logo
psicho T1

Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев

Давыдов СВ., Шляхт и н Г.С. (г. Нижний Новгород)

В последние годы при проведении психологических иссле­дований этнических стереотипов значительно вырос интерес к применению особой подгруппы косвенных методов измерения -так называемых имплицитных методов. Активное использование новых подходов и методов исследования стереотипов обусловлено критикой по отношению к традиционно применяемым прямым (эксплицитным) методам, подверженным влиянию фактора со­циальной желательности.

Совместное применение эксплицитных и имплицитных методов может позволить получить нетолько дополнительную информацию

о взаимоотношениях этих методов, но и новое знание об этнических стереотипах.

Цель исследования состояла в выявлении особенностей этностереотипов немцев и русских, выявляемых при помощи эксплицитных и имплицитных методов. В качестве объектов оценивания выступали образы «типичного русского» и «типичного немца». Набор стереотипных качеств для проведения прямого опроса и имплицитного теста включал в себя 10 положительных и 10 отрицательных свойств личности.

Исследование включало в себя 2 серии.

В 1-й серии использовался прямой метод - испытуемым предлагался опросник, в котором от них требовалось по четырех­балльной шкале оценить выраженность отдельно положительных и отрицательных качеств у типичного русского и типичного немца. Во 2-й серии использовался имплицитный метод, в качестве которого был выбран Go/No-Go ассоциативный тест Носека.

Для проведения исследования было сформировано две вы­борки: российская, состоявшая из 83 человек - студентов универ­ситета Нижнего Новгорода и немецкая, включавшая 55 немецких студентов университетов Мюнстера и Бонна.

Полученные данные позволили определить особенности этнических стереотипов, касающихся некоторыхличностных харак­теристик русских и немцев. Результаты проведенного исследования показали: эксплицитные и имплицитные методы приводят к разным результатам. Оценка личностных качеств представителей другого этноса (гетеростереотип), измеренная с помощью прямого опроса, не коррелирует с оценкой, полученной имплицитным методом. Это справедливо и для русской (г= -0,130) и для немецкой выборок (г= -0,039). В оценке качеств представителей своего этноса (ауто-стереотип) эксплицитные и имплицитные оценки положительно и достаточно тесно связаны в русской выборке (г= 0,534; р<0,05), тогда как в немецкой группе испытуемых имеется тенденция к от­рицательной, хотя и недостоверной связи (г= -0,283).

При прямом измерении в аутостереотипе русского наиболее выраженными оказались такие черты, как: веселый, откровенный, прощающий, умный, приятный, занимающие первые 5 ранговых мест. Имплицитное измерение практически сохраняет такой же по­рядок предпочтений: первыепять ранговых мест заняли 4из5 ранее выявленных качеств: веселый, умный, приятный, откровенный. В аутостереотипе немцев при прямом измерении наиболее значи­мыми оказались такие качества как трудолюбивый, независимый, угрюмый и скупой, а в случае имплицитного измерения первые четыре ранговых места заняли совершенно иные качества: откро­венный, веселый, миролюбивый, трудолюбивый, что практически совпадает с имплицитным аутостереотипным образом русского (г= 0,828; р<0,001).

В имплицитных показателях отражаются представления о тех универсальных качествах объекта оценивания, которые не зависят от субъекта и объекта оценивания - т.е. кто и кого оценивает, тогда, как эксплицитные методы дают результаты,зависящие от объекта оценива­ния (кого оценивают), но не зависящие от субъекта (кто оценивает).

315

А-Ж

циалиста в вузе и с учетом специфики обучения в классическом университете они могут быть обозначены следующим образом. Это принцип универсальности, принцип приоритета диалога, принцип сотрудничества, принцип свободы и ответственности, принцип фа-силитации, принцип гармоничности развития личности. Реализация принципа универсальности в университете позволит обеспечить широкий кругозор специалисту и сохранить лучшие традиции российского образования в условиях его модернизации. Внедрение в практику работы принципа приоритета диалога необходимо для развития толерантности личности, принципа сотрудничества - для формирования навыков работы в команде, принципа свободы и ответственности - для развития патриотического сознания. Опора на принцип фасилитации служит созданию атмосферы психологиче­ской безопасности и эмоционального комфорта личности. Принцип гармоничного развития выполняет синтезирующую роль, задает ориентиры в научно-исследовательской деятельности вуза и делает образование важнейшим ресурсом развития общества в целом.

Исследование специфики работы психолога в негосударственном образовательном учреждении

Денисенкова Н.С., Пороцкая Е.Л. (г. Москва)

В настоящее время отмечается расширение сети образо­вательных учреждений, в том числе негосударственных. Целью нашего исследования явился анализ этой специфики и учет ее в функционировании психологической службы. Материалом для него послужил анализ опыта экспериментальной работы авторов в пяти негосударственных школах и детских садах с 1999 по 2007 годы.

Традиционные направления работы практического психолога в негосударственном учреждении имеют свои специфические особенности.

Первое направление, работа с педагогическим коллективом, включает с себя психологическую помощь педагогам, испытываю­щим серьезное эмоциональное напряжение, вызванное строгим контролем со стороны администрации, разноплановыми запросами родителей, часто не согласующимся между собой, оценивающей позицией детей по отношению к воспитателю или учителю и высокой конкуренцией со стороны коллег. Наиболее эффективно на этом этапе формирование общей профессиональной позиции педагогов как представителей конкретного учреждения. С этой целью ис­пользуются семинары, индивидуальные беседы, педсоветы, однако, наибольший эффект достигается через проведения деловых игр с участием как педагогического коллектива, так и администрации.

Вторым направлением деятельности является диагностическая и коррекционная работа с детьми. Психолог имеет возможность проводить диагностическую работу в оптимальном режиме и в полном объеме, прослеживая динамику психического развития. Важным условием организации коррекционной работы является ее координация с образовательной программой. Это позволяет использовать задания, выполняемые детьми на занятиях как кор-рекционные, с одной стороны. С другой - высокая насыщенность образовательного процесса у некоторых детей вызывает повы­шенную утомляемость. В таких случаях можно снимать перегрузки путем сокращения необязательных занятий.

Чаще всего в психологической помощи в негосударственных учреждениях нуждаются три группы детей.

К первой группе относятся дети, испытывающие дефицит вни­мания со стороны родителей. При этом нами отмечены кактяжелые формы проявления депривации, так и более легкие.

Вторую группу составляют дети, испытывающие трудности в образовательной работе (педагогически запущенные, с недораз­витием отдельных психических функций, с низким уровне общего психического развития).

К третьей группе относятся дети с проблемами в социальном развитии, вызванными несформированностью у ребенка норм и правил общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

При проведении коррекционной работы со всеми группами детей используются традиционные формы (развивающие игры, игровая терапия, упражнения, направленные на снятиеэмоциональ-ного напряжения и т.д.). При этом важным условием реализации коррекционной программы является изменение позиции родителей по отношению к ребенку, что и определило специфику третьего на­правления деятельности психологической службы.

При работе с родителями детей, испытывающих дефицит внимания и любви, целесообразно обсуждение причин, вызвавших проблемы ребенка, а также установление эмоционально теплых отношений. Так как изменение позиции родителей является слож­ной задачей, рекомендуется участие семьи в групповых формах работы.

Родители детей с трудностями в образовательной работе и с трудностями в социальном развитии часто предъявляют завы­шенные требования к образовательному учреждению, ожидая существенных сдвигов за короткое время и игнорируя проблемы ребенка. Они склонны видеть их причины в неадекватном отноше­нии к нему взрослых. В данном случае основной целью является формирование более реалистичных взглядов и демонстрация ре­альных положительных изменений в развитии. Участие в жизни детской группы дает возможность взрослым увидеть реальные способы взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами, оценить его достижения.

Таким образом, очевидно, что работа психолога в частном и государственном образовательном учреждениях во многом сходны, но и имеют свою специфику.

321

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4