Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
Голиков Ю. Я., Костин А. Н. (г. Москва)
исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 05-06-06031 а
Повышение адекватности процедур психодиагностики может быть достигнуто за счет выявления взаимосвязей профессионально важных качеств и индивидуально-личностных свойств и особенностей процессов психической процессов на разных уровнях. Можно полагать, что профессионально важные качества, в основе которых лежат свойства восприятия, сенсомоторные навыки, пространственные представления, внимание, оперативная память, умственные навыки, должны реализовываться на нижних уровнях регуляции, связанных, в частности, с непосредственным взаимодействием с действительностью, координацией активности. Индивидуально-личностные свойства, определяющие потребности, мотивы, интересы, ценности, нормы, идеалы, убеждения, межлич-ностные отношения, социальную направленность субъекта, должны проявляться на высших уровнях регуляции.
Таким образом, каждое профессионально важное качество или индивидуально-личностное свойство проявляется в той или иной специфике системы психической регуляции, заключающейся в составе, полноте, насыщенности и ограничениях определенных когнитивных элементов на соответствующем уровне регуляции. Тогда сильная выраженность или высокая сформированность некоторого качества или свойства в процессе тестирования будет отражаться в актуализации, включенности именно этого уровня регуляции. Если же качество или свойство выражено слабо или не сформировано, потребуется включение более высоких уровней регуляции, использующих дополнительные, более сложные когнитивные возможности и средства для компенсации ограничений данного уровня. Таким образом, средства психодиагностики должны актуализировать уровни регуляции, соответствующие оцениваемым качествам и свойствам. В случае отсутствия такого соответствия необходимо говорить о невалидности теста.
Для решения этих проблем необходимы теоретические основания и методические средства, позволяющие раскрывать многоуров-невость и психологическое содержание психической регуляции, а также оценивать включенность разных уровней в процессе тестирования. Такими теоретическими основаниями являются положение о рассмотрении выполнения любого теста какдеятельности,а также авторская концепция проблемностей, в которой раскрывается
Некоторые проблемы дифференциальной психофизиологии
Голубева Э. А. (г. Москва)
работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ
№ 06-06-00335а
Дифференциальная психофизиология- направление науки, возникшее в результате синтеза трех дисциплин: дифференциальной психологии, общей психофизиологии и психофизиологии индивидуальных различий, основанной на типологической концепции И.П. Павлова. Главное содержание работ этого направления -изучение природных предпосылок индивидуально-психологических различий и индивидуальности. Ее создателем поправу считается Б.М. Теплов (1896-1965) - выдающийся исследователь этих проблем в отечественной и мировой науке. Его ближайший сподвижник - В.Д. Небылицын (1930-1972).
Глубина синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания, развитие взглядов на психографию и тестологию стали особенно очевидными при обращении к наследию Теплова в последнее десятилетие, в связи со 100- и 110-летием со дня рождения Бориса Михайловича. Без купюр, в наиболее полном виде вышли его избранные произведения «Психология музыкальных способностей» (2003) и «Труды по психофизиологии индивидуальных различий» (2004), включающие ранее не издававшиеся сочинения. Издан также сборник статей Теплова «Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927)» (2006), тезисы конференций (Тула, 2001,2006), а также двух международных конференций (Москва, 2003,2006). Вышли два тома о жизни и развитии идей основателей дифференциальной психофизиологии: «В.Д. Небылицын: Жизнь и научное творчество» (1996), «Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова» (1997).
Однако, как говорил сам Борис Михайлович:«.. .важнее всего - будущее твоей работы, забота о том, кто будет ее продолжать, и в каком направлении она будет развиваться» (из воспоминаний B.C. Мерлина). После 1965 года были написаны обобщающие монографии Небылицына, Лейтеса, Рождественской, Русалова, Голубевой, Крупнова, Кадырова, Базылевич, Изюмовой, ряд коллективных монографий, пять сборников «Проблемы дифференциальной психофизиологии», разделы в многотомник, посвященный 90-летию Психологического института РАО.
Общественное признание теоретической и практической значимости направления нашло отражение в присуждении в 2000 г. группе сотрудников лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО премии Пре-
238
А-Ж
зидента РФ за разработку проекта «Теоретико-экспериментальная модель общих и специальных способностей человека и их задатков»- для учебных заведений высшего профессионального образования. Основателям направления - Б.М. Теплову и В.Д. Не-былицыну- премия присуждена посмертно.
Но в настоящее время при дальнейшем развитии этой области знаний обнаружились трудности. Для нейронаук характерен глубокий интерес к мозговым механизмам когнитивных, мотивацион-ных и регуляторных процессов. В их познании широко используются электрофизиологические методы. Проницательность Теплова и Не-былицына проявилась втом, что еще в 50-60-е гг. прошлого века они внедрили эти методы для изучения индивидуальных различий. К сожалению, в последние годы отсутствие необходимых приборов не позволяет осуществлять в данной области экспериментальные исследования на современном уровне.
В ряде работ замена физиологических методов, дающих объективную, доказательную информацию о природных предпосылках индивидуальных различий, широко распространенными опросниками, например, Я. Стреляу, по существу означает отказ от важнейшего методологического положения Теплова, которое он формулировал не один раз: «Принципиальной ошибкой, лишающей смысла всю работу, было бы подменять определение физиологическихсвойств нервной системы психологической характеристикой поведения и затем пытаться решить проблему взаимоотношения свойств нервной системы и психических свойств личности» (Теплов, 1963). При дальнейшем анализе неправомерность использования опросников для диагностики показателей типологических свойств нервной системы вместо физиологических характеристик, выявляемых в лабораториях, была неоднократно подтверждена (Бурлачук, 1989; Bodunov, 1993; Голубева, 2005).
В настоящее время произошел (и не по вине типологов) разрыв общей и дифференциальной психофизиологии. Единственный ученый, который всегда активно помогает дифференциальным психофизиологам - Е. Н. Соколов. Ему же принадлежит одно из определений, где такого разрыва нет: «Психофизиология- наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных различий» (1997).
Несмотря на вышеуказанные сложности, сотрудничество с кафедрой психофизиологии Психологического факультета МГУ в условиях нашего «аппаратурного голода» позволило организовать и провести ЭЭГ-часть совместного исследования. Таким образом, было компенсировано (хотя бы отчасти) отсутствие соответствующей возможности в лаборатории.
Одна из проблем, нашедших отражение в материалах настоящего симпозиума,- несходство «мировоззрений» специалистов, имеющих базовое психологическое и медицинское образование. Однако пути объединения тех и других намечаются.
Яркая выраженность индивидуальных особенностей, порой перекрывающих половые, возрастные, а иногда и видовые различия,- условие проявления общих законов; знания об этих различиях необходимы представителям общей психологии и психофизиологии, не говоря о практических психологах.
Исследование негативных личностных тенденций у несовершеннолетних
правонарушителей в рамках судебно-психологической экспертизы
Голубев О. Ю. (г. Ростов-на-Дону)
В судебно-психологической экспертизе существует постоянная необходимость в апробации и использовании новых методов, в том числе и для исследования негативных личностный тенденций у правонарушителей. В Южном РЦСЭ МЮ РФ для проведения экспертиз в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликте законом, была апробирована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел). Она использовалась при проведении 22 экспертиз в отношении испытуемых в возрасте от 13 до 18 лет (17-летние составляли 37% от общего числа испытуемых; 16-летние- 27%; 15-летние- 14%; 14 и 18-летние- по- 9%; 13-летние - 4 %). Среди испытуемых в равной степени были представлены подростки, как из благополучных, так и неблагополучных семей. В качестве контрольной группы использовались результаты обследования 22 законопослушных школьников.
Согласно полученным данным выявлены значимые различия по шкале склонности к делинквентному поведению: у несовершеннолетних, вступивших в конфликте законом, она имеет выраженный характер (среднее значение по выборке - 52), тогда как у законопослушных подростков (контрольной группы), данная тенденция не выражена (среднее значение по выборке - 45).
Для проверки значимости полученных различий был использован t-критерий Стьюдента. Было установлено, что при сравнении группы несовершеннолетним вступивших в конфликт с законом и данных законопослушных подростков (контрольная группа) t=3,99 (на уровне достоверности р = 0,01) по шкале деликвентности, что свидетельствуете статистической значимости имеющихся различий поданной шкале.
Это позволяет использовать опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» как для исследовательских целей, так и при решении экспертных вопросов. В то же время необходимо подчеркнуть, что необходима дальнейшая апробация опросника на различных возрастных группах, поскольку различия по другим шкалам в проведенном исследовании не являлись достоверными (что вероятно связано с небольшим объемом выборки и ее возрастной разнородностью). При этом следует отметить, что ранее проводившееся сотрудниками Южного РЦСЭ исследование на выборке 14-летних подростков показало значимость различий по всем шкалам.
239
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Доверие к себе как компонент профессиональной идентичности
Голубь О. В. (г. Волгоград)
Во всех сферах современного общества происходит серьезная переоценка ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания. Вместе с ними меняются и взгляды на профессиональное образование, целью которого является формирование профессионально-личностных аспектов специалиста, готового к творческому саморазвитию.
Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-практиков является весьма актуальной и требует своего разрешения. Это обусловлено, прежде всего, спецификой психологической помощи. Образование это лишь базис, «скелет» на основе которого у студента психолога к концу обучения должна сформироваться авторская модель оказания психологической помощи и готовность к ее реализации на практике.
В основе подготовки психологов должна лежать организация процесса, ориентированного на практическую деятельность, на реальные жизненные ситуации, вызванные нестабильной обстановкой в обществе, поскольку главной целью психолога является разрешение возникших проблем у людей, а также раскрытие потенциала личности, позволяющего самостоятельно решать возникшие проблемы. Перед выпускником встают вопросы, связанные с выбором стратегии и тактики своей профессиональной деятельности. Эти трудности, на мой взгляд, имеют место, не столько из-за неготовности современного образования дать профессиональные знания, умения и навыки. А, прежде всего, из-за не сформированное™ профессиональной идентичности будущих специалистов, одним из важных компонентов которой является доверие к себе в поле практической деятельности.
В определении понятия «доверие к себе», мы придерживаемся, концепции Т. П. Скрипкиной, в рамках которой данное понятие рассматривается как феномен личности, позволяющий человеку занять определенную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию. Любая активность-это проявление, которое связано с мерой доверия к себе в конкретной сфере жизнедеятельности. Оно есть условие существования личности как суверенного субъекта активности, способного к самостоятельному выбору. Согласно данной концепции, доверие к себе базируется на обобщенном индивидуальном внутреннем опыте, который обладает характеристиками нравственности, неподдающихся измерению, так как каждый человек имеет собственное их понимание, добытое в индивидуальном эмпирическом опыте. Оно проявляется в бесчисленных поступках человека, прежде всего в тех, которые соответствуют ценностным ори-ентациям человека о себе и, не вступают, с ними в противоречие. Здесь, мы сталкиваемся с предложенным В. Е. Клочко принципом соответствия, который в данном контексте можно выразить следующим образом: будучи автономным суверенным субъектом
активности, человек, в то же время стремится соответствовать самому себе, то есть своим ценностным представлениям о себе. Оно проявляется в том, что человек приписывает себе какие-либо качества и верит в истинность этих самоатрибуций. Однако, доверие к себе становится возможным, когда, обладая личностными смыслами, человек сливается с ними, не сомневается и верит в них, постоянно соотнося с ними любую возможность, которую он пытается реализовать. Его уровень определяется мерой соответствия между ним и доверием к миру в каждой конкретной ситуации и, следовательно, не является величиной постоянной. С другой стороны, эмпирическим коррелятом, регулирующим меру доверия к себе, выступает содержание ценностно-смысловые образования (Т. П. Скрипкина). Доверие к себе, таким образом, является фундаментальным условием полноценного овладения собой, входящее в структуру способности прогнозировать результаты своей жизни, определяющее уровень адекватности критических позиций по отношению к самому себе и влияющий на выбор стратегий достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами.
Обобщая все вышеизложенное, мы можем сказать, что доверие к себе является условием развития личности, которое представляет собой смену уровней субъектное™, каждый из них наполнен своим качественно отличным от других содержанием. Это движение по спирали с переходом всегда на качественно новый уровень, вращающееся в рамках трех координат: «объективная реальность» (мир до человека, без человека) как предметный мир категоризированный значениями; реальность, наполненная смыслами, переживаемая человеком в ее данности ему (здесь и теперь); мир человека превращается в действительность- расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство для жизни и развития (как способа сохранения жизни и ее осуществления). Поэтому человек как субъект решает три задачи: познания и преобразования внешнего мира; познание и развитие своего внутреннего мира; познания и развития себя как субъекта собственной психической жизни и своего бытия вообще.
Мне кажется, что актуальным в подготовке психолога являются тренинги профессиональной готовности к практической деятельности, направленные на структурирование, полученных знаний; повышения и расширения поля доверия к себе в поле практической деятельности; разработка своей, авторской модели психологической помощи; и, наконец, обретение профессиональной идентичности. Актуальность выбора данного метода, обусловлена тем, что развитие личности в тренинге происходит посредством рефлексии, которая является пространством для развития доверия к себе, и, как следствия профессиональной идентичности. Однако, воздействие это лишь косвенное, так как специфика рассматриваемого нами феномена такова, что, проходя свое становление в рефлексивном пространстве, доверие к себе не является, при этом, рефлексивным. Другими словами, хотя, с одной стороны, доверие к себе формируется в рефлексивном пространстве и может быть осознанно только в рефлексивной работе с самим собой, с другой стороны, данный феномен является источником рефлексивной активности.
240
А-Ж
Проблемы развития когнитивных процессов в учебной деятельности
Гоов В. В. (г. Пятигорск)
Мы исходим из того, что структура индивидуальности состоит из множества разноуровневых свойств: свойств организма, индивида, личностных свойств и социально-психологического уровня. С точки зрения B.C. Мерлина, интегральная индивидуальность, как большая саморегулируемая система, представляет собой взаимосвязь разноуровневых индивидуальных свойств человека. В связи с этим, для нас научный интерес представляют вторичные свойства индивида (когнитивные процессы), возможность их оптимального развития у школьников и студентов через организацию учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей.
Но развитие ребенка жестко не подчиняется только наследственному передовому фактору. Из многочисленных исследований структуры интегральной индивидуальности школьников и студентов Пятигорской психологической школы подлинное развитие проис-ходиттолько в условиях уравненной (симультанной) объективной и субъективной детерминации (В. В. Белоус, И. В. Боязитова, 2004).
На современном этапе развития образования особую актуальность приобретает необходимость индивидуализации процесса развития когнитивных способностей.
В данном исследовании предпринимается попытка наметить пути развития когнитивных ресурсов с целью гармонизации структуры интегральной индивидуальности обучаемых.
В современной школе учителю необходимо реализовать функцию проектирования хода индивидуального развития каждого школьника. На первый план выходят разработка индивидуальных стратегий обучения, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование.
Итогом развития когнитивной сферы на школьном этапе онтогенеза является не столько накопление знаний и умений, сколько формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
Студенческому возрасту свойственно продвижение от начального дуализма к терпимости по отношению к различным точкам зрения.
На основе наших исследований сформулированы следующие проблемы для реализации.
Школьное образование на всех возрастных этапах нуждается всоздании новых программ и технологий для развития когнитивных способностей.
Процесс освоения знаний, умений и навыков должен способствовать качественному развитию познавательных процессов.
На этапе студенческого возраста необходимы диагностическиерекомендации для восполнения имеющихся дефицитов путемразработки и реализации индивидуализированной образовательной программы, позволяющей учитывать сильные ислабые стороны индивидуума.
Дифференциальная модель деятельностной динамики эмоций
Горбатков А. А. (г. Кельце, Польша)
В ряде областей психологии накоплены данные и разработаны теоретические представления, касающиеся зависимости изменений в эмоциях от разных параметров деятельности. Такие изменения мы называем деятельностной динамикой эмоций (ДДЭ). Широко распространенным, например, является представление о росте позитивных (П) и падении негативных (Н) эмоций по мере освоения деятельности. Известно также, что П и Н в процессе освоения деятельности могут как одновременно расти (вследствие одновременного познания негативно- и позитивно-значимых компонентов ситуации), так и падать (вследствие автоматизации выполняемых действий). Некоторые авторы сделали попытку описать особенности динамики отдельных П и Н. Так, согласно этим описаниям, ситуация сравнительно большой степени неопределенности с признаками перевеса вероятности позитивно-значимых событий над негативно-значимыми порождает интерес, который инициирует исследовательскую активность, дающую субъекту уменьшающую неопределенность информацию. Последняя может послужить базой для надежды, которая побуждает к работе над еще больше уменьшающим неопределенность ситуации планом деятельности в ней. Признанный пригодным план и его удачное осуществление вызывает радость. Ситуация сравнительно большой степени неопределенности с признаками перевеса вероятности негативно-значимых событий над позтивно-значимыми порождает тревогу. Подтверждение неблагоприятного прогноза в детерминированной тревогой ориентировочной активности (уменьшение степени неопределенности) может привести к смене этой эмоции чувством безнадежности/пессимизма, которое, в свою очередь, оказавшись оправданным (получение негативного результата), приведет к огорчению/печали. Иначе говоря, как в случае П, так и в случае Н, по мере изменения степени субъективной неопределенности ситуации эмоции как бы сменяют друг друга. Однако обыденный опыт и результаты некоторых исследований заставляют нас вспомнить о том, что разные эмоции, как правило, выступают в комплексах переживаний, релевантных определенным классам контекстов-ситуаций. Например, в ситуации интереса обычно переживаются и другие эмоции, в том числе, радость; в ситуации радости также испытывается комплекс эмоций, включающий помимо прочего интерес. Могут переживаться одновременно и эмоции разного знака, что особенно явно выражено при риске, при промежуточных степенях ориентировки в ситуации. Представления типа приведенных мы попытались интегрировать в модель, которую представляем в настоящей работе. Модель содержит позитивно-негативные аффективные пары интереса-тревоги,оптимизма-пессимизма и радости-огорчения. В качестве независимых переменных в ней выступают параметры деятельности - эффективностные, информационные и энергетические. Измерения позитивных и негативных эмоций представлены асимметричными одновершинными кривыми так, что вершины кривых интереса и тревоги, расположены ближе других к центральной вертикальной оси, вершины кривых радости и огорчения- дальше других. Измерение внутрипарного баланса эмоций характеризуют синусоидальные кривые, вершины которых (позитивная и негативная) в случае баланса интереса и тревоги
241
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
имеют меньшую ординату и расположены ближе других к центральной вертикальной оси, в случае баланса радости и огорчения эти характеристики являются противоположными. Измерение вну-трипарной интегральной величины эмоций (активации) представлено симметричными одновершинными кривыми с вершинами на центральной вертикальной оси: вершина кривой интереса-тревоги расположена выше других, радости-огорчения - ниже других. В работе представлена попытка эмпирической верификации модели. Наиболее отчетливое подтверждение получили гипотезы о межпарных сходствах. Обнаружен ряд межпарных различий, что касается, прежде всего, интереса-тревоги и радости-огорчения, и лишь частично относится к оптимизму-пессимизму.
Показатели агрессивности и их ЭЭГ-корреляты у подростков
Горбачевская Н. Л., Полякова Н. А, Кузнецова Е. И
(г. Москва) работа поддержана грантом РГНФ № 06-06-00639а
Введение. Исследования, посвященные подростковому возрасту показали, что у большинства видовживотных, в т. ч. и человека, «подростковый» мозг анатомически и нейрохимически, отличается от «взрослого» мозга. В этот период происходят преобразования в префронтальной коре и лимбическом мозге, которые приводят к заметному нарушению равновесия в работе мезокортикальной и мезолимбической дофаминовых систем. Типичные для подросткового возраста особенности деятельности мозга возможно помогают им перейти к независимому существованию. Показано, что агрессивное поведение подростков у млекопитающих является частью этого адаптивного поведения (Spear L. Р., 2000). Целью настоящего исследования был анализ агрессивного поведения у здоровых подростков и его изменения у подростков, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями: лимфобластными лейкозами (ЛЛ). Кроме того, анализировались показатели ЭЭГи их связь с агрессивным поведением у подростков с ЛЛ.
Методы и материал исследования. Особенности агрессивности изучали с помощью опросника Бассе - Дарки у 106 здоровых подростков, 35 подростков с лимфобластными лейкозами в остром состоянии на фонехимиотерапии и 31 ребенка в состоянии ремиссии послетерапии. Возрастподростков 11-16 лет. Данные, полученные с помощью опросника по каждой шкале, сравнивали у испытуемых трех возрастных групп: 11—12 лет, 13—14лет и 15—16 лет.
У 27 детей сЛЛ исследовали связьЭЭГс показателями агрессивности с помощью корреляционного анализа. Уровень значимости корреляции отдельных показателей агрессивности и значений спектральной плотности для 16 зон коры определяли с помощью
критерия Пирсона. Запись ЭЭГ осуществляли с помощью компьютерного электроэнцефалографа от 16 зон коры. Электроды располагались в соответствии с международной системой отведений «10—20 96». Использовали монополярные отведения с объединенным ушным электродом. Количественную обработку данных осуществляли с помощью компьютерной системы анализа и топографического картирования электрической активности мозга «Brainsys» (А. А. Митрофанов). Использовали натуральный логарифм мощности (Ln (Power), мкВ2), как параметр, имеющий нормальное распределение.
Результаты. Исследование связи агрессивного поведения с полом и возрастом у здоровых испытуемых показало, что практически по всем исследованным шкалам показатели агрессивности выше у мальчиков. Максимально физическая агрессия выражена у мальчиков в 13-14 лет. У девочек отмечалось линейное увеличение агрессивности на всем исследованном интервале. Подростки с онкологическими заболеваниями в стадии обострения показывали достоверно более низкие показатели агрессивности, особенно на 3-4 стадии течения периода полового созревания (11—12 лету девочек и 13—14лету мальчиков). В состоянии ремиссии показатели агрессивного поведения подростков не отличались от таковых у здоровых сверстников. Исследование корреляции ЭЭГ и отдельных показателей агрессивности выявило высокие отрицательные связи между показателями физической и косвенной агрессии со значениями спектральной плотности и индекса альфа-активности в центральных зонах коры. Были обнаружены также высокие положительные корреляции между баллом по показателю «чувство вины» и значениями СП в бета-1 полосе частот. Чувство обиды коррелировало с высокими значениями спектральной плотности в бета-1 и бета-2 полосах частот, подозрительность - с высокими значениями СП в бета-2 полосе частот и дефицитом возрастного альфа-ритма.
Заключение. Т. о. были получены доказательства повышения агрессивности у здоровых подростков на 3-4 стадии полового созревания, что вероятно является биологически детерминированной характеристикой. Значительное снижение этой социально нежелательной формы поведения у подростков может свидетельствовать о соматическом неблагополучии. Выявленные корреляции количественных параметров ЭЭГ с показателями агрессивности позволяют подойти к пониманию биологической сущности этого явления. Так дефицит сенсомоторного ритма, коррелирующий с высоким уровнем физической агрессии, может указывать на снижение тормозной функции префронтальных зон коры г. м. Паттерн ЭЭГ с дефицитом альфа-ритма и повышенным уровнем бета-активности, коррелирующий с подозрительностью и повышенной обидчивостью у подростков с ЛЛ может расцениваться как показатель нейротоксичности (Кузнецова и др., 2006). Его сходство с таковым у подростков, больных шизофренией в стадии обострения (Горбачевская и др., 2005), позволяет предположить в этих случаях определенную общность нарушения базовых нейробиологических механизмов при этих патологических процессах.
242
А-Ж
Психологические детерминанты смены профессии взрослыми людьми
Горбунова Г. А. (г. Самара)
В условиях реформирования современной экономики проблема профессиональной переквалификации зрелыхлюдей становится все более значимой для жизни общества. Вопросы профессиональной переориентации и повторного профессионального обучения мало разрабатываются в современной российской психологии. Большинство публикаций в периодике и научных изданиях рассматривают эту проблему как социально-экономическую. Усугубляет положение отсутствие целостной психологической концепции профессиональной переквалификации личности, слабо изучены закономерности и механизмы процесса перехода зрелыхлюдей к новой деятельности, не исследованы возможные последствия для народного хозяйства потери квалифицированных специалистов при втором профессиональном переобучении.
Для изучения смены профессионального профиля взрослыми людьми в городах Самаре, Уфе было осуществлено экспериментальное исследование. В нем приняли участие 232 человека - медицинских работников, техников, учителей начальных классов, бухгалтеров, менеджеров, коренным образом меняющих свой профессиональный профиль. Изучение структуры мотивов трудовой деятельности в период осуществления работы по первоначальной профессии показало, что большинство людей, меняющих в зрелом возрасте вид деятельности, недовольны размерами своей заработной платы (81 %), примерно половина (44%) не удовлетворена отношением администрации к труду, отдыху и быту работников. Однако у 38% опрошенных смена профессии связана с потребностью реализации своих индивидуальных особенностей, причем 50 % респондентов в основном удовлетворяют эту потребность в своей первой профессии. Возникает диссонанс: если люди имеют возможность реализовать свои индивидуальные способности, применяя навыки и знания своей первой профессии, то, что заставляет их менять свой род деятельности. Ответ был получен из других материалов исследования. 74% испытуемых стремятся с помощью новой профессии получить более высокий социальный статус, самосовершенствоваться в развитии личности хотят 68 % людей, немало и тех, которыежелают расширить свой кругозор и повысить эрудицию.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза