(На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
Белоусова А. К., Пищик В. И., Молохина Г. А. (г. Ростов-на-Дону)
(исследование выполнено при финансовой поддержке
РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта
РГНФ («Стиль мышления субъектов российской
ментальности в меняющемся мире»),
проект № 05-06-06420а)
Содержание понятия «ментальность», «менталитет» как это вытекает из этимологии слова, определяется специфичным складом мысли, теми знаниями и представлениями, заключенными в образе мира, которыми владеет изучаемая социальная группа. Первоначально менталитет связывали именно с когнитивными стилями. Г. Виткин приводит факты, свидетельствующие о том, что в племенах, занимающихся охотой, больше лиц с поленезависимым когнитивным стилем, а в племенах, занимающихся сельским хозяйством, - с полезависимым. И. Гальтунг описал четыре культурно обусловленных интеллектуальных стиля: саксонский, тевтонский, галльский и японский. А.А. Алексеев и Л.А. Громова обнаружили на американской и российской выборке испытуемых разную частоту встречаемости синтетического, аналитического, прагматического, идеалистического и реалистического стилей мышления. Существующие исследования показывают наличие половых различий в развитии мышления и интеллекта, что позволяет предположить, что сформированные в культуре стереотипы фемининности и маскулинности также могут сказаться на развитии стиля мышления человека.
Мы предположили, что существуют различия в развитии стилей мышления у представителей различных национальностей Юга России, а также - межполовые различия в пределах каждой национальности. Исследование проводилось в г. Ростове-на-Дону, в котором представлен различный национальный состав Юга России. В выборку вошли представители трёх национальностей, достаточно плотно проживающих в городе: азербайджанцы, армяне и русские, общим количеством 90 человек, из которых 30- азербайджанцев, 30 армян и 30 русских. Каждая выборка неравномерно представлена по половому признаку. В выборке азербайджанцев 19 мужчин и 11 женщин, в выборке армян так же 19 мужчин и 11 женщин, в выборке русских 18 мужчин и 12 женщин. Исследование стиля мышления производилось нами с использованием методики диагностики стилей мышления по А.К. Белоусовой (Белоусова А.К., 2006). Для определения достоверности различий между стилями мышления нами был использован U - критерий Манна - Уитни.
Нами было произведено сравнение массивов данных по признаку «национальность» для переменных «инициативный», «критический», «управленческий» и «практический» стили мышления поочередно для групп: «азербайджанцы - армяне», «азербайджанцы - русские», «армяне - русские».
Для переменной «инициативный стиль» значения U критерия следующие:
для выборок «азербайджанцы - армяне» U = 371,000;
для выборок «азербайджанцы - русские» U = 363,000;
95
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
- для выборок «армяне - русские» U = 434,000.
Таким образом, по признаку «инициативный стиль» показатели более схожи в выборках армян и русских.
Для переменной «критический стиль» значения U критерия следующие:
для выборок «азербайджанцы - армяне» U = 348,500;
для выборок «азербайджанцы - русские» U = 377,500;
для выборок «армяне - русские» U = 427,500.
По признаку «критический стиль» показатели так же более схожи в выборках армян и русских.
Для переменной «управленческий стиль» значения U критерия следующие:
для выборок «азербайджанцы - армяне» U = 398,000;
для выборок «азербайджанцы - русские» U = 354,000;
для выборок «армяне - русские» U = 403,000.
По признаку «управленческий стиль» показатели более отличны в выборках азербайджанцев и русских, но более схожи в выборках армян и русских и азербайджанцев и русских (попарно).
Для переменной «практический стиль» значения U критерия следующие:
для выборок «азербайджанцы - армяне» U = 270,500;
для выборок «азербайджанцы - русские» U = 201,000;
для выборок «армяне - русские» U = 397,500.
По признаку «практический стиль» показатели азербайджанцев отличаются и от показателей армян, и от показателей русских, а показатели последних относительно близки между собой.
Таким образом, в совокупных выборках, организованных по национальному признаку, у азербайджанцев явно превалирующим является практический стиль мышления, у армян -практический и инициативный, у русских- инициативный и управленческий.
При этом можно отметить межполовые отличия: у мужчин -азербайджанцев явно превалирует практический, затем - инициативный стиль; у мужчин - армян - практический, управленческий и инициативный стили представлены почти равнозначно; у русских мужчин инициативный стиль преобладает, но так же явно представлен управленческий и, несколько меньше - практический стили. В то же время у азербайджанок выражено представлены практический и, чуть менее - критический стили. У армянок выражено представлен практический стиль. У русских женщин - несколько более представлен критический стиль, и чуть меньше- практический и управленческий стили.
Полученные результаты согласуются с гипотезой нашего исследования, согласно которой существуют различия в превалировании стилей мышления у азербайджанцев, армян и русских.
Когнитивный стиль и стиль мышления: сходство и различия
Белоусова А. К. (г. Ростов-на-Дону)
(исследование выполнено при финансовой поддержке
РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта
РГНФ («Стиль мышления субъектов российской
ментальности в меняющемся мире»),
проект №05-06-06420а)
Одними из первых к пониманию специфики познавательной деятельности человека пришли представители американской психологии, которые заявили о наличии у людей качественно своеобразных способов восприятия и переработки информации (М.А. Холодная, 2002). В рамках данного направления были сформированы различные виды когнитивных стилей, каждый из которых давал характеристику одного из параметров переработки человеком информации. Принято выделять следующие виды когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость, узкий-широкий диапазон эквивалентности, узость-широта категории, ригидный-гибкий познавительный контроль,толерантность к нереалистическому опыту, узость-широта сканирования, сглаживание-заострение, импульствность-рефлективность, конкретная-абстрактная концептуализация, когнитивная простота-сложность (М.А. Холодная, 2002).
В целом указанные стили, по сути, показывают, какие критерии лежат в использовании понятий человеком в процессе познавательной деятельности: сходство-различие при классификации объектов (узкий-широкий диапазон эквивалентности), широта-узость используемых понятий (узость-широта категорий), уровень развития понятий (конкретная-абстрактная концептуализация), простота-сложность используемых категорий (когнитивная протсота-сложность). Таким образом, достоинством данных стилей для изучения мышления является возможность диагностировать и изучать индивидуальные особенности в развитии различных аспектов понятийного мышления.
Можно считать, что в характеристиках когнитивного стиля ригидный-гибкий познавательный контроль представлены доминирующие у человека психические функции: в зависимости от того, какие стимулы, вербальные или сенсорно-перцептивные, доминируют, вписываясь в образ мира или сознание человека, можно говорить или о ведущей психической функции (К.Г. Юнг), или о доминировании первой-второй сигнальной системы (И.П. Павлов), или о межполушарной функциональной асимметрии. Исследования данного концепта имеют несомненную важность для понимания стиля мышления в силу того, что они прямо указывают на индивидуальное своеобразие решения человеком задач в зависимости от того, каким образом, в какой форме репрезентируется человеку окружающий мир. На наш взгляд, когнитивный стиль импульсивность-рефлективность показывает индивидуальные особенности протекания мыслительной деятельности со стороны динамических особенностей, характеризуя скорость принятия решения в ситуации неопределённости. Когнитивный стиль толерантность к нереалистическому опыту предполагает способность человека включить в своё сознание, в свой образ мира ту информацию, которая не соответствует или даже противоречит его ценностно-смысловой структуре сознания. В данном
96
А-Ж
случае скорее проявляется готовность человека, связанная с его базовыми личностными свойствами, направленная на инициацию мышления, готовность мыслить, принимая «нереалистическую» информацию. В альтернативном стиле - нетолерантном - можно увидеть скорее определённые формы ухода человека от принятия новой, противоречивой информации, а значит, готовность уйти от мышления. Как известно, инициация мышления связана со способностью человека обнаруживать и решать противоречия. Следовательно, в факте принятия человеком чего-то противоречащего известному, его опыту и знаниям, отмечается фиксация, объективация (Д.Н.Узнадзе), восприятие им определённого противоречия. Такая ситуация, как показывают исследования (С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, В.Е. Клочко, А.К. Белоусова, О.М. Краснорядцева), может инициировать мышление человека при наличии определённых личностных свойств. Та ким образом, индивидуальные особенности, диагностируемые с помощью когнитивного стиля толерантность к нереалистическому опыту, тем самым показывают наличие потенциальных возможностей человека, принимая «нереалистическую» информацию, переходить от восприятия к мышлению, инициировать мышление. Таким образом, можно выделить некоторые основные характеристики когнитивных стилей для понимания индивидуального своеобразия мышления:
они диагностируют динамические стороны мышления (когнитивный стиль импульсивность-рефлективность);
показывают особенности доминирующей, преобладающей учеловека формы репрезентации информации из окружающегомира, в соответствии с которой человек осуществляет познавательную и мыслительную деятельность (когнитивный стильригидный-гибкий познавательный контроль);
характеризуют индивидуально-своеобразное развитиеразличных аспектов понятийного мышления, особенностикритериев использования понятий человеком в процессепознавательной деятельности: сходство-различие приклассификации объектов (когнитивный стиль узкий-широкийдиапазон эквивалентности), широта-узость используемыхпонятий (когнитивный стиль узость-широта категорий),уровень развития понятий (когнитивный стиль конкретная-абстрактная концептуализация), простота-сложность используемых категорий (когнитивный стиль когнитивнаяпротсота-сложность);
характеризуют особенности развития системной детерминации мышления, какой вид, причинная или инспирирующаядетерминация, доминирует у человека и становится доминирующим, личностным свойством, определяя особенностивозникновения и становления мышления (когнитивный стильполезависимость-поленезависимость);
предположительно могут свидетельствовать о наличии потенциальной готовности к инициации мышления (когнитивныйстиль толерантность к нереалистическому опыту).
Возрастная динамика отношения к своему внешнему облику
Белугина Е. В. (г. Ростов-на-Дону)
В рамках психологии экспрессивного поведения формируется представление о внешнем облике как вариабельном, динамичном феномене, формирующемся и проявляющемся в общении. Вместе с тем, возрастные аспекты внешнего облика, его развитие в онтогенезе, культурен истории, возрастная динамика отношения к своему внешнему облику остаются недостаточно изучены.
Анализ возрастных аспектов внешнего облика в культурно-историческом контексте (П.Г. Богатырев, 1971; В.В. Бочаров, 2001; В.И. Вардугин, 2001; А.Б. Гофман, 1994; М. Кле, 1991; И.С. Кон, 1978, 1999; Н Е. Мазалова, 2001; СВ. Яременко, 1997) позволил заключить, что внешний облик вовлекается в возрастную социокультурную стратификацию, является важным элементом системы возрастного символизма, выступает в качестве символа исторической трансформации возрастных категорий, исторической дифференциации возрастных периодов, фиксируется в эталонных возрастных репрезентациях внешности.
Исследование роли внешнего облика в развитии личности, изучение возрастной динамики отношения к своему внешнему облику, рассмотрение экспрессивного Я личности в качестве репрезентации ее возраста (Г.А. Арина, 1991; А.А. Бодалев, 1982; О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, 1994; М.И. Килошенко, 2001; В.В. Куприянов, Г.В. Сто-вичек, 1988; В.А. Лабунская, 1999; Е.Ю. Новикова, В.А. Петровский, 1990;. Н. Панферов, 1974; Е.А. Петрова, 2001; Е Т. Соколова, 1983; А.Ш. Тхостов, 2002) позволило сделать следующие выводы.
Внешний облик предстает как развивающийся в онтогенезе феномен. Формирование и трансформация внешнего облика происходит на каждом возрастном этапе индивидуального развития, в том числе и в периоды взрослости. Этот процесс детерминирован различными психологическими, социально-психологическим и социокультурными факторами. Каждый возрастной этап развития личности характеризуется возрастно-специфическими особенностями формирования, функционирования и трансформации телесности, образа тела, динамических невербальных паттернов самовыражения, способов оформления своей внешности.
Внешний облик встраивается в общий ход психического развития как необходимое его условие и инструмент, как способ и символ развития личности. Изменение внешнего облика является одним из принятых в культуре способов перехода индивида на следующую возрастную ступень, важнейшим символом изменения возрастного статуса человека.
В онтогенезе в качестве условия развития личности внешний облик является составной частью идеальной культурной формы. Эталонные возрастные репрезентации внешнего облика задают направление и содержание возможных форм развития. В качестве инструмента развития личности внешний облик становится способом и средством овладения идеальной культурной формой. Внешность человека является первым в онтогенезе предметом овладения и превращения в универсальное орудие и знак, знак «для себя» и знак «для другого». Далее, на каждой стадии развития личности трансформация внешнего облика выступает в качестве способа вхождения в «новый возраст», освоения новых норм и ценностей,
97
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
способа апробации новых ролей, в качестве одного из механизмов перехода внешнего во внутреннее.
Формирование и изменение внешнего облика на каждом возрастном этапе развития происходит в процессе общения и взаимодействия с другими, выполняющими функцию означивания и наполнения смыслом внешнего выражения личности. В качестве социально-психологического феномена внешний облик конструируется и трансформируется в пространстве совмещения трех смысловых центров: «Я-для-себя», «другой-для-меня» и «Я-для-другого». Внешний облик личности, отношение к нему играют на протяжении всей жизни ведущую роль в организации ее взаимоотношений с самой собой и с окружающим миром. Рефлексия внешнего Я личности актуализируется в значимых, кризисных жизненных ситуациях.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза