Опыт, взятый из прошлого, чрезвычайно важен. «Без прошлого нет будущего, а тем более, настоящего».
Таким образом, независимо от возраста, наши студенты смело смотрят в будущее, стараясь внести коррективы в свою сегодняшнюю жизнь. Область коррекции своя для каждой группы.
Практическая социальная психология: от развития организаций к организации развития
Базаров Т. Ю. (г. Москва)
С каждым годом руководители компаний, ориентированных в будущее, все больше понимают перспективность инвестиций в человеческий капитал, обучение и развитие своего персонала. Свидетельством тому являются данные о том, что ежегодно рынок бизнес-образования в России растет на 25-30 %. Бизнес-сообщество выдвигает высокие запросы к практикующему социальному психологу (бизнес-тренеру и консультанту). От него, как специалиста, ожидается
обладание широким спектром методик и технологий обучения и консультирования. Сами же психологи-практики учатся умению создавать их самостоятельно, применительно к конкретной ситуации ворганизации. Накопленный опыт свидетельствуете перспективности междисциплинарного подхода к пониманию противоречий внутри развивающейся организации. Особый взгляд на бизнес сквозь призму современной психологии позволяет предположить смену парадигмы с «развития организации» на «организацию развития». В условиях динамичных изменений уверенность в будущем появляется лишь в тех организациях, которые овладели способами организации собственного развития. Сложившаяся ситуация явилась причиной создания многоролевой модели практикующего социального психолога, обладающего широким кругом универсальных компетентностей.
Работа практического социального психолога это всегда содействие клиенту в решении стоящих перед ним проблем. Отсюда главным становится точное формулирование проблемы, которую предстоит решать, верный выбор направления, в котором будет осуществляться дальнейшее движение. Отсутствие «правильных» решений является еще одной особенностью работы психолога-практика, что заставляет каждый раз заново выстраивать деятельность по поиску оптимального для данной ситуации решения. Это деятельность в условиях высокого риска и неопределенности, в качестве необходимого условия предполагает выстраивание диалога с клиентом, организацию взаимодействия со всеми заинтересованными лицами, работу со своей командой (партнерами, экспертами,специалистами). Специфика деятельности и решаемых задач предъявляет особые требования к личностным качествам и квалификации самого психолога-практика. Обобщение имеющегося опыта свидетельствует, что он в своей деятельности одновременно удерживает три разных предметных действительности, на которые направлены его усилия. В зависимости от того, какой именно аспект реальности является в данный момент времени наиболее приоритетным, психолог-практик может выступать водной из трех ролей - медиатора (объект внимания - личность), фасилитатора (объект внимания - группа) и модератора (объект внимания -содержание).
Медиативная функция психолога-практика состоит в создании условий для индивидуальных проявлений и возможностей личностного развития. Объектом внимания медиатора при работе с группой является личность каждого участника, а основной его целью является оптимизация психологического климата, создание благоприятной атмосферы для раскрытия участников и их внутреннего развития, также работа с эмоциональным состоянием участников. Выступая в роли медиатора, психолог-практик, по сути, реализует психотерапевтическую роль. При работе с группой основными методическими инструментами медиатора являются ролевые игры и интервью. Наиболее ярко компетентности медиатора проявляются при необходимости разрешать конфликтные ситуации, вести переговоры, в ситуации подачи обратной связи участникам. Создание благоприятной социально-психологической атмосферы в группе включает анализ состояния отношений в группе, создание групповых норм, снятие возникающих в процессе групповой работы напряжений, эмоциональных конфликтов. К основным компетентностям медиатора относятся такие компетентности, как: Влиятельность- наличие кредита доверия со стороны партнеров по коммуникации, создание внутренних условий для побуждения других к развитию. Влиятельность медиатора подразумевает умение устанавливать личный эмоциональный контакт с другими людьми.
76
А-Ж
Проницательность - диагностика эмоциональных состояний других людей, оценка возможностей личностных изменений. Проницательность медиатора заключается также в умении и способности создавать условия для проявления особенностей каждого участника. Толерантность- готовность принять различные формы самовыражения, направления индивидуального развития партнеров, умение децентрироваться. Толерантность включает безоценочное невербальное поведение, способность безоценочно принимать различные точки зрения в группе.
Однако существуют случаи, когда для достижения наилучшего результата консультанту или тренеру необходимо отслеживать и регулировать процессы на уровне группы, абстрагируясь от содержательной стороны обсуждения и не фиксируя пристального внимания на индивидуально-личностных особенностях каждого отдельного участника группы (например, в некоторых случаях при ведении совещания). Это случаи фасилитации. Фасилитация как технология заключается в работе с процессом коммуникации и обозначении возможности групповой динамики через групповые нормы. Основной целью фасилитатора является создание условий для эффективной групповой работы, причем достижение этой эффективности идет путем задания регламентов, ролевой структуры, организации пространства. В функции фасилитатора входит: концентрация на снятии коммуникативных барьеров в начале и по ходу обсуждения, создание условий для максимального участия всех в обсуждении, задание этапов и правил работы с последующим контролем их соблюдения, формирование необходимой ролевой структуры группы. Для успешной реализации роли фасилитатора необходимы организационно-лидерские качества, то есть умение организовывать групповую коммуникацию и коллективною деятельность, формировать ролевую структуру группы, при этом человек должен быть активен, инициативен в этих стремлениях. Вотличиеот эмоционального лидерства, присущего роли медиатора (где важна харизма, скрытое, не всегда понятное окружающим влияние на эмоциональном уровне), этот вид лидерства обеспечивается во многом технологичностью ведущего, знаниями групповой динамики. Также именно для фасилитатора в наибольшей степени свойственна готовность к командной работе и ориентация на партнерское взаимодействие, то есть ему должна быть свойственна такая компетентность, как кооперативность. Кроме того, роль фасилитатора предполагает умение анализировать групповую ситуацию, конкретизировать этапы достижения совместной цели и сценировать будущее. Эта организационно-аналитическая компетентность фасилитатора может быть названа «предусмотрительностью».
В современном бизнесе решение сложной задачи почти всегда выступает ключевым моментом деятельности команды и организации в целом, и любой успех в ходе ее решения усиливает веру участников в свои силы, способствует их сплочению и успеху компании на рынке. Именно в этом случае психолог-практик выступает в роли модератора. Деятельность модератора направлена на расширение индивидуального видения проблемы партнерами по взаимодействию за счет использования вопросно-ответных процедур, соотнесения разных точек зрения, рассмотрения ситуации с различных, зачастую неочевидных сторон. Цель модератора в широком смысле- поиск истины, помощь окружающим в нахождении оптимального для рассматриваемой ситуации решения. Одним из основных инструментов модератора является использование вопросно-ответных процедур и техник проблематизации, ведь точно сформулированный вопрос во многом определяет направление поиска, позволяет превратить
неявное знание в явное. Для того, чтобы помогать группе двигаться в содержании, модератор сам должен обладать широким кругозором, быть знакомым с различными отечественными и зарубежными прототипами «ментальных моделей». Исполнение роли модератора в качестве необходимого условия предполагает высокую экспертную компетентность Консультанта. В качестве основных компетентностей модератора выступают: динамичность мышления - способность работать с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами с высокой скоростью и точностью, быстро переключаться с решения одной проблемы на другую. Креативность - способность продуцировать необычные решения традиционных задач, поиск способов преодоления проблем, высокая вариативность решений. Проблемная ориентация - способность отслеживать и фиксировать несогласованности в различных аспектах ситуации, формулировать продуктивные противоречия.
Компетентностиый взгляд на лидерский потенциал руководителя
Базарова К. Т. (г. Москва)
Основные запросы практики, требующие ответа со стороны исследователей в области лидерства, сводятся к двум ключевым проблемам:
эффективность лидерства (то есть определение условий,которые обеспечивают успешность лидерского поведения,а также того, в чем заключается суть понятия «успешность»(«эффективность»);
поиск эффективного лидера (то есть определение условий,которые позволяют четко спрогнозировать, что конкретныйиндивидуум успешно займет лидерскую позицию, а такжедостигнете позиции руководителя поставленной цели).
Если первая проблема в социальной и организационной психологии разрешена - критериями успешности традиционно считаются достижение группой поставленной задачи и удовлетворенность членов группы работой (Базаров, 1981; Кричевский, Дубовская, 2001; Андреева, 2000), то проблема поиска эффективного лидера по-прежнему остается актуальной и востребованной.
В настоящее время ключевым и актуальным для целей практической деятельности становится вопрос, каким образом подбирать или «выращивать» высокоэффективныхлидеров, которые соединяли бы в себе черты как лидера, так и руководителя. Данная проблема особенно характерна для крупных компаний, поскольку, как показала практика, назначения кандидатов на руководящую позицию, параметры подбора наиболее подходящего кандидата нередко рассогласовываются с результатами его работы. Почемутак происходит? Возможно, это связано с тем, что ключевыми параметрами отбора на руководящие позиции выступают знания, умения, навыки и опыт работы в соответствующей профессиональной области. Совершенно очевидно, что такой подход, скорее всего, является парциальным, т. к. базируется на представлении о том, что эффективное руководство может быть обеспечено исключительно благодаря экспертной компетентности лица, принимающего управленческие решения.
77
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Однако системное представление об управлении (начиная с исследований Ф. Фидлера) предполагает наличие не просто компетентности руководителя двух разных типов - экспертной и эмоциональной, но и разную степень их выраженности. При пересечении этих двух шкал - эмоциональной компетентности и экспертной компетентности - мы получаем четыре стадии развития лидера. При этом о лидере мы начинаем говорить только в верхней половине системы координат, т. е. при высоком уровне развития эмоциональной компетентности. Однако для высокоэффективного лидера важно одновременное развитие как эмоциональной, так и экспертной компетентности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза