Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
Васюра С. А (г. Ижевск)
В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы развития человека как подлинного, активного субъекта общения, а также изучение внутренних и внешних источников детерминации его коммуникативной активности. Как предмет самостоятельного анализа коммуникативная активность рассматривается в ряде работ: с позиций системности, развития (Бодалев А.А., 1996; А.И. Крупное, 1995); на основе концепции деятельностной природы общения (Волошина Т. В., 1996); в качестве отдельных характеристик коммуникативной активности: (динамических (Жемчугова Л.В., 1980,1982,1985,1986,1989 и др.); интерактивных (Иванова B.C., 1974); результативных, при этом коммуникативная активность связывается с успешностью различных видов деятельности (Жемчугова Л.В., 1983; Журавлев А.Л., 1985 и др.); эмоциональных (Кан-Калик В.А., 1985; Санникова О.П., 1982,1984; Бойко В.В., 1996 и др.) ); как компонент коммуникативного потенциала человека, наряду с эмоциональной реактивностью и уверенностью в общении (Максимова Р.А., 1981); как сложное многокомпонентное
178
А-Ж
целостное психологическое образование (Шмыков В.И., 1994,1996; Васюра С.А., 1998,2000,2006; Корниенко Д.С., 2000,2003).
Теоретико-экспериментальное направление разработки проблемы коммуникативной активности с позиций учения об интегральной индивидуальности человека (B.C. Мерлин, 1986) в пермской психологической школе связано с именем Б.А. Вяткина. Исследования активности, проводимые под его руководством, осуществляются по «линии Рубинштейна», продолженной К.А. Абульхановой-Славской, И.А. Джидарьян. Изучается роль активности в развитии интегральной индивидуальности человека.
Коммуникативная активность рассматривается нами как неотъемлемая характеристика человека как субъекта, реализующаяся в общении. Исследования индивидуальных стилей коммуникативной активности с позиций теории интегральной индивидуальности (С.А. Васюра, 2006; В.И. Шмыков, 1996) показали, что эти стили представляют собой многокомпонентные образования, обусловленные разноуровневыми свойствами индивидуальности. Они являются звеньями, опосредующими взаимодействие интегральной индивидуальности с миром. Индивидуальные стили коммуникативной активности выступают условиями развития интегральной индивидуальности человека.
Тренинг как технология формирования универсальных ценностей у подростков
ВвдинаИ.И. (г. Казань)
Развитие личности, становление ее внутренней структуры и, в частности, ценностных ориентации, происходит в контексте образовательной, культурной, семейной, коммуникативной и информационной среды. Множественность воздействий образует своеобразное «поле», в котором личность находится в каждый момент своего бытия. Зачастую эти влияния носят конкурирующий характер. Данные факторы являются внешними по отношению к личности, у которой складываются определенные отношения в каждой из сфер.
В современных условиях развития общества особую роль играет образовательная среда. Именно здесь реализуются (или могут реализоваться) противовесные влияния негативным социальным тенденциям: принижения культурных образцов, выхолащивания сознания человека, примитивизация личности. Для актуализации ценностного потенциала образования необходимы новые подходы, цели и технологии.
Одной из таких технологических форм может быть тренинг формирования у подростков универсальных ценностей. В эту систему включены такие понятия как равенство, мудрость, красота природы и искусства, социальная справедливость, толерантность, защита окружающей среды, зрелая любовь, т. е. то, что входит в систему трансцендентного. Исследования подростковых ориентации указывают на пробелы именно в этой области, и более того, абсолютного доминирования в этих системах гедонизма над универсализмом, сближения ценностей подростков с ценностями преступного мира.
Такого рода тренинг проходит ряд последовательных этапов, которые делятся на внешние организационные, имеющие отноше-
ние к деятельности тренера, и внутренние содержательные, определяющие деятельность участников. На каждом этапе достигаются определенные результаты, которые могут служить диагностическим инструментом реализации целей.
Первый этап заключается в информировании о существующих ценностях, их соподчиненное™, иерархичности, эффективности функционирования систем ценностей отдельно взятого человека или группы. Участники тренинга получают новую информацию, расширяют свой кругозор по аксиологическим проблемам, познают новое или переносят известное знание в новый контекст. Результатом данного этапа будет осознание в новом проблемном поле, т. е здесь привычные отношения переводятся в вербальную плоскость, активизируется восприятие, мыслительная деятельность, внимание к процессам и фактам, которые раньше не воспринимались подростками как нечто достойное внимания и специального разговора.
На втором этапе происходит переструктурирование существующей ценностной системы, расшатывание стереотипных представлений о том, что важно, а что нет. У подростков появляются новые основания для оценок, происходит трансформация мотивационной составляющей. Как результат, формируются другие внутриличностные и межличностные отношения, базирующиеся на тех или иных универсальных ценностях. На этом этапе важное место занимает эмоциональное проживание ситуаций в процессе вхождения подростков в новые роли, смены имиджа, моделирования новых систем отношений.
Самое главное на третьем этапе- создание условий для тренировки применения полученных знаний в сформировавшихся новых отношениях, репетиция поведения. Здесь наиболее заметным моментом становится творчество подростков, т. к. они начинают производить тот духовный продукт, который осознанно не присутствовал в их жизни. Психологический смысл данного этапа заключается в накапливании деятельностного потенциала через реализацию поступка как составной части деятельности.
На последнем этапе происходит закрепление навыков поведения, приобретенных мыслеобразов, перенос их в реальную жизнь. Здесь осуществляется полноценная деятельность подростков, имеющая общественную ценность, происходиттрансляция универсального содержания ценностей в образовательную среду школы. Данные ценности органичной составной частью входят в личностный конструкт подростка. На этом этапе происходит значительное расширение контекста деятельности, подростки «размыкают»тренинговую группу, принимая новых членов для работы над значимыми проектами (школьная газета, радио- и телепередача, конкретная помощь в той или иной форме тем, кто в ней нуждается).
Создание и проведение данного тренинга требует предварительной подготовки. Она заключается в диагностике индивидуальной и групповой структуры ценностных ориентации, в социометрическом обследовании класса, в проведении личностных опросников. Диктуется это необходимостью адекватного понимания возможных позиций членов группы, избегания ошибок при организации конкретных процедур тренинга, а также важностью дальнейшего отслеживания степени влияния тренинга на личность подростка.
При проведении тренинга необходимо исходить из потребностей группы и каждой личности в решении насущных для них проблем. Для выяснения этого необходимо провести анкетирование, которое укажет на данные проблемы. Исходя из практики, мы можем назвать следующие: «изгой» в классе, завышенные притязания некоторых подростков, проблемы коммуникации, взаимоотношения
179
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
со значимыми взрослыми (учителями и родителями), содержание жизненных целей, взаимоотношения полов, особенности личности лидера, агрессивное и конформное поведение, новичок в классе. Данные вопросы могут решаться (а в этом возрасте просто должны решаться) в рамках парадигмы тренинга как развития субъ-ектности. Такой тренинг как никакой другой, насыщен ценностями и смыслами, направлен на процесс, что наиболее адекватно отражает способ существования подростка в школьном образовательном пространстве, а результат его заключается в глубоких изменениях личности вследствие появления новых форм деятельности.
Особенности взаимосвязи ценностных ориентации подростков и их родителей
Ввдина М. В. (г. Казань)
Проблемное поле современной психологической науки определяется принципиальными изменениями, которые произошли в человеческом сообществе вообще и в российском обществе в частности. Современный человек по-новому осмысливает мир и себя в нем, и именно изменения этических и ценностных аспектов бытия являются наиболее значимыми среди всех критических изменений в мире. Тревожное расслоение общества, рост сепаратизма, фундаментализма, национализма, неустойчивость экологической, идеологической, социальной, экономической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через СМИ вызывают дезориентацию, массовый социально-психологический стресс. Особенно сложившаяся ситуация опасна для растущих людей, поскольку противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усиливаются. Представляется чрезвычайно важным определить сущность позиций Взрослого мира и мира Детства как специфических объектов взаимодействия, а также выделить и раскрыть структуру, характер этого взаимодействия. Исследование проблемы ценностных ориентации подростков и их родителей необходимо также для установления путей укрепления преемственности поколений, так как сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования.
В данной работе рассматриваются ценностные ориентации подростков 13-14лет и их родителей. Исследование пытается ответить на вопросы: Существует ли связь между системами ценностных ориентации детей и их родителей? Чем эти системы схожи и чем отличаются?
Выдвигается следующая гипотеза: между системами ценностных ориентации подростков и их родителей существуют радикальные различия, выражающиеся, прежде всего, в том, что приоритетные ценности родителей малозначимы для подростков, а ценности, первостепенные для подростков, являются наименее важными для их родителей.
В исследовании принимали участие две группы испытуемых -ученики восьмых классов средней общеобразовательной школы (63 человека) и их родители (58 человек).
Была выбрана методика Ш. Шварца, в основе которой лежит концептуально усовершенствованная, модифицированная, расширенная методика изучения ценностей Рокича, а также дополнительные группы ценностей. Таким образом, данная методика на сегодняшний день представляется наиболее полной, теоретически обоснованной и охватывающей широкий спектр ценностей.
Различные ценности были сгруппированы Ш. Шварцем в следующие группы: власть; достижение; гедонизм- наслаждение или чувственное удовольствие; стимуляция - волнение и новизна; самостоятельность; универсализм - понимание, терпимость и защита благополучия всехлюдеи и природы; доброта - сохранение и повышение благополучия близкихлюдей;традиция; конформность; безопасность - стабильность общества, отношений и самого себя.
Результаты корреляционного анализа показали наличие недостоверной отрицательной корреляционной связи между ранговыми показателями ценностей подростков и их родителей, что свидетельствует о том, что между системами ценностных ориентации подростков и их родителей практически не существует связи. Отрицательность показателя может указывать на существование тенденции разнонаправленное™ убеждений детей и родителей.
На втором этапе оценки полученных результатов был проведен сравнительный анализ ранговых соотношений ценностей родителей и детей. Было установлено, что приоритетной ценностью подростков 13—Илетявляется Гедонизм - стремление к наслаждению, чувственному удовольствию. Для их родителей данная ценность, напротив, является наименее значимой из всех, занимая последнее десятое место в ранге ценностей. Наиболее важной ценностью для родителей оказался Универсализм - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. В списке приоритетных ценностей для подростков данная ценность занимаетлишь восьмое место.
Таким образом, на уровне убеждений у подростков очевидно превалирование эгоистичного стремления к получению удовольствий и наслаждения, у родителей же- благородного, бескорыстного стремления к всеобщему благополучию.
В процессе сравнительного анализа были обнаружены также и некоторые сходства между значимостью тех или иных ценностей для родителей и ихдетей.Так,Доброта вобеихгруппахзанимаеттретье место в ранге ценностей, что свидетельствуете том, что и родители, и дети придают немалое значение доброжелательности в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Доброта - более узкий «просоциальный»тип ценностей по сравнению с Универсализмом. Таким образом, для родителей большее значение имеет благополучие всехлюдеи мира и природы, чем позитивное взаимодействие в кругуличных контактов, для детей же - наоборот.
Было выявлено, что для подростков большую значимость, чем для родителей, имеет личный успех, проявление социальной компетентности. Для родителей же второй по значимости является безопасность для других и для себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Эти ценности - только на пятом месте у подростков. Такие группы ценностей как Традиция (уважение и ответственность за культурные и религиозныеобычаи и идеи) и Власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами) занимают наименее приоритетные позиции в ранге ценностей, как детей,так и родителей.
Исследование носит прогностический характер, поскольку предоставляет возможность создания теоретической базы для нахождения путей укрепления преемственности поколений и восстановления системы культурно-исторического наследования.
180
А-Ж
Эмоции в управленческой деятельности
Вербина Г. Г. (г. Чебоксары)
И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя в организационном процессе, в то же время проявляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях. Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как он эмоционально реагирует, в каком состоянии находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчинёнными, на его принятие или непринятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, т. е. его авторитет.
Здесь необходимо выделить три основных аспекта.
Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведениемв целом.
Умение владеть средствами экспрессивного воздействия наподчинённых (в частности, создавать имидж «волевого»,«обаятельного», т. е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твёрдого, умеющего владеть собой человека).
Умение использовать экспрессивные средства как каналинформации о других подчинённых. Это своего рода диагностическое умение руководителя, когда он по внешним и чащевсего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получаетважную информацию о подчинённых и передаёт информациюим. Диагностические умения складываются из точностимежличностной перцепции, экспрессивной чувствительностии психологической проницательности.
Каждый руководитель стремится к повышению эффективности своей управленческой деятельности и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность осознать особенности эмоциональной сферы и более эффективно использовать свой психический потенциал. Эмоции служат организующим и мотивирующим фактором поведения руководителя, его отношений с окружающим миром. На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для руководителя. Положительные эмоции способствуютконструктивному взаимодействию руководителя с другими людьми, ситуациями, объектами. Отрицательные эмоции, напротив, переживаются как вредоносные и труднопереносимые, пробуждают реакцию отстранения и не способствуют конструктивному взаимодействию.
Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними, в воздействии на них.
Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми. Мимические и пантомимические движения позволяют руководителю передавать свои переживания другимлюдям, информировать ихо своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Общаясь с людьми,
руководитель, так или иначе, реагирует на их эмоциональные проявления, точно также как они реагируют на его. Эмоциональная экспрессия играет важную роль в межличностной коммуникации.
Понимание эмоций другого человека является весьма важным в процессе совместной деятельности между менеджером и его подчиненными, а также между партнерами. Визуальное слежение менеджера за эмоциональным состоянием сотрудников и партнеров в процессе осуществления профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать соответствующие меры.
Значительная часть искусства выстраивания отношений состоит в умении учитывать эмоции других людей. Те специфические навыки, которые лежат в основе социально-психологической компетентности руководителя, одновременно обеспечивают популярность, лидерство и эффективные межличностные взаимодействия.
Интегральным показателем наличия управленческих способностей является умение управлять собой. Умение управлять собой включает реализацию руководителем намеченных программ, возможность настроить себя на любой уровень активности, осуществлять нормальные отношения с людьми вне зависимости от эмоционального состояния.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза