Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
Абдрахманова К. Ф. (г. Омск)
В психологии времени конструкт «переживание времени» является немаловажным для создания образа времени, понимания его субъективного характера. Феномен переживания времени традиционно рассматривают через аффективную сферу, подчеркивая эмоциональный аспект системы отношений человека с внешним миром в рамках событийного подхода (события прошлого, настоящего, будущего). Однако реже временные переживания рассматриваются как система целостного обоснования жизни в различных ее гранях: духовной, социальной и витальной; отношений к себе, другим, к миру в целом; как мера ценностно-смысловой сферы человека; через проявления «Я» в когнитивной, конативной и аффективной сторонах внешней и внутренней активности, в рамках рефлексивных механизмов переживания времени.
«Во времени живя, мы времени не знаем, тем самым мы себя самих не понимаем». (П. Флеминг, «Размышления о времени»). Конечно, отношение человека со временем и жизнь во времени, формы переживания времени многообразны. Время все время течет, также, как человек все время меняется. В процессе постоянных изменений осуществляется переход одного качества в другое, а также количественное изменение определенного качества. С этих позиций можно дать такое определение психологического переживания времени: «Время - это мера изменения количественно-качественных особенностей сущности человека» (А.С. Шаров. 2000). Сущность человека в процессе взаимодействия с миром изменяется, а мерой изменения является граница в своей качественно-количественной определенности. Жизнь человека ограничена как с внешней стороны,так и с внутренней, и возможна лишь на границе (Г. Гегель, 1999; М. Хайдеггер, 1993; М. Бубер 1993; B.C. Библер, 1991, А.С. Шаров, 2000)
Данный ракурс рассмотрения проблемы углубляет грани феномена переживания времени, что особенно своевременно в ситуации неопределенности социальной реальности и хорошо
Субъективная оценка удовлетворенности трудом работниками организаций
Абдуллаева М. /И., Журина И. В. (г. Москва)
Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант №05-06-06381 а
Проблема взаимосвязи отражения и субъективного отношения человека к окружающей его действительности занимает одно из ключевых положений в психологических исследованиях. Субъективный смысл, являясь порождением деятельностного контекста, фиксируется в опыте человека. В связи с этим, одной из интересных и актуальных проблем психологии труда является проблема эффективности деятельности человека, зависящей, как показывает практика, не только от объективных условий его работы, но и от того, какой смысл вкладывает в свою работу человек. Руководители организаций знают, что этот внутренний план деятельности невозможно заменить какими-нибудь управленческими схемами, процедурными планами, осуществлением контроля за деятельностью персонала. Однако связь удовлетворенности и особенностей процессуальной и результативной сторон деятельности нельзя назвать однозначной и линейной. Оба конструкта являются сложными по своей структуре объектами для изучения. Неоднозначность дополняется эмоциональными составляющими, обеспечивающими работу оценочных шкал типа «нравится - не нравится» и приобретение работой дополнительного «вдохновляющего» или «удручающего» для субъекта труда характера. В этом контексте становится понятной задача поиска такого конструкта, на примере которого можно было бы рассмотреть всю палитру факторов, определяющих личностное принятие и формирование субъективного смысла своей профессии. На наш взгляд, такой интегративной характеристикой, в которой особенно сильно выражена эта субъективная составляющая, является удовлетворенность трудом. Обращение к этому конструкту как диагностическому обеспечивается его сложноорганизованной природой и системными связями, на которые указывают все специалисты в этой области. Так, общая удовлетворенность трудом складывается из частных «удо-влетворенностей», но при этом не определяется простой суммой этих показателей в связи с их разной значимостью для профессионалов.
Проведенный нами статистический анализ литературных данных позволил выделить наиболее частотно указываемые
22
А-Ж
разными специалистами описания особенностей трудового процесса, влияющих на степень удовлетворенности трудом. Эти описания вошли в набор из 34 карточек, ранжирование которых по степени субъективной значимости было произведено 66 сотрудниками крупной организации. Корреляционный анализ распределения карточек, в частности, показал, что работники связывают объективно заложенную возможность достижения результата с наличием у себя необходимых профессиональных качеств, требованием соответствия своей работе и необходимостью понимания ожиданий со стороны руководства организации. Если работа носит творческий характер,™ вмешательство коллектива в целом, коллег и руководства в процесс работы не способствует реализации талантов и способностей. Умение оперативно действовать в особых ситуациях тем важнее, чем больше соответствие индивидуальных особенностей требованиям профессии, чем выше уверенность в своих возможностях, знаниях, чем лучше понимание того, что требуется от работника, и чем выше важность выполнения работы для коллег и всей организации в целом. Таким образом, любое внешне заданное условие деятельности преломляется через призму собственного видения и оценивания ситуации. Полученные результаты подтверждают наше предположение о том, что классификация характеристик труда будет носить отпечаток субъективного отношения наших респондентов к своей работе, выражающееся в особом «сцеплении» организационных, объективных и субъективных описаний.
Дух, духовность, нравственность, мораль. Условия развития и коррекции
Аболин Л. М. (г. Казань)
Установлено, что понятие «дух» вне сферы религиозного опыта часто обозначается в литературе терминами «ноосфера», «семиосфера», «поле предметных значений», «социкультурное пространство», «аффективно-смысловое пространство» и др., в большей или меньшей степени отражающими его еще не до конца улавливаемый смысл, который, непрерывно видоизменяясь, реально существует и является основой духовности индивида, ее источником. В настоящее время в понятие «дух» вкладывается смысл высших ценностей, таких как истина, добро, красота, любовь, сострадание, сопереживание и др. По мнению Зинченко В.П., охарактеризовать «дух» как понятие можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы. Например, объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе. «Объективный дух» - это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон, вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние по-
знания и науки, господствующее мировоззрение влюбой форме (религия, мифология, философия). В наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в мышлении, в понятии и суждении, в сфере логического.
Духовность (душа) - в отличие от объективного духа - совокупность, тесно связанная с организмом (не анатомическим) психических явлений, в частности, с аффектами, переживаниями (эмоциями), чувствами, страстями. Это родовое определение способа жизни, связанного с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Это понятие употребляется для обозначения способа личностного существования и отражает внутренний мир человека. Так, видный отечественный психолог В.П. Зинченко, размышляя о душе, отмечает, что «.. .душа, в отличие от психики и сознания всечеловечна, внеи-сторична, если угодно, архетипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы. Другими словами, душа причастна к абсолютному, к истине» (2001). Таким образом, можно считать, что дух, душа и духовность есть реальность. Они не менее объективны, чем так называемое объективное, например, материя в философском смысле.
Если акцентировать внимание на слове «нравственность» в контексте «духовно-нравственных» качеств человека, то следует иметь ввиду внешнюю (экспрессивную) форму проявления высших духовных (внутренних форм) качеств человека. При этом следует заметить, что внутренняя форма сама по себе лишь потенциально является пространством души. Это пространство активно, энер-гийно. Избыток этого пространства всегда стремится наружу, чтобы реализовать себя, и таким образом влиять на внешние формы активности, поведения и деятельности субъекта.
Рассматривая понятия духовность, нравственность, нельзя обойти вопрос, связанный с понятием морали, и теми противоречиями, которые возникают между двумя сторонами духовно-нравственного воспитания - совестью и моралью. В философской и психологической литературе приводятся параметры, отличающие друг от друга эти стороны воспитания. Если нравственность связывают с потенциальной универсальностью человека как транс-цендентирующего бесконечного существа и потому ее принципы безусловны, безоговорочны и всеобщи, то мораль связывают с актуальной ограниченностью человека как члена общества той или иной социальной группы в их наличном бытие. Мораль есть нравственность, но приспособленная к сохранению данного социума, нравственность «с оговорками», ограничениями, которая не всегда может быть общечеловеческой, а являться групповой -сословной, классовой, национальной и т. д.
Основным условием освоения человеком общественно выработанных духовно-нравственных особенностей является его включенность в «живую» событийную деятельность, которая направляется соответствующими потребностями, мотивами или аффективно-смысловыми образованиями. Целью такой событийной деятельности является воспроизведение в человеке сложившихся духовно-нравственных способностей в социокультурном пространстве. В процессе психического развития у человека возникает, прежде всего, именно эта (событийная) деятельность, и на ее основе происходит воспроизведение и развитие сущностных (например, универсальность и бесконечность человека, его особая взаимосвязь с другими людьми), актуальных и потенциальных духовно-нравственных способностей.
23
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Специально разработанная системная программа целенаправленного развития у студента способов организации учебно-событийной деятельности, включающая определенные принципы, содержание, средства и методы реализации содержания, создающая условия актуализации не только тождественных (рационально контролируемых), но и нетождественных (пристрастных, аффективно-смысловых) преобразований учебных заданий (материалов), а также систему диагностики духовно-деятельностного и духовно-личностного развития, приводит к более высокой духовности и нравственности. Эффективно организованная учебно-событийная деятельность приводит к развитию устойчивой духовно-нравственной мотивации и рефлексии, способности к духовно-нравственному целеполаганию, к нравственному самоконтролю и самооценке собственной деятельности и поведения других людей. Одним словом, представлялось важным показать, что значительные резервы в духовно-нравственном развитии имеются в сфере событийно-деятельностного образования. Последнее должно быть организовано так, чтобы процесс развития представлял собой непосредственную включенность студента в целостную «живую» деятельность, задающую единство рациональной, пристрастной и духовно-нравственной регуляции.
Результаты терапевтического
воздействия наличность в гештальттерапевтическом тренинге
Абрамова Т. И. (г. Воронеж)
Психогенные механизмы психосоматики были описаны в психоанализе, в телесно-ориентированной терапии, в гуманистической психологии. В психоанализе механизмом невроза является вытеснение или подавление неудовлетворенных идовых желаний, потребностей из-за эгового и суперэгового контроля. В гуманистической психотерапии механизмом невроза и соответственно психосоматики является неконгруэнтность между Я-реальным и Я-идеальным, между выражаемым, чувствуемым, осознаваемым и реальным опытом. Кроме того, в гуманистической психологии механизмом невроза является неудовлетворенность базовых психологических потребностей - в безопасности, в любви, уважении и самоактуализации.
В гештальттерапии психологическим механизмом невроза является накопление неудовлетворенных личностно-значимых потребностей. Соответственно оздоравливающей, развивающей стратегией в терапии является работа на принятие себя клиентом, повышениеконгруэнтности,снижениеличностныхзащит,работа на уменьшение чрезмерных зависимостей в отношениях.
Нами проводится диагностический и феноменологический анализ гештальттерапевтического тренингового воздействия на членов групп в течение более 10-ти лет. Членами групп являлись студенты психологических факультетов в возрасте преимущественно от 19 до 25 лет, в подавляющем большинстве девушки. Участие в тренингах безусловно добровольное. Продолжительность тренинговых программ - от 15-ти до 200-т академических часов.
Диагностические замеры проводятся до и после тренинга по результатам воздействия тренингов, проводимых разными тренерами\ гешта л ьттера певтами.
В диагностическом анализе используется комплексная батарея методик разных типов- психометрических и проективных. В диагностических батареях нами используются методики: «Тест-опросник» В. В. Сталина, «Я-концепция» К. Роджерса, «Шкала субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, «Шкала интер-нальности» Дж. Роттера, «Опросник диагностики психологических защит» Р Плутчика, «Шкала социального интереса» Дж. Крэндалла, «Вопросник самораскрытия» Н. В. Клюевой, «Тест Розенцвейга», «Опросник диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, «Опросники диагностики тревожности» Филлипса, Прихожан и др, «Шкала навыков построения отношений» Д. Коттлера, «Опросник ролевых позиций» Э. Берна, «Методика диагностики эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Незаконченные предложения» Д. Сакса, С. Леви, «ТестЛюшера», Рисуночные проективные методики, «Социометрия» Я. Морено и др. Для оценки статистической значимости получаемых изменений в личностных структурах и в межличностных отношениях членов тренинговых групп нами использовался Т-критерий Стъюдента для зависимых выборок.
Нами выявлены на выборке порядка 500 участников тренинговых групп, проводимых разными тренерами\гештальтте-рапевтами - у 80-100% членов групп статистически значимое повышение всех параметров самоотношения\Я-концепции: самопонимания, самоинтереса, самоуважения, самоосознания. Повышается конгруэнтность, аутентичность, открытость в значимых межличностных отношениях, снижается субъективное ощущение одиночества, снижается интенсивность всех защитных механизмов, возрастают социометрические статусы и количество взаимных выборов, повышается уровень эмоционального интеллекта - эмпатия, способность управлять своими эмоциями. Повышается социальный интерес, активное слушание, сензитивность и уверенность в контактах.
Снижается тревожность, повышается интернальность во всех сферах- в межличностных отношениях, в семье, по отношению к здоровью, повышается мотивация достижения. Более конструктивной становится способность справляться с конфликтами; повышается процент использования конструктивных копингов во фрустрирующих ситуациях; снижается агрессивность, повышается доверие и принятие других, лояльность как по отношению к членам тренинговой группы, так и в реальных значимых отношениях- к матери, отцу, другу, подруге; повышается берновская позиция «Взрослый», то есть ответственность.
Все эти тенденции без сомнения являются позитивными, значимыми изменениями вличности, повышающими уверенность в себе, оптимальность саморегуляции и функционирования в социуме.
Гешталытерапия, являясь экзистенциальным, гуманистическим психоанализом, в своей групповой форме- гештальт-тренинге, работает на усиление человека, его Я, Селф, Эго, Я-концепции, уменьшает чрезмерные зависимости, способствует повышению ответственности человека за свои решения, действия - что является показателями личностного роста. Но при этом нужно отметить, что базовым ограничением любого терапевтического воздействия, при высочайшем уровне компетентности психологаУгерапевта является прежде всего мотивация самого человека\клиента, то есть что он хочет получить от работы и насколько сильна его мотивация изменения.
24
А-Ж
Депрессия и формально-динамические свойства индивидуальности
Азарных Т. Д. (г. Воронеж)
Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи между параметрами формально-динамических свойств индивидуальности (ФДСИ) и уровнем депрессии. Уровень депрессии определялся с помощью опросника А. Бека, параметры ФДСИ тестировались по Русалову В. М. Всего в исследовании приняло участие 1725 человек (1256 студенток и 469 студентов дневных отделений, в возрасте 18-22 лет). Статистическая обработка данных проводилась с использованием параметрических методов (коэффициент корреляции Пирсона).
Депрессия определяется как расстройство эмоциональной сферы и характеризуется наличием чувства печали или опустошенности, отсутствием интереса или удовольствия, ощущением никчемности или вины, неспособностью мыслить, постоянно возвращающимися мыслями о смерти, бессонницей или повышенной сонливостью, потерей или набором веса, возбуждением или замедленными реакциями. По прогнозам ВОЗ к 2020 г. она выйдет на второе место по числу заболеваний, опережая только сердечно-сосудистые. Прирост депрессий будет происходить в основном за счет реактивных, т. е. возникающих в результате психотравмирующих стрессов. Учитывая этот прогноз, следует рассмотреть вклад в депрессию психобиологических детерминант. В данном исследовании психобиологические детерминанты определялись по ФДСИ. Теория ФДСИ, разрабатываемая Русаловым В. М. и опирающаяся в свою очередь на теорию функциональных систем Анохина П. К., позволяет рассматривать как единое целое всю нервную систему при осуществлении поведенческих актов за счет признания механизмов обратной связи и наличия цели в виде акцептора действия.
В данной выборке уровень депрессии ниже, чем отмеченный в литературе, что свидетельствуете психическом здоровье изученного контингента. Кроме того, очевидно, что речь в данной выборке идет в основном о реактивных депрессиях.
В результате проведенных исследований установлено, что все коэффициенты корреляции между уровнем депрессии и параметрами ФДСИ отрицательные по знаку, за исключением показателей эмоциональности. Существуют также количественные различия в коэффициентах корреляции у студенток и студентов. По подавляющему числу параметров коэффициенты корреляций у студентов выше, чем у студенток (за исключением эмоциональности интеллектуальной, скорости коммуникативной, эргичности коммуникативной). Так, у студентов наибольшие коэффициенты корреляции установлены для эмоциональности во всех трех сферах и интеллектуальной скорости (г=0,23-0,28; -0,27) и по интегральному показателю - индексу общей адаптивности (г=-0,33). Кроме того, в депрессивное реагирование у студентов вовлечены также показатели моторной сферы: эргичность, скорость и пластичность (г=-0,21:-0,15).
И у студентов, и у студенток недостоверные коэффициенты корреляций отмечены по пластичности коммуникативной; у студентов - также по пластичности интеллектуальной, а у студенток - по эргичности психомоторной.
У студенток наибольшие коэффициенты корреляций установлены, также как и у студентов, для показателей эмоциональности (г=0,22-0,27). В отличие от студентов, в меньшей степени вовлечены в депрессивное реагирование параметры, характеризующие психомоторную сферу.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о связи между депрессиями и показателями интеллектуальной активности. Известно, что для депрессий характерно снижение этих показателей. С другой стороны, известна приверженностьлюдей,страдающих депрессивными расстройствами, к рациональному способу обработки информации. В проведенных исследованиях установлены психобиологические детерминанты интеллектуальной заторможенности (по отрицательным коэффициентам корреляций по интеллектуальной эргичности и скорости, за исключением интеллектуальной пластичности) при депрессии как у мужчин, так и у женщин.
Таким образом, депрессия характеризуется психобиологическими детерминантами уже на уровне количественного набора программ действия в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах у мужчин, в коммуникативной и интеллектуальной - у женщин. Учитывая отрицательный коэффициент корреляции, можно сказать, что набор программ беднее, чем в норме (не зря метафорой депрессии является зима). Но в большей степени психобиологическая детерминированность депрессии проявляется в эмоциональности как рассогласовании между целью и получаемым результатом; эмоции при таком рассогласовании всегда отрицательные. Высокая эмоциональность, согласно мотивационной функции эмоций, снижает мотивациюдостижения цели и свидетельствует о том, что цель или нереалистична или недостижима. Впользуэтого предположения свидетельствуют когнитивные схемы, характерные для депрессии: склонность к глобализации, обобщениям, перфекционизму.
Большее количество и более высокие значения коэффициентов корреляций между параметрами ФДСИ и уровнем депрессии позволяют сделать вывод о том, что депрессии в этом возрасте у студентов носят более темпераментно-обусловленный характер, тогда как у студенток - в большей степени ситуативно-обусловленный характер. Поскольку депрессии у женщин встречаются почти в два раза чаще, чем у мужчин, можно сказать, что это отражает факт наличия большего количества психотравм, приводящим к депрессиям, у женщин вообще и у студенток в частности.
Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1) существуют психобиологические детерминанты (в виде ФДСИ) депрессивного реагирования; 2) депрессивное реагирование носит сопряженный с полом характер; 3) большая сцепленность депрессий с психобиологическими детерминантами характерна для студентов; 4) наибольшая детерминированность депрессии лежит в эмоциональных параметрах, а у студентов - также в психомоторных.
25
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Идентичность личности из биэтнических семей
Айгумова 3. И. (г. Москва)
Процесс формирования идентичности личности в биэтни-ческой семье протекает весьма своеобразно. В осознании себя представителем того или иного этноса наблюдаются определенные отклонения от принятых характеристик. Анализ формирования идентичности личности из биэтнической семьи позволил нам выделить следующие социокультурные факторы, влияющие на формирование этнической идентичности: модель семейного воспитания, социальное окружение, языковая среда, традиционный факт, особенности личности.
Так в зависимости от специфики внутрисемейных отношений дети из биэтнических браков будут выступать носителями той или иной этнической идентичности. В семье, где преобладают демократические межличностные отношения дети чаще всего будут носителями этнообъединяющих интегрированных межэтнических черт. В работах В.П. Левкович отмечено, что большая часть испытуемых (64,3%) выбирают для себя этничность наиболее авторитетного из родителей.
В биэтнических семьях значимым для формирования идентичности могут оказаться различные аспекты культурного «фона» (Рыбаковский Л.Л.). Это подтверждается результатами исследований B.C. Собкина и А. Г. Владимирова: у религиозных студентов-евреев выше доля тех, кто «гордится тем, что принадлежит к данной национальности», чем у нерелигиозных евреев, фактор неоднородности этносов родителей здесь не играл особой роли; можно только подчеркнуть сильное влияние матери-еврейки в биэтническом браке на формирование позитивной еврейской идентичности у молодых людей (ответы детей из биэтнических браков, где мать - еврейка, практически не отличаются от ответов тех, у кого оба родителя
Самоидентификация проблематична для выходцев из биэтнических браков: они могут считать себя членом этнической группы одного из родителей, ориентироваться на две этнические общности (хотя идентификация с каждой из них может быть не всегда равнозначной) или выбирать для идентификации третью национальность. Выбор подростков может быть обусловлен как психологической мотивацией сохранения позитивного самоотношения, обеспечиваемого ощущением принадлежности к группе доминантного большинства, так и рациональным принятием «защитной национальности», которая в дальнейшем принесет им меньше проблем (Стефаненко Т.Г.).
Решающее влияние имеет факт традиции, который играет свою роль в выборе - китайцы, женившись на русских, непременно записывают своих детей китайцами; ребенок, рожденный монголкой, -монгол всегда. В России этничность детей определяют по отцу. 87 % детей выбирают этничность отца (Рыбаковский Л.Л. и др.).
B.C. Собкин считает, что биэтнический брак отнюдь не является фактором, определяющим ассимиляцию на уровне этнической самоидентификации. Напротив, практически три четверти детей, рожденных в биэтническом браке (русский - еврей), на этапе юношеского возраста самоидентифицируют себя как евреи. Национальность матери оказывает существенно большее влияние на этническую самоидентификацию девушек: 86,4% тех, у кого матери-еврейки,
напротив 66,2% тех, у кого отцы-евреи. Из этого следует, что при этническом самоопределении девушки механизм полоролевой идентичности с матерью оказывает весьма существенное влияние. Хотя еврейская этничность матери оказывает существенное влияние на самоидентификацию и молодых людей - юношей, в особенности это проявилось в выборе декларируемой идентичности (официальной национальной меткой): когда мать - еврейка, а отец - другой национальности в подавляющем большинстве случаев самоидентификация и официальная метка совпадают (соответственно 79,1 % и 67,4%); когда отец-еврей, а мать другой этничности - соотношение 85,0 % к 39,6%. этничность матери оказывает существенное влияние и на вероисповедание юношей. Авторы связывают это с социокультурной ролью еврейской матери: традиция определять этничность по матери; называют это феноменом «удержания» матерью именно сына в пространстве еврейской идентичности, традиции и культуры.
Ученые выявили интересный феномен касательно этнической идентичности молодежи (студентов), родители которых принадлежат к разным этносам. Выделилась группа (5,6 %) среди тех, кто идентифицирует себя как еврея, 0,4 % - среди тех, кто называет себя русским), у которых оба родителя имеют иную национальность по сравнению стем, как идентифицируют себя сам респондент. Авторы приходят к выводу, что в этом случае национальную самоидентификацию молодые люди строят на основе национальной принадлежности представителей более старшего поколения (бабушек и дедушек). Иными словами, здесь фиксируется своеобразный «возврат» детей через поколение к национальности предков, причем в группе этнического меньшинства эта тенденции гораздо более выражена. Т.Г. Стефаненко называет это явление «семейная память».
Немаловажную роль в определении этнической идентичности играет личность молодого человека, его социальная зрелость; поскольку только зрелый в плане социальной идентичности человек, обладающий устойчивой Я-концепцией и образом мира, владеющий культурой толерантности в межэтническом общении, обладает и позитивной этнической идентичностью, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Как отмечает Т.Г. Стефаненко респонденты, обладающие наиболее ясным чувством Я в терминах личностной идентичности, одновременно наиболее уверены в своей этнической принадлежности и ее значении для жизни.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза