logo
psicho T1

(На примере энергетики)

Васильева И.И. (г. Москва)

Существенной особенностью производства электроэнергии, важной для понимания типовых психологических проблем труда, является наличие сложного комплекса оборудования, все части которого тесно связаны и могут рассматриваться как одна машина, размещенная на территории в несколько гектаров - такова площадь типовой ТЭЦ. Управление работой этой машины и поддержание ее в рабочем состоянии - основные задачи персонала ТЭЦ. Коллектив смены занят фактически регулированием одного предмета труда, и является, по существу, одним коллективным субъектом труда (коллективным оператором): глаза его в одном месте, голова - в другом, руки - в третьем и т.д. Пространственная разделенность субъекта обусловливает тот факт, что критическое значение для слаженной работы приобретают различные виды коммуникации: оперативные переговоры, сдача-приемка смены, инструктаж, индикация оборудования и т.п.). Все эти операции обладают психо­логической нагруженностью.

Функциональное единство коллективного оператора обу­словливает чрезвычайно высокую степень взаимной зависимости исполнителей труда друг от друга. Недосмотр новичка-обходчика может привести к тому, что «забегает» вся станция. Высокая степень технологической взаимозависимости вообще характерна для энергетики: сбой на подстанции «Чагино» в мае 2005 г. привел к тому, что «забегал» персонал пяти станций и десятка подстанций юга Москвы.

Взаимозависимость исполнителей в управлении единым объектом труда обратной своей стороной имеет и возможность взаимного влияния друг на друга. Подводить партнера - тем более намеренно - опасно и бессмысленно: у каждого имеется

208

А-Ж

легкая возможность ответить «взаимностью»: например, проявить небрежность в передаче значимой оперативной информации, что нанесет ущерб нетолько коллеге, но и общему делу, а значит -тебе самому. Это отчетливо сознаваемое положение дел приводитктому, что предпочитаемой и единственно эффективной стратегией ста­новится стратегия взаимопомощи, ответственности, компромисса. Климат сотрудничества устанавливается стихийно как обязательное условие, без которого невозможен продуктивный труд.

Единый объект труда является не только средством управления всех всеми, ной средством познания всех всеми. Так, приходя на щит управления энергоблоком в начале смены, оператор по показаниям самописцев может получить исчерпывающую информацию о работе в предыдущую смену всех узлов и элементов оборудования, а, сле­довательно-о действиях конкретныхлиц, отвечавших за эти узлы. В показаниях приборов нашли отображение и стали доступными для всех квалификация исполнителей, ихличные качества (ответствен­ность, исполнительность или наоборот, халатность) и даже личные отношения (например, избирательная добросовестность) и т.п. В коллективе, объединенном управлением одной машиной, скрыть себя невозможно: все всё друг о друге знают. Отношения открытые и легко доступные стороннему наблюдателю. Психологу, приходящему в коллектив, нетрудно разобраться в структуре статусов, симпатий и проблем, царящих в нем.

Обнаруженная связь, с нашей точки зрения, представляет собой проекцию методологического принципа единства созна­ния и деятельности на социотехническую систему: деятельность (структура предметов труда) определяет «психологическое лицо» коллективного оператора, свойственные ему взаимоотношения, трудовой климат.

Подтвердить отмеченную закономерность позволяют сопо­ставительные данные опросов, проведенных по одной анкете в коллективах теплоэлектростанций в США и России. Обследование в США провел в 1992 г. Журавлев Г.Е., обследование в России в 2006 г. - Васильева И.И.

Сопоставление ответов на вопросы анкеты показало суще­ственное различие в экономических и организационных условиях, в которых работают американские и российские энергетики. Так, на во­прос: Удовлетворены ли вы заработной платой? - в России получено 7% положительных ответов, в США - 88%. На вопрос: Бывало ли, что начальство вынуждало вас нарушать правила техники безопас­ности? - в США получено 12% положительных ответов, в России - в три раза больше: 39%. Различия исчезают, когда мы переходим к оценке личных отношений в коллективах. На вопрос: Удовлетворены ли вы отношениями со свои непосредственным руководителем? -мы получаем сходные цифры: 86% ответов «да» в России и 82% - в США. На вопрос: Стараетесь ли вы избегать конфликтных ситуаций? - получено 86% положительных ответов в России и 88% - в США. На вопрос: Как вы оцениваете климат в коллективе (хороший, удо­влетворительный, конфликтный)? - также получены практически одинаковые распределения ответов.

Эти данные свидетельствуют о том, что доброжелательность и навыки компромисса являются обязательными психологиче­скими следствиями (а также и условиями!) труда по управлению энергоблоком.

Регулирующая роль предметов труда была использована в практической работе психолога по оптимизации трудового кли­мата в отделе кадров одного из подразделений Мосэнерго. При очередном обновлении оргтехники вместо персональных ксероксов

в отдел была поставлена высокопроизводительная множительная машина - одна для всех. Через некоторое время климат в отделе существенно улучшился: общий предмет труда взял на себя роль «зеркала», в котором нашли объективное отображение личные качества работников (готовность к сотрудничеству, аккуратность и т. п.), а также роль инструмента саморегуляции внутриколлективных отношений.

Динамика уровня развития младенцев с различным сроком гестации

Васильева М.Ю.

(г. Санкт-Петербург)

Работа поддержана грантом РГНФ № 06-06-00-408а

Проведение экспериментального лонгитюдного наблюдения за динамикой развития младенцев, родившихся на различных сроках гестации, позволяет изучать влияние раннего постнатального опыта на формирование мозговых функций в онтогенезе. Наибольший интерес вызывает изучение особенностей психического развития недоношенного ребенка первого года жизни, поскольку именно в этот период формирующиеся взаимоотношения с матерью и приобретаемый сенсорно-перцептивный опыт становятся основой процесса индивидуального развития ребенка и формирования базисных психических функций.

В исследовании, проведенном на базе детской городской больницы № 22 г. Санкт-Петербурга, приняло участие 21 пара «мать—недоношенный младенец» (срок гестации 28-36 нед.) и 30 пар «мать-доношенный младенец» (срок гестации 37-42 нед.). Для определения уровня психического развития детей использовали «Шкалу оценки уровня развития Беттелл»: шкалы личностно-социального, моторного, коммуникативного, когнитив­ного развития, шкала адаптации и шкала общего развития.

Сравнение среднегрупповых значений уровня развития по­казало значимое отставание детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы в возрасте 3,5; 4,5; 8 и 10 месяцев (Мест; р<0,05). Анализ результатов по отдельным шкалам выявил значимые различия в моторном, познавательном и общем уровне развития недоношенных и доношенных младенцев тех же возрастных групп.

Результаты анализа углов наклона регрессионных кривых по­казали, что в области развития навыков адаптации, способностей к коммуникации и личностно-социального развития недоношенные дети развиваются практически с такой же скоростью, как и до­ношенные, в возрасте от рождения до 10 мес. Сравнение углов наклона регрессионных кривых шкал моторного, познавательного и общего уровня развития позволило установить следующие за­кономерности: в начальный возрастной период - от рождения до 4,5 мес. - скорость моторного, познавательного и общего уровня развития недоношенных детей значительно ниже (р<0,001) таковой у доношенных детей. В дальнейшем, от 4,5 до 6 мес. скорость раз­вития недоношенных детей достоверно увеличивается (р<0,001; р<0,0001; р<0,001, соответственно). В этот период дети экс­периментальной группы по уровню развития моторных навыков,

209

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

познавательных способностей, а также по общему уровню развития практически догоняют группу доношенных детей. В следующий возрастной период - от 6 до 10 мес. - скорость приобретения моторных и когнитивных способностей и общий уровень развития недоношенных детей вновь значимо снижается по сравнению с до­ношенными детьми (р<0,02;р<0,05;р<0,03, соответственно).

Полученные данные позволяют предположить, что наблюдае­мые тенденции в неравномерности развития недоношенных детей в различные возрастные периоды отражают гетерохронность процесса формирования мозговых функций в онтогенезе, происходящего под влиянием разнообразного сенсорно-перцептивного опыта, приоб­ретаемого ребенком в процессе своего дальнейшего развития.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4