logo
psicho T1

Развивающего образования

Богатырева ЛМ. (г. Москва)

Учреждение дополнительного образования для детей как компонент российской системы образования представляется нами как субъект развивающего образования. Для этого его об­разовательная среда должна иметь развивающий (по функции) и психодидактический (по содержанию) характер. В этом смысле она должна создавать для учащихся, во-первых, пространство возмож­ностей для овладения различными видами деятельности (игровой, учебной, спортивной, производственной, художественной и т.п.)

как условием и средством психического развития и социализации человека (В.И. Панов, 2004; В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина, 2002; В.И. Сло-бодчиков, 2001). А, во-вторых, она должна создавать ситуационные возможности для «встречи» и взаимодействия учащихся, педагогов и родителей с этим «пространством возможностей».

Указанные психолого-педагогические особенности УДО предъ­являют особые требования к системе управления УДО, т.к. она должна обеспечивать:

Создание образовательной среды подобного, развивающего типа естественно требует соответствующей управленческой структу­ры, которая в психолого-педагогическом аспекте опирается на:

Выстраивание системы управления УДО как субъекта раз­вивающегося образования потребовало от нас требует интеграции знаний по психологии и педагогике управления, а также психологии образовательной среды. В результате модель управления УДО пред­стала перед нами как многоуровневый психолого-педагогический менеджмент:

а) на уровне внутренних элементов, в роли которых выступаютсами учебные коллективы и создаваемые ими образовательныемикросреды;

б) на уровне внутренних связей, когда оно выступает в видесистемы разнообразных учебных коллективов;

в) на уровне внешних связей УДО, когда оно выступает под­системой образовательной системы округа (логика превращенияиз объекта внешнего управления в субъекта развивающегосяобразования), города.

Психолого-педагогический менеджмент УДО осуществляется на каждом из указанных уровней, охватывая все компоненты образо­вательной среды: пространственно-предметный, коммуникативный (социальный) и технологический (психодидактический).

152

А-Ж

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4