(На примере энергетики)
Васильева И.И. (г. Москва)
Существенной особенностью производства электроэнергии, важной для понимания типовых психологических проблем труда, является наличие сложного комплекса оборудования, все части которого тесно связаны и могут рассматриваться как одна машина, размещенная на территории в несколько гектаров - такова площадь типовой ТЭЦ. Управление работой этой машины и поддержание ее в рабочем состоянии - основные задачи персонала ТЭЦ. Коллектив смены занят фактически регулированием одного предмета труда, и является, по существу, одним коллективным субъектом труда (коллективным оператором): глаза его в одном месте, голова - в другом, руки - в третьем и т.д. Пространственная разделенность субъекта обусловливает тот факт, что критическое значение для слаженной работы приобретают различные виды коммуникации: оперативные переговоры, сдача-приемка смены, инструктаж, индикация оборудования и т.п.). Все эти операции обладают психологической нагруженностью.
Функциональное единство коллективного оператора обусловливает чрезвычайно высокую степень взаимной зависимости исполнителей труда друг от друга. Недосмотр новичка-обходчика может привести к тому, что «забегает» вся станция. Высокая степень технологической взаимозависимости вообще характерна для энергетики: сбой на подстанции «Чагино» в мае 2005 г. привел к тому, что «забегал» персонал пяти станций и десятка подстанций юга Москвы.
Взаимозависимость исполнителей в управлении единым объектом труда обратной своей стороной имеет и возможность взаимного влияния друг на друга. Подводить партнера - тем более намеренно - опасно и бессмысленно: у каждого имеется
208
А-Ж
легкая возможность ответить «взаимностью»: например, проявить небрежность в передаче значимой оперативной информации, что нанесет ущерб нетолько коллеге, но и общему делу, а значит -тебе самому. Это отчетливо сознаваемое положение дел приводитктому, что предпочитаемой и единственно эффективной стратегией становится стратегия взаимопомощи, ответственности, компромисса. Климат сотрудничества устанавливается стихийно как обязательное условие, без которого невозможен продуктивный труд.
Единый объект труда является не только средством управления всех всеми, ной средством познания всех всеми. Так, приходя на щит управления энергоблоком в начале смены, оператор по показаниям самописцев может получить исчерпывающую информацию о работе в предыдущую смену всех узлов и элементов оборудования, а, следовательно-о действиях конкретныхлиц, отвечавших за эти узлы. В показаниях приборов нашли отображение и стали доступными для всех квалификация исполнителей, ихличные качества (ответственность, исполнительность или наоборот, халатность) и даже личные отношения (например, избирательная добросовестность) и т.п. В коллективе, объединенном управлением одной машиной, скрыть себя невозможно: все всё друг о друге знают. Отношения открытые и легко доступные стороннему наблюдателю. Психологу, приходящему в коллектив, нетрудно разобраться в структуре статусов, симпатий и проблем, царящих в нем.
Обнаруженная связь, с нашей точки зрения, представляет собой проекцию методологического принципа единства сознания и деятельности на социотехническую систему: деятельность (структура предметов труда) определяет «психологическое лицо» коллективного оператора, свойственные ему взаимоотношения, трудовой климат.
Подтвердить отмеченную закономерность позволяют сопоставительные данные опросов, проведенных по одной анкете в коллективах теплоэлектростанций в США и России. Обследование в США провел в 1992 г. Журавлев Г.Е., обследование в России в 2006 г. - Васильева И.И.
Сопоставление ответов на вопросы анкеты показало существенное различие в экономических и организационных условиях, в которых работают американские и российские энергетики. Так, на вопрос: Удовлетворены ли вы заработной платой? - в России получено 7% положительных ответов, в США - 88%. На вопрос: Бывало ли, что начальство вынуждало вас нарушать правила техники безопасности? - в США получено 12% положительных ответов, в России - в три раза больше: 39%. Различия исчезают, когда мы переходим к оценке личных отношений в коллективах. На вопрос: Удовлетворены ли вы отношениями со свои непосредственным руководителем? -мы получаем сходные цифры: 86% ответов «да» в России и 82% - в США. На вопрос: Стараетесь ли вы избегать конфликтных ситуаций? - получено 86% положительных ответов в России и 88% - в США. На вопрос: Как вы оцениваете климат в коллективе (хороший, удовлетворительный, конфликтный)? - также получены практически одинаковые распределения ответов.
Эти данные свидетельствуют о том, что доброжелательность и навыки компромисса являются обязательными психологическими следствиями (а также и условиями!) труда по управлению энергоблоком.
Регулирующая роль предметов труда была использована в практической работе психолога по оптимизации трудового климата в отделе кадров одного из подразделений Мосэнерго. При очередном обновлении оргтехники вместо персональных ксероксов
в отдел была поставлена высокопроизводительная множительная машина - одна для всех. Через некоторое время климат в отделе существенно улучшился: общий предмет труда взял на себя роль «зеркала», в котором нашли объективное отображение личные качества работников (готовность к сотрудничеству, аккуратность и т. п.), а также роль инструмента саморегуляции внутриколлективных отношений.
Динамика уровня развития младенцев с различным сроком гестации
Васильева М.Ю.
(г. Санкт-Петербург)
Работа поддержана грантом РГНФ № 06-06-00-408а
Проведение экспериментального лонгитюдного наблюдения за динамикой развития младенцев, родившихся на различных сроках гестации, позволяет изучать влияние раннего постнатального опыта на формирование мозговых функций в онтогенезе. Наибольший интерес вызывает изучение особенностей психического развития недоношенного ребенка первого года жизни, поскольку именно в этот период формирующиеся взаимоотношения с матерью и приобретаемый сенсорно-перцептивный опыт становятся основой процесса индивидуального развития ребенка и формирования базисных психических функций.
В исследовании, проведенном на базе детской городской больницы № 22 г. Санкт-Петербурга, приняло участие 21 пара «мать—недоношенный младенец» (срок гестации 28-36 нед.) и 30 пар «мать-доношенный младенец» (срок гестации 37-42 нед.). Для определения уровня психического развития детей использовали «Шкалу оценки уровня развития Беттелл»: шкалы личностно-социального, моторного, коммуникативного, когнитивного развития, шкала адаптации и шкала общего развития.
Сравнение среднегрупповых значений уровня развития показало значимое отставание детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы в возрасте 3,5; 4,5; 8 и 10 месяцев (Мест; р<0,05). Анализ результатов по отдельным шкалам выявил значимые различия в моторном, познавательном и общем уровне развития недоношенных и доношенных младенцев тех же возрастных групп.
Результаты анализа углов наклона регрессионных кривых показали, что в области развития навыков адаптации, способностей к коммуникации и личностно-социального развития недоношенные дети развиваются практически с такой же скоростью, как и доношенные, в возрасте от рождения до 10 мес. Сравнение углов наклона регрессионных кривых шкал моторного, познавательного и общего уровня развития позволило установить следующие закономерности: в начальный возрастной период - от рождения до 4,5 мес. - скорость моторного, познавательного и общего уровня развития недоношенных детей значительно ниже (р<0,001) таковой у доношенных детей. В дальнейшем, от 4,5 до 6 мес. скорость развития недоношенных детей достоверно увеличивается (р<0,001; р<0,0001; р<0,001, соответственно). В этот период дети экспериментальной группы по уровню развития моторных навыков,
209
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
познавательных способностей, а также по общему уровню развития практически догоняют группу доношенных детей. В следующий возрастной период - от 6 до 10 мес. - скорость приобретения моторных и когнитивных способностей и общий уровень развития недоношенных детей вновь значимо снижается по сравнению с доношенными детьми (р<0,02;р<0,05;р<0,03, соответственно).
Полученные данные позволяют предположить, что наблюдаемые тенденции в неравномерности развития недоношенных детей в различные возрастные периоды отражают гетерохронность процесса формирования мозговых функций в онтогенезе, происходящего под влиянием разнообразного сенсорно-перцептивного опыта, приобретаемого ребенком в процессе своего дальнейшего развития.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза