logo
psicho T1

Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека

Абдрахманова К. Ф. (г. Омск)

В психологии времени конструкт «переживание времени» является немаловажным для создания образа времени, понимания его субъективного характера. Феномен переживания времени тра­диционно рассматривают через аффективную сферу, подчеркивая эмоциональный аспект системы отношений человека с внешним миром в рамках событийного подхода (события прошлого, на­стоящего, будущего). Однако реже временные переживания рассматриваются как система целостного обоснования жизни в различных ее гранях: духовной, социальной и витальной; отношений к себе, другим, к миру в целом; как мера ценностно-смысловой сферы человека; через проявления «Я» в когнитивной, конативной и аффективной сторонах внешней и внутренней активности, в рамках рефлексивных механизмов переживания времени.

«Во времени живя, мы времени не знаем, тем самым мы себя самих не понимаем». (П. Флеминг, «Размышления о вре­мени»). Конечно, отношение человека со временем и жизнь во времени, формы переживания времени многообразны. Время все время течет, также, как человек все время меняется. В процессе постоянных изменений осуществляется переход одного качества в другое, а также количественное изменение определенного ка­чества. С этих позиций можно дать такое определение психоло­гического переживания времени: «Время - это мера изменения количественно-качественных особенностей сущности человека» (А.С. Шаров. 2000). Сущность человека в процессе взаимодействия с миром изменяется, а мерой изменения является граница в своей качественно-количественной определенности. Жизнь человека ограничена как с внешней стороны,так и с внутренней, и возможна лишь на границе (Г. Гегель, 1999; М. Хайдеггер, 1993; М. Бубер 1993; B.C. Библер, 1991, А.С. Шаров, 2000)

Данный ракурс рассмотрения проблемы углубляет грани феномена переживания времени, что особенно своевременно в ситуации неопределенности социальной реальности и хорошо

Субъективная оценка удовлетворенности трудом работниками организаций

Абдуллаева М. /И., Журина И. В. (г. Москва)

Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант №05-06-06381 а

Проблема взаимосвязи отражения и субъективного отношения человека к окружающей его действительности занимает одно из ключевых положений в психологических исследованиях. Субъек­тивный смысл, являясь порождением деятельностного контекста, фиксируется в опыте человека. В связи с этим, одной из интересных и актуальных проблем психологии труда является проблема эффектив­ности деятельности человека, зависящей, как показывает практика, не только от объективных условий его работы, но и от того, какой смысл вкладывает в свою работу человек. Руководители организаций знают, что этот внутренний план деятельности невозможно заменить какими-нибудь управленческими схемами, процедурными планами, осуществлением контроля за деятельностью персонала. Однако связь удовлетворенности и особенностей процессуальной и результативной сторон деятельности нельзя назвать однозначной и линейной. Оба конструкта являются сложными по своей структуре объектами для изучения. Неоднозначность дополняется эмоциональными составляющими, обеспечивающими работу оценочных шкал типа «нравится - не нравится» и приобретение работой дополнительного «вдохновляющего» или «удручающего» для субъекта труда харак­тера. В этом контексте становится понятной задача поиска такого конструкта, на примере которого можно было бы рассмотреть всю палитру факторов, определяющих личностное принятие и форми­рование субъективного смысла своей профессии. На наш взгляд, такой интегративной характеристикой, в которой особенно сильно выражена эта субъективная составляющая, является удовлетворен­ность трудом. Обращение к этому конструкту как диагностическому обеспечивается его сложноорганизованной природой и системными связями, на которые указывают все специалисты в этой области. Так, общая удовлетворенность трудом складывается из частных «удо-влетворенностей», но при этом не определяется простой суммой этих показателей в связи с их разной значимостью для профессионалов.

Проведенный нами статистический анализ литературных данных позволил выделить наиболее частотно указываемые

22

А-Ж

разными специалистами описания особенностей трудового про­цесса, влияющих на степень удовлетворенности трудом. Эти описания вошли в набор из 34 карточек, ранжирование которых по степени субъективной значимости было произведено 66 сотрудниками крупной организации. Корреляционный анализ распределения карточек, в частности, показал, что работники связывают объективно заложенную возможность достижения результата с наличием у себя необходимых профессиональных качеств, требованием соответствия своей работе и необходимостью понимания ожиданий со стороны руководства организации. Если работа носит творческий характер,™ вмешательство коллектива в целом, коллег и руководства в процесс работы не способствует реализации талантов и способностей. Умение оперативно действо­вать в особых ситуациях тем важнее, чем больше соответствие индивидуальных особенностей требованиям профессии, чем выше уверенность в своих возможностях, знаниях, чем лучше понимание того, что требуется от работника, и чем выше важность выполнения работы для коллег и всей организации в целом. Таким образом, любое внешне заданное условие деятельности преломляется через призму собственного видения и оценивания ситуации. По­лученные результаты подтверждают наше предположение о том, что классификация характеристик труда будет носить отпечаток субъективного отношения наших респондентов к своей работе, выражающееся в особом «сцеплении» организационных, объ­ективных и субъективных описаний.

Дух, духовность, нравственность, мораль. Условия развития и коррекции

Аболин Л. М. (г. Казань)

Установлено, что понятие «дух» вне сферы религиозного опыта часто обозначается в литературе терминами «ноосфера», «семиосфера», «поле предметных значений», «социкультурное пространство», «аффективно-смысловое пространство» и др., в большей или меньшей степени отражающими его еще не до конца улавливаемый смысл, который, непрерывно видоиз­меняясь, реально существует и является основой духовности индивида, ее источником. В настоящее время в понятие «дух» вкладывается смысл высших ценностей, таких как истина, добро, красота, любовь, сострадание, сопереживание и др. По мнению Зинченко В.П., охарактеризовать «дух» как понятие можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы. Например, объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе. «Объективный дух» - это совокупность возможных предикатов к субъекту «на­род», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующая мораль, тради­ционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон, вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние по-

знания и науки, господствующее мировоззрение влюбой форме (религия, мифология, философия). В наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в мышлении, в понятии и суждении, в сфере логического.

Духовность (душа) - в отличие от объективного духа - со­вокупность, тесно связанная с организмом (не анатомическим) психических явлений, в частности, с аффектами, переживаниями (эмоциями), чувствами, страстями. Это родовое определение способа жизни, связанного с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Это понятие употребляется для обозначения способа личностного существования и отражает внутренний мир человека. Так, видный отечествен­ный психолог В.П. Зинченко, размышляя о душе, отмечает, что «.. .душа, в отличие от психики и сознания всечеловечна, внеи-сторична, если угодно, архетипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы. Другими словами, душа причастна к абсолютному, к истине» (2001). Таким образом, можно считать, что дух, душа и духовность есть реальность. Они не менее объективны, чем так называемое объ­ективное, например, материя в философском смысле.

Если акцентировать внимание на слове «нравственность» в контексте «духовно-нравственных» качеств человека, то следует иметь ввиду внешнюю (экспрессивную) форму проявления высших духовных (внутренних форм) качеств человека. При этом следует заметить, что внутренняя форма сама по себе лишь потенциально является пространством души. Это пространство активно, энер-гийно. Избыток этого пространства всегда стремится наружу, чтобы реализовать себя, и таким образом влиять на внешние формы активности, поведения и деятельности субъекта.

Рассматривая понятия духовность, нравственность, нельзя обойти вопрос, связанный с понятием морали, и теми противо­речиями, которые возникают между двумя сторонами духовно-нравственного воспитания - совестью и моралью. В философской и психологической литературе приводятся параметры, отличающие друг от друга эти стороны воспитания. Если нравственность свя­зывают с потенциальной универсальностью человека как транс-цендентирующего бесконечного существа и потому ее принципы безусловны, безоговорочны и всеобщи, то мораль связывают с актуальной ограниченностью человека как члена общества той или иной социальной группы в их наличном бытие. Мораль есть нрав­ственность, но приспособленная к сохранению данного социума, нравственность «с оговорками», ограничениями, которая не всегда может быть общечеловеческой, а являться групповой -сословной, классовой, национальной и т. д.

Основным условием освоения человеком общественно вы­работанных духовно-нравственных особенностей является его включенность в «живую» событийную деятельность, которая направляется соответствующими потребностями, мотивами или аффективно-смысловыми образованиями. Целью такой событийной деятельности является воспроизведение в человеке сложившихся духовно-нравственных способностей в социокультурном про­странстве. В процессе психического развития у человека возникает, прежде всего, именно эта (событийная) деятельность, и на ее основе происходит воспроизведение и развитие сущностных (на­пример, универсальность и бесконечность человека, его особая взаимосвязь с другими людьми), актуальных и потенциальных духовно-нравственных способностей.

23

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Специально разработанная системная программа це­ленаправленного развития у студента способов организации учебно-событийной деятельности, включающая определенные принципы, содержание, средства и методы реализации содержа­ния, создающая условия актуализации не только тождественных (рационально контролируемых), но и нетождественных (при­страстных, аффективно-смысловых) преобразований учебных заданий (материалов), а также систему диагностики духовно-деятельностного и духовно-личностного развития, приводит к более высокой духовности и нравственности. Эффективно организованная учебно-событийная деятельность приводит к развитию устойчивой духовно-нравственной мотивации и рефлексии, способности к духовно-нравственному целеполаганию, к нравственному самокон­тролю и самооценке собственной деятельности и поведения других людей. Одним словом, представлялось важным показать, что зна­чительные резервы в духовно-нравственном развитии имеются в сфере событийно-деятельностного образования. Последнее должно быть организовано так, чтобы процесс развития представлял собой непосредственную включенность студента в целостную «живую» деятельность, задающую единство рациональной, пристрастной и духовно-нравственной регуляции.

Результаты терапевтического

воздействия наличность в гештальттерапевтическом тренинге

Абрамова Т. И. (г. Воронеж)

Психогенные механизмы психосоматики были описаны в психоанализе, в телесно-ориентированной терапии, в гуманисти­ческой психологии. В психоанализе механизмом невроза является вытеснение или подавление неудовлетворенных идовых желаний, потребностей из-за эгового и суперэгового контроля. В гумани­стической психотерапии механизмом невроза и соответственно психосоматики является неконгруэнтность между Я-реальным и Я-идеальным, между выражаемым, чувствуемым, осознаваемым и реальным опытом. Кроме того, в гуманистической психологии механизмом невроза является неудовлетворенность базовых психологических потребностей - в безопасности, в любви, уважении и самоактуализации.

В гештальттерапии психологическим механизмом невроза является накопление неудовлетворенных личностно-значимых потребностей. Соответственно оздоравливающей, развивающей стратегией в терапии является работа на принятие себя клиентом, повышениеконгруэнтности,снижениеличностныхзащит,работа на уменьшение чрезмерных зависимостей в отношениях.

Нами проводится диагностический и феноменологический анализ гештальттерапевтического тренингового воздействия на членов групп в течение более 10-ти лет. Членами групп являлись студенты психологических факультетов в возрасте преимуще­ственно от 19 до 25 лет, в подавляющем большинстве девушки. Участие в тренингах безусловно добровольное. Продолжительность тренинговых программ - от 15-ти до 200-т академических часов.

Диагностические замеры проводятся до и после тренинга по резуль­татам воздействия тренингов, проводимых разными тренерами\ гешта л ьттера певтами.

В диагностическом анализе используется комплексная бата­рея методик разных типов- психометрических и проективных. В диагностических батареях нами используются методики: «Тест-опросник» В. В. Сталина, «Я-концепция» К. Роджерса, «Шкала субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, «Шкала интер-нальности» Дж. Роттера, «Опросник диагностики психологических защит» Р Плутчика, «Шкала социального интереса» Дж. Крэндалла, «Вопросник самораскрытия» Н. В. Клюевой, «Тест Розенцвейга», «Опросник диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, «Опросники диагностики тревожности» Филлипса, При­хожан и др, «Шкала навыков построения отношений» Д. Коттлера, «Опросник ролевых позиций» Э. Берна, «Методика диагностики эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Незаконченные предло­жения» Д. Сакса, С. Леви, «ТестЛюшера», Рисуночные проективные методики, «Социометрия» Я. Морено и др. Для оценки статистиче­ской значимости получаемых изменений в личностных структурах и в межличностных отношениях членов тренинговых групп нами использовался Т-критерий Стъюдента для зависимых выборок.

Нами выявлены на выборке порядка 500 участников тре­нинговых групп, проводимых разными тренерами\гештальтте-рапевтами - у 80-100% членов групп статистически значимое повышение всех параметров самоотношения\Я-концепции: самопонимания, самоинтереса, самоуважения, самоосознания. Повышается конгруэнтность, аутентичность, открытость в зна­чимых межличностных отношениях, снижается субъективное ощущение одиночества, снижается интенсивность всех защитных механизмов, возрастают социометрические статусы и количество взаимных выборов, повышается уровень эмоционального интел­лекта - эмпатия, способность управлять своими эмоциями. Повы­шается социальный интерес, активное слушание, сензитивность и уверенность в контактах.

Снижается тревожность, повышается интернальность во всех сферах- в межличностных отношениях, в семье, по отношению к здоровью, повышается мотивация достижения. Более кон­структивной становится способность справляться с конфликтами; повышается процент использования конструктивных копингов во фрустрирующих ситуациях; снижается агрессивность, повышается доверие и принятие других, лояльность как по отношению к членам тренинговой группы, так и в реальных значимых отношениях- к матери, отцу, другу, подруге; повышается берновская позиция «Взрослый», то есть ответственность.

Все эти тенденции без сомнения являются позитивными, значи­мыми изменениями вличности, повышающими уверенность в себе, оптимальность саморегуляции и функционирования в социуме.

Гешталытерапия, являясь экзистенциальным, гуманистическим психоанализом, в своей групповой форме- гештальт-тренинге, работает на усиление человека, его Я, Селф, Эго, Я-концепции, уменьшает чрезмерные зависимости, способствует повышению ответственности человека за свои решения, действия - что является показателями личностного роста. Но при этом нужно отметить, что базовым ограничением любого терапевтического воздействия, при высочайшем уровне компетентности психологаУгерапевта является прежде всего мотивация самого человека\клиента, то есть что он хочет получить от работы и насколько сильна его мотивация изменения.

24

А-Ж

Депрессия и формально-динамические свойства индивидуальности

Азарных Т. Д. (г. Воронеж)

Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи между параметрами формально-динамических свойств инди­видуальности (ФДСИ) и уровнем депрессии. Уровень депрессии определялся с помощью опросника А. Бека, параметры ФДСИ тести­ровались по Русалову В. М. Всего в исследовании приняло участие 1725 человек (1256 студенток и 469 студентов дневных отделений, в возрасте 18-22 лет). Статистическая обработка данных прово­дилась с использованием параметрических методов (коэффициент корреляции Пирсона).

Депрессия определяется как расстройство эмоциональной сфе­ры и характеризуется наличием чувства печали или опустошенности, отсутствием интереса или удовольствия, ощущением никчемности или вины, неспособностью мыслить, постоянно возвращающимися мыслями о смерти, бессонницей или повышенной сонливостью, потерей или набором веса, возбуждением или замедленными реакциями. По прогнозам ВОЗ к 2020 г. она выйдет на второе место по числу заболеваний, опережая только сердечно-сосудистые. При­рост депрессий будет происходить в основном за счет реактивных, т. е. возникающих в результате психотравмирующих стрессов. Учитывая этот прогноз, следует рассмотреть вклад в депрессию психобиологических детерминант. В данном исследовании психо­биологические детерминанты определялись по ФДСИ. Теория ФДСИ, разрабатываемая Русаловым В. М. и опирающаяся в свою очередь на теорию функциональных систем Анохина П. К., позволяет рассма­тривать как единое целое всю нервную систему при осуществлении поведенческих актов за счет признания механизмов обратной связи и наличия цели в виде акцептора действия.

В данной выборке уровень депрессии ниже, чем отмеченный в литературе, что свидетельствуете психическом здоровье изученного контингента. Кроме того, очевидно, что речь в данной выборке идет в основном о реактивных депрессиях.

В результате проведенных исследований установлено, что все коэффициенты корреляции между уровнем депрессии и параме­трами ФДСИ отрицательные по знаку, за исключением показателей эмоциональности. Существуют также количественные различия в ко­эффициентах корреляции у студенток и студентов. По подавляющему числу параметров коэффициенты корреляций у студентов выше, чем у студенток (за исключением эмоциональности интеллектуальной, скорости коммуникативной, эргичности коммуникативной). Так, у студентов наибольшие коэффициенты корреляции установлены для эмоциональности во всех трех сферах и интеллектуальной скорости (г=0,23-0,28; -0,27) и по интегральному показателю - индексу общей адаптивности (г=-0,33). Кроме того, в депрессивное реагирование у студентов вовлечены также показатели моторной сферы: эргичность, скорость и пластичность (г=-0,21:-0,15).

И у студентов, и у студенток недостоверные коэффициенты корреляций отмечены по пластичности коммуникативной; у студен­тов - также по пластичности интеллектуальной, а у студенток - по эргичности психомоторной.

У студенток наибольшие коэффициенты корреляций установ­лены, также как и у студентов, для показателей эмоциональности (г=0,22-0,27). В отличие от студентов, в меньшей степени вовле­чены в депрессивное реагирование параметры, характеризующие психомоторную сферу.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о связи между депрессиями и показателями интеллектуальной активности. Из­вестно, что для депрессий характерно снижение этих показателей. С другой стороны, известна приверженностьлюдей,страдающих де­прессивными расстройствами, к рациональному способу обработки информации. В проведенных исследованиях установлены психобио­логические детерминанты интеллектуальной заторможенности (по отрицательным коэффициентам корреляций по интеллектуальной эргичности и скорости, за исключением интеллектуальной пластич­ности) при депрессии как у мужчин, так и у женщин.

Таким образом, депрессия характеризуется психобиологиче­скими детерминантами уже на уровне количественного набора про­грамм действия в психомоторной, интеллектуальной и коммуника­тивной сферах у мужчин, в коммуникативной и интеллектуальной - у женщин. Учитывая отрицательный коэффициент корреляции, можно сказать, что набор программ беднее, чем в норме (не зря метафорой депрессии является зима). Но в большей степени психобиологическая детерминированность депрессии проявляется в эмоциональности как рассогласовании между целью и получаемым результатом; эмоции при таком рассогласовании всегда отрицательные. Высокая эмоциональность, согласно мотивационной функции эмоций, сни­жает мотивациюдостижения цели и свидетельствует о том, что цель или нереалистична или недостижима. Впользуэтого предположения свидетельствуют когнитивные схемы, характерные для депрессии: склонность к глобализации, обобщениям, перфекционизму.

Большее количество и более высокие значения коэффициентов корреляций между параметрами ФДСИ и уровнем депрессии позво­ляют сделать вывод о том, что депрессии в этом возрасте у студентов носят более темпераментно-обусловленный характер, тогда как у студенток - в большей степени ситуативно-обусловленный харак­тер. Поскольку депрессии у женщин встречаются почти в два раза чаще, чем у мужчин, можно сказать, что это отражает факт наличия большего количества психотравм, приводящим к депрессиям, у женщин вообще и у студенток в частности.

Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1) существуют психобиологические детерминанты (в виде ФДСИ) депрессивного реагирования; 2) депрессивное реагирование носит сопряженный с полом харак­тер; 3) большая сцепленность депрессий с психобиологическими детерминантами характерна для студентов; 4) наибольшая детер­минированность депрессии лежит в эмоциональных параметрах, а у студентов - также в психомоторных.

25

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Идентичность личности из биэтнических семей

Айгумова 3. И. (г. Москва)

Процесс формирования идентичности личности в биэтни-ческой семье протекает весьма своеобразно. В осознании себя представителем того или иного этноса наблюдаются определенные отклонения от принятых характеристик. Анализ формирования идентичности личности из биэтнической семьи позволил нам выделить следующие социокультурные факторы, влияющие на формирование этнической идентичности: модель семейного вос­питания, социальное окружение, языковая среда, традиционный факт, особенности личности.

Так в зависимости от специфики внутрисемейных отношений дети из биэтнических браков будут выступать носителями той или иной этнической идентичности. В семье, где преобладают демократические межличностные отношения дети чаще всего будут носителями этнообъединяющих интегрированных межэтни­ческих черт. В работах В.П. Левкович отмечено, что большая часть испытуемых (64,3%) выбирают для себя этничность наиболее авторитетного из родителей.

В биэтнических семьях значимым для формирования иден­тичности могут оказаться различные аспекты культурного «фона» (Рыбаковский Л.Л.). Это подтверждается результатами исследований B.C. Собкина и А. Г. Владимирова: у религиозных студентов-евреев выше доля тех, кто «гордится тем, что принадлежит к данной нацио­нальности», чем у нерелигиозных евреев, фактор неоднородности этносов родителей здесь не играл особой роли; можно только под­черкнуть сильное влияние матери-еврейки в биэтническом браке на формирование позитивной еврейской идентичности у молодых людей (ответы детей из биэтнических браков, где мать - еврейка, практически не отличаются от ответов тех, у кого оба родителя

Самоидентификация проблематична для выходцев из би­этнических браков: они могут считать себя членом этнической группы одного из родителей, ориентироваться на две этнические общности (хотя идентификация с каждой из них может быть не всегда равнозначной) или выбирать для идентификации третью национальность. Выбор подростков может быть обусловлен как психологической мотивацией сохранения позитивного самоот­ношения, обеспечиваемого ощущением принадлежности к группе доминантного большинства, так и рациональным принятием «защитной национальности», которая в дальнейшем принесет им меньше проблем (Стефаненко Т.Г.).

Решающее влияние имеет факт традиции, который играет свою роль в выборе - китайцы, женившись на русских, непременно запи­сывают своих детей китайцами; ребенок, рожденный монголкой, -монгол всегда. В России этничность детей определяют по отцу. 87 % детей выбирают этничность отца (Рыбаковский Л.Л. и др.).

B.C. Собкин считает, что биэтнический брак отнюдь не является фактором, определяющим ассимиляцию на уровне этнической самоидентификации. Напротив, практически три четверти детей, рожденных в биэтническом браке (русский - еврей), на этапе юноше­ского возраста самоидентифицируют себя как евреи. Национальность матери оказывает существенно большее влияние на этническую самоидентификацию девушек: 86,4% тех, у кого матери-еврейки,

напротив 66,2% тех, у кого отцы-евреи. Из этого следует, что при этническом самоопределении девушки механизм полоролевой иден­тичности с матерью оказывает весьма существенное влияние. Хотя еврейская этничность матери оказывает существенное влияние на самоидентификацию и молодых людей - юношей, в особенности это проявилось в выборе декларируемой идентичности (официальной национальной меткой): когда мать - еврейка, а отец - другой нацио­нальности в подавляющем большинстве случаев самоидентификация и официальная метка совпадают (соответственно 79,1 % и 67,4%); когда отец-еврей, а мать другой этничности - соотношение 85,0 % к 39,6%. этничность матери оказывает существенное влияние и на вероисповедание юношей. Авторы связывают это с социокультурной ролью еврейской матери: традиция определять этничность по мате­ри; называют это феноменом «удержания» матерью именно сына в пространстве еврейской идентичности, традиции и культуры.

Ученые выявили интересный феномен касательно этнической идентичности молодежи (студентов), родители которых принад­лежат к разным этносам. Выделилась группа (5,6 %) среди тех, кто идентифицирует себя как еврея, 0,4 % - среди тех, кто называет себя русским), у которых оба родителя имеют иную национальность по сравнению стем, как идентифицируют себя сам респондент. Авторы приходят к выводу, что в этом случае национальную самоидентифи­кацию молодые люди строят на основе национальной принадлеж­ности представителей более старшего поколения (бабушек и деду­шек). Иными словами, здесь фиксируется своеобразный «возврат» детей через поколение к национальности предков, причем в группе этнического меньшинства эта тенденции гораздо более выражена. Т.Г. Стефаненко называет это явление «семейная память».

Немаловажную роль в определении этнической идентичности играет личность молодого человека, его социальная зрелость; по­скольку только зрелый в плане социальной идентичности человек, обладающий устойчивой Я-концепцией и образом мира, владеющий культурой толерантности в межэтническом общении, обладает и по­зитивной этнической идентичностью, которая дает ощущение психо­логической безопасности и стабильности. Как отмечает Т.Г. Стефаненко респонденты, обладающие наиболее ясным чувством Я в терминах личностной идентичности, одновременно наиболее уверены в своей этнической принадлежности и ее значении для жизни.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4