Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
Балыков П.Н. (г. Москва)
В феврале 2007 года исполнилось 12 лет со дня образования психологической службы таможенных органов России.
В1995 году, в процессе создания организованной устойчивой таможенной системы, предстояло решить сложную задачу формирования высококвалифицированного и надежного кадрового потенциала. Введение в штатную структуру кадрового подразделения профессионального психолога позволило во многом решить проблему оптимального подбора и расстановки кадров.
За этот период был пройден большой путь становления и развития психологической службы таможенных органов, внесен
значительный вклад в создание и совершенствование системы кадровой работы и кадровой политики.
Пришедшие на службу в таможенные органы профессиональные психологи, опираясь на свой практический опыт, высокую теоретическую подготовку, смогли построить новую целостную структуру психологической службы таможенных органов. Эту работу начали 153 инспектора-психолога 1 категории, зачисленные в штат приказом ГТК России № 130 от 15 февраля 1995 года. В течение первого года службы все они прошли дополнительную специальную подготовку в Российской таможенной академии и сумели зарекомендовать себя как грамотные специалисты. Итоги успешной работы за первый год своего существования психологическая служба подвела на первой Всероссийской конференции психологов таможенных органов в 1996 году. К этому времени был создан и успешно функционировал Консультативно-методический совет по вопросам социально-психологической работы в таможенных органах, который координировал, направлял и определял стратегию и тактику развития психологической службы. Были разработаны и внедрены в практику инструкции о порядке отбора кандидатов на службу в таможенные органы, Положение о психологической информации, Этический кодекс психолога таможенного органа. Эти документы послужили основой для развития правовой и докумен-тационной базы всей Психологической службы, что в дальнейшем отразилось в Положении о психологической службе таможенных органов Российской Федерации.
На следующем этапе развития психологической службы возникла необходимость создания единого координирующего центра работы психологов. Поэтому в 1998 году с целью осуществления организационно-методического руководства психологической службой приказом ГТК России от 15.09.1998 № 634 «О создании отделения психологической службы» было создано отделение психологической службы в составе Регионального таможенного управления тылового обеспечения, а уже к 2000 году успешно функционировала отлаженная вертикаль психологической службы во главе с Отделом координации работы психологов Главного управления кадров ГТК России.
Сегодня психологическая служба таможенных органов на практике доказала свою эффективность и значимость. Востребованность в психологическом отборе кандидатов на службу, в психологических знаниях и психологической помощи растете каждым годом.
Практика профессионально-психологического отбора, а также участие психолога в составе аттестационных комиссий, втом числе и Высшей аттестационной комиссии, убедительно свидетельствует о значительном снижении кадровых ошибок при назначениях на должности.
Изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов в таможенных коллективах и в таможенной системе в целом, особенно в последние годы реформирования таможенной службы, выработка предложений и рекомендаций для их оптимизации стали необходимой частью информации для руководителя при принятии обоснованного управленческого решения.
В настоящий период перед таможенными психологами стоят важные задачи повышения эффективности своей деятельности, направленной в первую очередь на психологическую поддержку должностных лиц и таможенных коллективов в условиях преобразования таможенной системы, на переориентацию консервативного отношения к участникам ВЭД в сторону партнерского, взаимовыгодного взаимодействия.
131
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Приоритетным направлением деятельности психологической службы остается психологическое обеспечение кадровой работы. Это направление существенно пополнилось за счет работы с резервом выдвижения на руководящие должности номенклатуры назначения ФТС России, так как в соответствии с современными требованиями к руководителям кандидаты на руководящие должности должны обладать не только профессиональными и специальными знаниями и умениями, но и развитыми управленческими компетенциями, в том числе по работе с персоналом.
Новым этапом в деятельности психологической службы стала работа по организации проведения обследований с использований компьютерного полиграфа в таможенных органах, направленная на повышения эффективности проверочных мероприятий, в первую очередь в интересах кадровой работы. Был разработан проект приказа ФТС России от 30.10.2006 № 839 «Об организации применения полиграфа в деятельности таможенных органов Российской Федерации», который в настоящее время активно реализуется.
Сегодня психологическая служба таможенных органов представляет собой коллектив единомышленников, профессионалов, способных на высоком уровне обеспечить исполнение профессиональных задач.
Стратегии сексуального поведения в подростковом возрасте
Баранова Е.В. (г. Москва)
Доклад основан на результатах социологического опроса 2983 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов московских общеобразовательных школ, который был проведен Центром социологии образования РАО. Особое внимание мы уделим анализу следующих трех аспектов: регулярность ведения половой жизни, наличие постоянного сексуального партнер и использование средств контрацепции.
Полученные результаты показали, что среди школьников, имеющих опыт сексуальных отношений, почти каждый второй не ведет половой жизни. На эту цифру следует обратить особое внимание, поскольку она показывает, что для значительного числа подростков само вступление в половую связь является, по всей видимости, лишь прецедентом. К сожалению, материалы проведенного исследования не дают возможности более детально рассмотреть характер сексуального поведения и сексуального опыта у этой группы подростков: а именно, был ли сексуальный контакт связан с принуждением, изнасилованием, вследствие алкогольного опьянения и др. Поэтому здесь сам опыт сексуальных отношений, можно рассматривать, пожалуй,лишь как обозначение сексуального
дебюта («сексуальный контакт был»). Это подтверждается, в частности, и снижением к 11-му классу числа подростков, отмечающих наличие единичных сексуальных контактов.
Анализ материалов, касающихся изучения особенностей сексуального поведения показал, что юноши в большей степени ориентированы на сексуальные связи («регулярные или эпизодические») с разными партнерами: 31,1% среди юношей и 12,5% среди девушек. Для девушек же, напротив, более характерна, чем для юношей ориентация на поддержание сексуальных отношений именно с постоянным партнером, соответственно: 45,0% и 19,7%. Таким образом, уже в подростковом возрасте проявляются разные стереотипы сексуального поведения для юношей и девушек: полигамия и моногамия.
И, наконец, достаточно отчетливые различия проявились между юношами и девушками в отношении использования контрацептивов. Так, юноши гораздо чаще отмечают, что они «постоянно используют контрацептивы», чем девушки, соответственно: 63,5 % и 50,4 %. Девушки же чаще отмечают, что «вообще не пользуются контрацептивами», среди юношей доля таких почти в два раза ниже - 8,8 %. Можно предположить, что отмеченные различия связаны с культурно-нормативными особенностями поло-ролевого поведения. Поскольку при пропаганде «безопасного секса» и профилактике ЗППП основной акцент ставится на использовании «барьерной контрацепции» (как правило, на использовании презерватива), то именно этот контрацептив и является наиболее распространенным. В этой связи правомерен вывод о том, что в современной подростковой субкультуре ответственность за вопросы, связанные с использованием контрацептивов, как правило, несет юноша. Характерно, что в выборе мотивов использования контрацепции также проявляются тендерные различия: юноши обосновывают их использование «боязнью заразиться болезнями, передающимися половым путем», а девушки - «боязнью беременности».
Результаты специального факторного анализа показали, что существует определенная взаимосвязь между полигамными и моногамными ориентациями, установками на использование средств контрацепции и полом подростка. Так, ведущие половую жизнь с постоянным партнером, либо вообще не пользуются средствами контрацепции, либо делают это эпизодически, причем основным мотивом использования средств контрацепции является «боязнь нежелательной беременности». Стоит отметить, что данные ориентации характерны в основном для девушек. У юношей же наоборот, ориентация на полигамные отношения характеризуется постоянным использованием средств контрацепции, а в качестве мотива выступает «боязнь заразиться болезнями, передающимися половым путем».
В целом, полученные результаты показывают, что уже на этапе подросткового возраста достаточно отчетливо проявляются традиционные установки относительно проявления «мужских» и «женских» стратегий поведения в сфере сексуальных отношений.
132
А-Ж
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза