Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
Давыдов СВ., Шляхт и н Г.С. (г. Нижний Новгород)
В последние годы при проведении психологических исследований этнических стереотипов значительно вырос интерес к применению особой подгруппы косвенных методов измерения -так называемых имплицитных методов. Активное использование новых подходов и методов исследования стереотипов обусловлено критикой по отношению к традиционно применяемым прямым (эксплицитным) методам, подверженным влиянию фактора социальной желательности.
Совместное применение эксплицитных и имплицитных методов может позволить получить нетолько дополнительную информацию
о взаимоотношениях этих методов, но и новое знание об этнических стереотипах.
Цель исследования состояла в выявлении особенностей этностереотипов немцев и русских, выявляемых при помощи эксплицитных и имплицитных методов. В качестве объектов оценивания выступали образы «типичного русского» и «типичного немца». Набор стереотипных качеств для проведения прямого опроса и имплицитного теста включал в себя 10 положительных и 10 отрицательных свойств личности.
Исследование включало в себя 2 серии.
В 1-й серии использовался прямой метод - испытуемым предлагался опросник, в котором от них требовалось по четырехбалльной шкале оценить выраженность отдельно положительных и отрицательных качеств у типичного русского и типичного немца. Во 2-й серии использовался имплицитный метод, в качестве которого был выбран Go/No-Go ассоциативный тест Носека.
Для проведения исследования было сформировано две выборки: российская, состоявшая из 83 человек - студентов университета Нижнего Новгорода и немецкая, включавшая 55 немецких студентов университетов Мюнстера и Бонна.
Полученные данные позволили определить особенности этнических стереотипов, касающихся некоторыхличностных характеристик русских и немцев. Результаты проведенного исследования показали: эксплицитные и имплицитные методы приводят к разным результатам. Оценка личностных качеств представителей другого этноса (гетеростереотип), измеренная с помощью прямого опроса, не коррелирует с оценкой, полученной имплицитным методом. Это справедливо и для русской (г= -0,130) и для немецкой выборок (г= -0,039). В оценке качеств представителей своего этноса (ауто-стереотип) эксплицитные и имплицитные оценки положительно и достаточно тесно связаны в русской выборке (г= 0,534; р<0,05), тогда как в немецкой группе испытуемых имеется тенденция к отрицательной, хотя и недостоверной связи (г= -0,283).
При прямом измерении в аутостереотипе русского наиболее выраженными оказались такие черты, как: веселый, откровенный, прощающий, умный, приятный, занимающие первые 5 ранговых мест. Имплицитное измерение практически сохраняет такой же порядок предпочтений: первыепять ранговых мест заняли 4из5 ранее выявленных качеств: веселый, умный, приятный, откровенный. В аутостереотипе немцев при прямом измерении наиболее значимыми оказались такие качества как трудолюбивый, независимый, угрюмый и скупой, а в случае имплицитного измерения первые четыре ранговых места заняли совершенно иные качества: откровенный, веселый, миролюбивый, трудолюбивый, что практически совпадает с имплицитным аутостереотипным образом русского (г= 0,828; р<0,001).
В имплицитных показателях отражаются представления о тех универсальных качествах объекта оценивания, которые не зависят от субъекта и объекта оценивания - т.е. кто и кого оценивает, тогда, как эксплицитные методы дают результаты,зависящие от объекта оценивания (кого оценивают), но не зависящие от субъекта (кто оценивает).
315
А-Ж
циалиста в вузе и с учетом специфики обучения в классическом университете они могут быть обозначены следующим образом. Это принцип универсальности, принцип приоритета диалога, принцип сотрудничества, принцип свободы и ответственности, принцип фа-силитации, принцип гармоничности развития личности. Реализация принципа универсальности в университете позволит обеспечить широкий кругозор специалисту и сохранить лучшие традиции российского образования в условиях его модернизации. Внедрение в практику работы принципа приоритета диалога необходимо для развития толерантности личности, принципа сотрудничества - для формирования навыков работы в команде, принципа свободы и ответственности - для развития патриотического сознания. Опора на принцип фасилитации служит созданию атмосферы психологической безопасности и эмоционального комфорта личности. Принцип гармоничного развития выполняет синтезирующую роль, задает ориентиры в научно-исследовательской деятельности вуза и делает образование важнейшим ресурсом развития общества в целом.
Исследование специфики работы психолога в негосударственном образовательном учреждении
Денисенкова Н.С., Пороцкая Е.Л. (г. Москва)
В настоящее время отмечается расширение сети образовательных учреждений, в том числе негосударственных. Целью нашего исследования явился анализ этой специфики и учет ее в функционировании психологической службы. Материалом для него послужил анализ опыта экспериментальной работы авторов в пяти негосударственных школах и детских садах с 1999 по 2007 годы.
Традиционные направления работы практического психолога в негосударственном учреждении имеют свои специфические особенности.
Первое направление, работа с педагогическим коллективом, включает с себя психологическую помощь педагогам, испытывающим серьезное эмоциональное напряжение, вызванное строгим контролем со стороны администрации, разноплановыми запросами родителей, часто не согласующимся между собой, оценивающей позицией детей по отношению к воспитателю или учителю и высокой конкуренцией со стороны коллег. Наиболее эффективно на этом этапе формирование общей профессиональной позиции педагогов как представителей конкретного учреждения. С этой целью используются семинары, индивидуальные беседы, педсоветы, однако, наибольший эффект достигается через проведения деловых игр с участием как педагогического коллектива, так и администрации.
Вторым направлением деятельности является диагностическая и коррекционная работа с детьми. Психолог имеет возможность проводить диагностическую работу в оптимальном режиме и в полном объеме, прослеживая динамику психического развития. Важным условием организации коррекционной работы является ее координация с образовательной программой. Это позволяет использовать задания, выполняемые детьми на занятиях как кор-рекционные, с одной стороны. С другой - высокая насыщенность образовательного процесса у некоторых детей вызывает повышенную утомляемость. В таких случаях можно снимать перегрузки путем сокращения необязательных занятий.
Чаще всего в психологической помощи в негосударственных учреждениях нуждаются три группы детей.
К первой группе относятся дети, испытывающие дефицит внимания со стороны родителей. При этом нами отмечены кактяжелые формы проявления депривации, так и более легкие.
Вторую группу составляют дети, испытывающие трудности в образовательной работе (педагогически запущенные, с недоразвитием отдельных психических функций, с низким уровне общего психического развития).
К третьей группе относятся дети с проблемами в социальном развитии, вызванными несформированностью у ребенка норм и правил общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
При проведении коррекционной работы со всеми группами детей используются традиционные формы (развивающие игры, игровая терапия, упражнения, направленные на снятиеэмоциональ-ного напряжения и т.д.). При этом важным условием реализации коррекционной программы является изменение позиции родителей по отношению к ребенку, что и определило специфику третьего направления деятельности психологической службы.
При работе с родителями детей, испытывающих дефицит внимания и любви, целесообразно обсуждение причин, вызвавших проблемы ребенка, а также установление эмоционально теплых отношений. Так как изменение позиции родителей является сложной задачей, рекомендуется участие семьи в групповых формах работы.
Родители детей с трудностями в образовательной работе и с трудностями в социальном развитии часто предъявляют завышенные требования к образовательному учреждению, ожидая существенных сдвигов за короткое время и игнорируя проблемы ребенка. Они склонны видеть их причины в неадекватном отношении к нему взрослых. В данном случае основной целью является формирование более реалистичных взглядов и демонстрация реальных положительных изменений в развитии. Участие в жизни детской группы дает возможность взрослым увидеть реальные способы взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами, оценить его достижения.
Таким образом, очевидно, что работа психолога в частном и государственном образовательном учреждениях во многом сходны, но и имеют свою специфику.
321
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза