logo
psicho T1

Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями

Гордеева А. В., Рогозина М. Ю. (г. Донецк, Украина)

Одним из неоднозначных в своих проявлениях феноменов при общении с компьютером выступает феномен его персонификации, предполагающий наделение компьютерной системы некоторыми человеческими качествами и характеристиками. Возможность вести с компьютером диалог, восприятие машины в роли партне-

ра, способного принимать решения, понимать и реагировать на действия человека, способствуют проявлению персонификации (А.Е. Войскунский, Е.И. Машбиц, O.K. Тихомиров и др.).

Отношение к персонификации компьютера неоднозначно. Многие авторы считают, что для сложных обучающих сред персо­нификация может быть полезна, поскольку она способствует тесной кооперации с человеком. Заложенные в программу личностные свойства могут расширить сферу применения компьютеров, оказать положительное мотивирующее влияние на пользователей. Именно эта неоднозначность влияния феномена персонификации на результаты работы человека с компьютером вызывает потребности в новых психологических исследованиях.

При разработке и обосновании теоретической модели иссле­дования персонификация компьютера рассматривалась как дина­мический процесс, включающий в себя восприятие компьютера, как партнера по общению. В основу этой модели были положены следующие соображения: во-первых, компьютер воспринимается как субъект деятельности и носитель активности; во-вторых, ему приписывается постоянный набор некоторых способов дей­ствия, на основе которых можно прогнозировать его дальнейшее «поведение»; в-третьих, у него есть определенные избыточные характеристики, которые усиливают его «индивидуальность». Это дало возможность выделить основные категории восприятия об­раза компьютера: субъектность-объектность, коммуникативность-реципиентность, активность компьютера-активность человека и положительное-отрицательное отношение к нему.

Для исследования процесса персонификации компьютера были разработаны две специальные психодиагностические компьютерные методики исследования субъект-объектного образа компьютера. С помощью первой методики контент-аналитического исследования образа компьютера были получены материалы, преимущественно отражающие содержательный образ компьютера; вторая методика МИОК (методика исследования образа компьютера) позволила изучить особенности персонификации для различных категорий поль­зователей; выявить влияние на степень персонификации различных факторов: профессии, пола, возраста, образования, уровня владения информационными технологиями, наличия компьютера дома, а также некоторых личностных характеристик человека. МИОК прошла про­цедуру стандартизации на выборке более 1000 человек.

Обобщенные результаты восприятия образа компьютера показывают, что компьютер чаще выступает как объект, однако определенный уровень атрибуции субъектное™ присутствует во всех ответах испытуемых. Таким образом, персонификация компью­тера, независимоотопыта работы втой или иной степени, присуща практически всем пользователям компьютера.

Дисперсионный анализ показал, что наиболее значимыми факторами, детерминирующими персонификацию компьютера, явились «уровень владения информационными технологиями», «пол», «социальный (профессиональный) статус», «возраст испытуе­мых», менее значимым оказались факторы «образования» и «на­личия компьютера дома». Особенности в восприятии компьютера в подгруппах, сформированных по перечисленным выше факторам, прежде всего, заключаются в том, что наибольшие различия отме­чаются у профессиональных пользователей, для которых компьютер больше выступает как средство для достижения поставленной профессиональной цели, а не партнер по общению.

Закономерности в изменении персонификации компьютера в зависимости от возраста показывают, что в среднем до 40-летнего

243

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

возраста наблюдается рост степени персонификации, затем начи­нается ее снижение. Степень субъектное™ и объектное™, в зависи­мости от уровня владения информационными технологиями, пред­ставляет собой нелинейную зависимость, где наиболее выраженный уровень персонификации наблюдается у новичков и пользователей, чем у любителей и профессионалов. Для новичков характерна вы­сокая оценка коммуникативности и инициативности компьютера в диалоге. У пользователей-профессионалов наблюдается слабо выраженная персонификация: они рассматривают компьютер в качестве средства для создания новой реальности.

Феномен персонификации, возникающий вследствие «меж­личностных» или интерперсональных отношений человека с компьютером, обусловлен рядом индивидуально-психологических особенностей пользователей. В результате корреляционного ана­лиза установлено, что существуют слабые корреляционные связи персонификации компьютера с личностными особенностями ис­пытуемых. В большей мере персонифицируют компьютер, видят в нем коммуникатора и инициатора, экстра верти рова н но направ­ленные, эмоционально-чувствительные, эмпатийные, внушаемые и консервативные испытуемые. Они опосредуют образ компьютера как активного партнера, получая больше положительных эмоций от общения с ним, и наоборот, чем меньше степень внушаемости, выше уровень интеллектуальных возможностей, тем больше ответственности и инициативы в диалоге человек берет на себя. Не подтвердилось предположение о том, что люди переносят в компьютерное общение особенности, присущие им в диалоге с человеком.

Образ компьютера формируется не только под воздействием соответствующих программ и задач, с которыми работают люди, но и детерминируется их интеллектуальными способностями и особенностями межличностного взаимодействия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4