logo
psicho T1

Заикающимися

Волкова Н.В., Кисельников А.А.,

Данина М.М., Ларцева А.В.

(г. Москва)

Исследование выполнено при поддержке РГНФ грант 06-06-00171 а

Анализ современных подходов к комплексному лечению заикания, как отечественных (Арутюнян Л.З., Лохов М.И., Миссуло-вин Л.Я.),так и зарубежных (Bloodstein 0., Onslow M.,Van Riper С), выявляет сколь большое разнообразие выстроенных в четкую технологию логопедических приемов работы с речью, столь и в вы­сокой степени размытые и несистематизированные представления о психотерапевтической работе с нарушениями личности заикаю­щегося человека. Исследователями и практиками,занимающимися проблемами заикания, неизбежно отмечается большой процент ре­цидивов, трудность снятия невротического состояния (в сравнении с другими видами неврозов), стойкость логофобических реакций даже при успешной коррекции речевых запинок. Все это побуждает к созданию научно-обоснованной системы психотерапевтической

помощи при заикании, которая будет опираться как на знания об органической природе этого нарушения речевого общения, так и на подтвержденные серьезными экспериментальными исследо­ваниями данные о механизмах возникновения и поддержания специфического синдрома «заикающейся личности» (в противо­положность «человеку с речевыми запинками»).

Проведенные нами в последнее время психофизиологические и нейропсихологические исследования механизмов психотерапев­тической коррекции заикания (Кисельников, 2006,2007) показали, что заикание не является изолированным (чисто перифериче­ским) речевым нарушением, но идет в синдроме специфических поддающихся коррекции мнестических, нейродинамических и двигательных дефектов. Определение нейропсихологического про­филя пациента оказывается крайне важным для дифференциации различных типов нарушений у заикающихся и выбора адекватных стратегий психотерапевтического общения (включая такие его характеристики, как скорость, информативная насыщенность ком­муникации, модальность представления материала беседы).

Еще одним ключевым моментом в создании эффективной системы психотерапевтической помощи заикающимся является на­личие у специалиста панорамной и описанной в терминах различных школ психотерапии картины генезиса невротической составляющей заикания. Как в рамках психоаналитической парадигмы, так и в контексте теории отношений отечественного психолога и психоневро­лога В.Н. Мясищева базовыми для формирования невроза в детском возрасте (а заикание появляется, как правило, в период 3-6 лет) ста­новятся патологические семейные отношения (супружеские, детско-родительские, либо и те, и другие). При заикании, как показывают многолетние исследования анамнезов и самоотчетов пациентов, типы таких нарушений весьма специфичны. Лотоцкая-Кеттани Ю.Ю. (2006) описывает целый ряд искажений личности заикающихся, которые в полной мере находят подтверждение в опыте нашей психотерапев­тической работы (Волкова, 2005,2006). Это и «отсутствие» фигуры отца (реальное или символическое) при доминировании материн­ской заботы и/или власти, препятствующей развитию личностной самостоятельности как у ребенка, так и у его родителей (практически всегда сопровождающееся инфантильной гиперидеализацией мате­ри - независимо от возраста заикающегося). Это и наличие в семьях заикающихся множества негласных запретных тем, порождающих в конечном итоге запрет на свободное «говорение» и поведение (право говорить «плохие» слова, совершать неодобряемые поступки), и негласный запрет на выход из семьи подрастающего ребенка (когда заикание, в итоге, становится цементирующей и наполняющей смыс­лом существования семью основой).

Эти и множество других особенностей личностного развития заикающихся, обусловливающих протекание психотерапевтиче­ского общения с ними: отмечается склонность заикающихся к идеализации терапевта, сопряженная со страхом выглядеть в его глазах неуспешным, стремлением приблизить себя к требуемому «идеалу». В случае, если специалист демонстрирует паттерны поведения, идентичные таковым у родителей заикающихся (осо­бенно авторитарность, жесткость, гиперконтроль, эмоциональная холодность), у пациентов формируются невротически зависимые отношения с терапевтом, сходные по детско-родительскому типу, что резко снижает эффективность терапевтического процесса. Наблюдается также эффект «ускользания» - при появлении по­ложительной речевой динамики заикающийся склонен прекращать дальнейшее лечение либо «уходить в болезнь».

217

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Одним из перспективных и актуальных направлений иссле­дования динамики личностных особенностей заикающихся также является проблематика эмоционального интеллекта (Саловей и др., 1990). По клиническим данным (Курек, 1993) установлено, что низкий уровень эмоционального интеллекта является неспецифи­ческим критерием социальной дезадаптации для различного рода патологических изменений личности. Таким образом, предпо­лагается, что в процессе социореабилитации, будучи особенно рефлексивными в отношении своих и чужих эмоций, пациенты развивают в себе способность их воспринимать на сознательном уровне, а также произвольно управлять ими. Для заикающейся личности развитие эмоционального интеллекта является критически значимым, поскольку позволяет успешно преодолевать социальный барьер, возникающий в условиях затрудненного общения, а также развивает способность к произвольной регуляции психических состояний, сопровождающих болезнь.

Таким образом, перспективной представляется организация психотерапевтической работы с заикающимися, позволяющая сочетать разрешение глубинных личностных конфликтов и транс­формацию их поведенческих и соматических индикаторов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4