logo
psicho T1

Профессионализации

Дружилов С.А. (г. Новокузнецк)

Для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден при­бегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого внутреннего потенциала (или ресурса), являющейся необходимой основой его успешной профессионализации. Под про­фессионализмом в дальнейшем нами понимается особое свойство субъекта труда качественно, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность.

Многочисленные теоретические и экспериментальные иссле­дования в психологии свидетельствуют, что существует некоторая совокупность свойств человека (внутренний потенциал), которая обеспечивает возможность успешного освоения профессии, эффек­тивную профессиональную деятельность и развитие профессионала. Этот потенциал (или ресурс) используется человеком, как для полу­чения полезного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды.

В качестве индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР) мы рассматриваем систему свойств человека, обеспечивающих успешное овладение и эффективное осущест­вление профессиональной деятельности, развитие человека как профессионала и самореализацию в профессии. ИРПР включает относительно постоянные компоненты (исходные предпосылки развития профессионализма) и компоненты, подверженные из­менениям (развивающиеся).

Профессионал - это человек в целом (как биологический ин­дивид, личность, субъект деятельности, и как индивидуальность). Поэтому при изучении ИРПР следует учитывать все уровни человека: индивидный (конституцию, тип нервной системы и т.п.); личности (мотивацию, самооценку, систему отношений и т.д.), субъекта труда (профессиональные знания, умения, навыки) и индивидуальности (индивидуальный стиль деятельности, особенности адаптации, жизненный и профессиональный опыт и др.).

Известно, что на развитие профессиональных способностей человека оказывает влияние опыт предшествующих поколений про­фессионалов. Естественным образом ИРПР оказывается связанным с потенциалом профессионального сообщества; он получает от него подпитку и, в свою очередь, вносит свой вклад в непрерывное вос­полнение потенциала профессионального сообщества. Индивиду­альная профессионализация человека - это процесс освоения опыта профессионального сообщества, процесс становления личности профессионала, процесс формирования профессионализма.

Задача выявление комплекса свойств, входящих в состав инди­видуального потенциала профессионального развития человека еще

не получила своего окончательного решения. Но уже сейчас можно подчеркнуть важность для ИРПРтрехвидовспособностей человека: 1) способность развивать свои умения и навыки; 2) способность избирательно активизировать формы активности, значимые для конкретной профессиональной ситуации; 3) способность адекватно устанавливать уровни своей активности, перераспределяя свои внутренние резервы.

В состав ИРПР входят те психофизиологические и психические свойства человека, которые позволяютточно, своевременно и адек­ватно воспринимать профессионально важные информационные признаки; интеллектуальные качества, способствующие установле­нию значимости сигналов и обеспечивающие процесс когнитивного научения; а также знания как результат этого научения.

Важнейшей составляющей ИРПР является адаптивный по­тенциал субъекта труда - интегральная способность человека, которая позволяет ему не только адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды, но и активно противостоять «возмущающим» воздействиям различных видов нагрузки, а также обеспечивает стабильно высокую эффективность деятельности.

Известно, что успешность профессиональной деятельности определяется мотивацией, личностными чертами, системой цен­ностей и т.д. В связи с рассмотрением ИРПР человека обратим вни­мание на мысль В.А. Бодрова (2001) о том, что основной функцией мотивов является мобилизация способностей, функциональных возможностей, профессионального опыта человека на достижение поставленных целей, результатов деятельности.

К индивидуальному ресурсу профессионального развития мы относим и физическую тренированность человека. Это свойство обеспечивает работоспособность в условиях учебной организации деятельности, затем адаптацию к профессиональной среде и устойчивую работоспособность, быстрое восстановление после неблагоприятных воздействий. Высокий уровень физической тренированности обеспечивает устойчивость к экстремальным нагрузкам, к широкому диапазону воздействий физической и про­фессиональной среды.

Движущими силами профессионального развития является разрешение противоречий между внутренним ресурсом человека (выражающемся в наличии или отсутствии профессионально ориентированных структур психики, необходимых ПВК, знаний, умений, навыков, соответствующей ценностно-мотивационной сферы и др.), а также, с одной стороны, требованиями, предъ­являемыми профессиональной деятельностью (в системе «чело­век - профсреда»); с другой стороны, диктуемыми системой более высокого уровня - социумом (в системе «человек - социальная среда»). Возникающие противоречия между целями и наличными средствами, между стремлениями и возможностями разрешаются в деятельности и служат движущи ми силами развития профессио­нализма человека.

Наличие у человека достаточного ИРПР обеспечивает воз­можность его профессионального развития. Пути же, которые он выбирает для продуктивного использования своих ресурсов, могут быть различными. Успех при этом определяется не столько самими ресурсами, сколько тем, насколько продуктивно они ис­пользуются.

332

А-Ж

Профессиональная компетентность специалиста-психолога

Дюбина Т.Г. (г.Липецк)

Ситуация развития психологической науки в стране опреде­ляет актуализацию ряда проблем, связанных с профессиональной компетенцией специалиста. Изучение социально-психологических качеств личности, которое проводится нами, позволяет определить факторы, влияющие на формирование профессиональной компе­тентности специалистов. Изучаются детерминирующие процессы в аспекте анализа структуры личности. Это осуществляется по­средством использования комплекса методов психологической антропологии, разработанных в рамках комплексного эмпири­ческого исследования личности под руководством проф., д.пс.н. Л.Б. Филонова. Среди методик: «Самооценка - Самовыражение» (СО - СВ (В.В. Волков, Г.А. Медведская, Л.Б. Филонов)), «Соотне­сенные качества» (СК (А.А. Ларин)), Методика косвенных вопросов (МКВ (Т.Г. Дюбина).

Особенностью проводимого исследования является при­менение принципов психологической антропологии на выборке, отличной отобщепринятых студенческих выборок. Нами проводится диагностика в рамках реализации направления оценки персонала и выявления скрытого личностного потенциала. Здесь актуализи­руется проблема профессиональной компетентности специалиста-психолога, проводящего диагностику. В связи с чем, мы считаем, что, анализируя социально-психологическую структуру компетент­ности психолога в своей профессии, следует оценивать: - умение

ориентироваться в социальных ситуациях; - умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; - умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия. Особую роль играет умение поставить себя на место другого.

Критерии оценки различны: вводятся балльные значения, дается качественная характеристика сформированного умения. Определяется пространственное поле качеств, влияющих на формирование умения быть социально-компетентным. Ведутся исследования в области поиска диагностического инструмента для измерения психологической напряженности личности. В основе данного направления лежат принципы компендиума, когда каждое изученное качество (в структуре личности), «подтягивает» к себе другие, близкие по семантическому пространству, усиливая основу, придавая данному качеству особую силу воздействия на мотивацию поведения.

Такой подход обеспечивает совершенно иной взгляд на анализ профессиональной и личностной компетентности специалиста: будь то сам психолог, либо тот, кого он диагностирует. Также это приводит к выделению проблем становления компетентности психолога-специалиста:

  1. определение оптимального баланса выраженности качествличности;

  2. Влияние рассогласования в пространственном распределении ипсихологической напряженности качества в структуре личностина ее поведение в социуме;

3) пути предупреждения профессиональной деформации и по-

вышения профессиональной компетентности специалиста-психолога.

333

Проблема развития конкурентоспособности личности

Евецкая С. В., Терехин В. А. (г. Ростов-на-Дону)

Обращаясь к исследованию конкурентоспособности лич­ности, прежде всего, сталкиваешься с отсутствием какого-либо определения. Здесь стоитпринять во внимание тот факт, что понятие «конкурентоспособность» на страницах психологической печати появилось сравнительно недавно. Однако вышеуказанная категория достаточно разработана в экономике и маркетинге.

Конкуренция здесь определена как «соперничество, сорев­нование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов, в определенной общественной сфере» (Боль­шой энциклопедический словарь), как «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации» (В.А. Алексунин), «процесс управления субъектом своими конку­рентными преимуществами» (Р.А. Фатхутдинов).

Если «конкуренция» это «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами», то «конкурентоспо­собность», как считают Н.Д. Эриашвили, К. Ховарда, Ю.А. Ципкина, Б.А. Соловьева, В.В. Федосеева, - это «совокупность преимуществ», которые «способствуют успешной реализации (в том числе и товара) в условиях конкуренции».

Конкуренция возникает не только на рынке товаров и услуг. На рынкетруда и рабочей силы работники конкурируют, чтобы занять и сохранить за собой рабочее место. Следовательно, наряду с конку­рентоспособностью товаров и услуг можно говорить и о конкурен­тоспособности специалиста, в частности - выпускника вуза. Оценку «конкурентоспособности», в данном случае, следует осуществлять исходя из «конкурентных преимуществ субъекта», которые, по мне­нию R А. Фатхутдинова, бывают «внешними и внутренними».

Здесь необходимо отметить, что конкурентоспособность выпускников вуза в данном случае необходимо рассматривать в двух аспектах: социальном (внешнем) и психологическом

(внутреннем). Что касается первого, то внешнее конкурентное преимущество будущих выпускников во многом определяется конкурентоспособностью учебных заведений. Здесь учебное заведение является своего рода «гарантией» того, что при его окончании молодой специалист будет востребован на рынке труда и рабочей силы. При анализе внешнего аспекта стоит рассмотреть и социальные ожидания, т. е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели, какие требования они предъявляют к внешним данным и вну­тренним (профессионально значимым свойствам, включающим способности и характерологические черты). Таким образом, взаимодействие личности и общества «не есть взаимодействие двух изолированных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества». Следовательно, важно с самого начала рассматривать личность в некотором «социальном контексте», или, как говорит Г.М. Андреева, «раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности».

Что касается психологических (внутренних) составляющих конкурентоспособности,™ здесь необходимо отметить, что С.Л. Ру­бинштейн выделял значениеличностного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека.

По мнению Л. М. Митиной, конкурентоспособность «это способ­ность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития».

В.А. Терехин, С.А. Строкова одной из главных причин по­буждающих индивида к «росту-развитию» выделяют наличие противоречия. По их мнению, «развитиеестьтам, где противоречие, т. е. на определенном этапе своего развития индивид сталкивается с наличием избыточного требования к ситуации, на этой основе возникает чувство неудовлетворенности.... Именно чувство неудовлетворенности является двигателем любого прогресса». Здесь стоит обратиться к проблеме самосознания, т. к. именно самосознание человека, как бы зеркально отражает реакции на него других. Именно в этом отражении Л. М. Митина видит источник профессионального развития: «основной движущей силой развития

334

А-Ж

профессионала является внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным».

Таким образом, несовпадение социальных ожиданий, т. е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работо­датели (Я-отраженного) с Я-действующим, вызывает противоречие, которое побуждает человека к осознанию тех характеристик собствен­ной личности, которые будут способствовать приближению внутрен­них критериев к внешним (Я-действующего к Я-отраженному). Вполне очевидно, что Я-отраженное выступает как необходимый ориентир для развития и самосовершенствования личности.

Детальный анализ существующих в литературе положений о сущности конкурентоспособности позволил отметить, что особое внимание уделяется компетентности, как интегральной характе­ристике конкурентоспособной личности. Как считает один из самых известных отечественных исследователей проблемы конкуренции и конкурентоспособности R А. Фатхутдинов, «компетентность субъекта в какой-либо области деятельности» можно рассматривать как «конкурентное преимущество» по сравнению с конкурентами.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают это высказывание. Среди требований, которые предъявляются работодателями и обществом к личностным и профессионально значимым свойствам конкурентоспособного специалиста, работаю­щего в сфере сервиса, можно выделить следующие: компетентность, коммуникабельность, ответственность.

Таким образом, конкурентоспособность можно рассматривать как совокупность преимуществ, которые бывают внешними и внутренними, и делают субъекта привлекательным для работо­дателя. Особое значение здесь имеет наличие внутриличностного противоречия между Я-действующим и Я-отраженным, которое, в свое время, является основной движущей силой развития и само­совершенствования профессионала.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4