Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
Вакичева В. К. (г. Вологда)
Главная задача школы сегодня - это формирование личности ребенка в соответствии с его потребностями, интересами, возможностями. Решение данной задачи требует от учителя переосмысления содержания и приемов индивидуальной работы, ориентированной на потребности каждого ребенка, использование нетрадиционных, оригинальных подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Коллектив школы № 12 города Вологды с 2000 года работает по теме «Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе» с целью создания модели общеобразовательной школы личностного развития (школа личностного развития - это среднее общеобразовательное заведение, где дети с разными способностями, особенностями, здоровьем могут получать соответствующее образование). Школа личностного развития создаётся на основе концепции личностно - ориентированного образования, разработанной доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской, которая отмечает:». . .восновеличностно-ориентированного подхода лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделённого своим неповторимым субъектным опытом (личным, индивидуальным)» (И.С. Якиманская, 2000).
Проектирование (и дальнейшая реализация) личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает:
выделение ученика как субъекта обучения, признание егоосновной ценностью всего образовательного процесса;
развитие его способностей как индивидуальных возможностей,признаниетого, что развитие индивидуальных способностей-основная цель образования;
- разработку обучающих технологий, обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить и весь образовательный процесс.
Суть преобразований - создать условия для оптимального развития личности обучающихся, соблюдая и совершенствуя их потребности и интересы, защищая права, предоставляя возможности для самореализации, подготавливая к социальной адаптации, соблюдению общественных норм, к преобразовательной деятельности с гуманистических позиций. Для этого необходимо:
а) развивать умения педагога управлять образовательным процессом с позиции сотрудничества на основе анализа этаповэтого процесса (цели, планирования, организации, контроля),вовлекать в процесс управления самих учеников;
б) способствовать созданию в обучении субъектно-субъектныхотношений.
В настоящее время школа находится на этапе практического применения технологии Л00 и углубления теоретических аспектов данной проблемы.
Основная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Этого невозможно достичь без глубоких знаний психологии, без изучения личностных особенностей, уровня развития обучающихся на основе анализа их субъектного опыта. Учителя работают по картам, составленным проф. И.С. Якиманской и несколько видоизмененным учителем иностранного языка школы № 12 Е.Г. Карпенко. Методика изучения субъектного опыта позволяет определять возможности построения ЛО образовательного процесса в классе на основе раскрытия индивидуальных возможностей ученика; помогает определить, какой из видов субъектного опыта является ведущим.
Для организации л/о учебного взаимодействия педагоги применяют следующие приемы и методы:
168
А-Ж
актуализация субъектного опыта обучающихся;
диалог, полилог;
создание ситуации коллективного и индивидуального выбора;
игровые методы;
рефлексивные формы работы.
Построение ЛО школы как целостного образовательного учреждения- задача очень непростая, и реализация этой задачи требует времени. Личность ребенка развивается в школе на протяжении 10 -11 лет- самого ответственного периода для ее становления, и нужны четко заданные ориентиры для выявления, проектирования и создания условий для развития личности каждого ученика. Для нашей школы главной целью является удовлетворение потребностей и интересов учащихся, учителей и родителей.
Коррупционное поведение: проблемы диагностики и прогнозирования
Ванновская О. В. (г. Санкт-Петербург)
Коррупция в России приобрела системный характер и является одним из самых актуальных объектов исследования в настоящее время, так как представляет реальную угрозу безопасности страны.
Юридические, экономические и социологические аспекты коррупции в настоящее время исследованы намного более полно, чем ее психологические аспекты; более того, можно сказать, что феномены коррупционного поведения до сих пор не рассматривались в качестве предмета психологических исследований.
На наш взгляд, основная причина малой изученности психологических феноменов коррупции заключается в неразработанности методологических подходовк исследованию данной проблемы. Концепция психологического исследования коррупционного поведения базируется на системе таких основных понятий, как «коррупционное поведение», «коррупционное давление» и «антикоррупционная устойчивость».
«Коррупционное поведение» - это поведение, направленное на получение выгоды в личных целях путем злоупотребления служебным положением.
«Коррупционное давление» - это совокупность внешних и внутренних факторов воздействия на должностное лицо, приводящих к ситуации выбора между злоупотреблением властными полномочиями для получения выгоды в личных целях или отказу от него.
«Антикоррупционная устойчивость» - это системное свойство личности, проявляющееся в способности противостоять коррупционному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего.
Основные методологические проблемы изучения коррупционного поведения заключаются в том, что: 1) мотивы и мотивация напрямую не наблюдаемы и тем самым
недоступны непосредственному познанию; это требует создания специальной методологии исследования коррупционного
поведения;
2) психологический анализ феномена коррупции предполагаетаттрибутирование ее правовых, социальных, экономических ипсихологических феноменов, а следовательно - применениямеждисциплинарной методологии исследования;
3) разработка и апробация инструментария для диагностики ипрогнозирования коррупционного поведения предполагаетвторжение в «святая святых»- деятельность государственных служащих- и сложную систему этики государственно-правового аппарата.
Структурно-функциональный анализ коррупционного поведения как системы предполагает выявление генетических (порождение), активностных (степень), интеракционных (взаимодействие), репрезентативных (отображение), регулятивных (управление), медиационных (опосредование), топологических (включенность) и изоморфических (подобие) отношений ее компонентов.
Выделяя в качестве предмета исследования антикоррупционную устойчивость госслужащих, можно говорить о системности источников ее формирования и уровневом характере механизмов ее реализации. При этом одним из ведущих источников деструктивного поведения, коррупции и взяточничества выступает конфликт интересов личности госслужащего. Рассогласование мотивационной структуры личности актуализирует механизмы принятия решения и прогнозирование возможных последствий личностного выбора.
Используя «формулу поведения (V) как функции (f) актуального состояния субъекта (Р) и актуально воспринимаемого окружения (U)» Курта Левина:
V=f(P,U),
можно представить формулу коррупционного поведения (КП) в следующем виде:
КП=г(АКУ,КД,СФ),где
АКУ - антикоррупционная устойчивость личности,
КД- коррупционное давление
СФ - ситуационные факторы.
Это дает возможность вплотную подойти к решению проблемы диагностики и прогнозирования коррупционного поведения.
Прогнозирование поведения (от греч. prognosis- знание будущего) представляет собой такое направление психологического исследования, результатом которого является научное предвидение поведения человека в определенных типовых или экстремальных ситуациях. Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связано с концепцией системной детерминации поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, среды и конкретной жизненной ситуации.
Прогнозирование поведения несводимо к созданию единственно возможной картины будущего и предполагает учет многосторонней детерминации поведения человека и построение вероятностной модели целого ряда возможных вариантов. В связи с этим прогнозирование коррупционного поведения должно иметь вероятностный характер и учитывать субъективную значимость факторов (АКУ, КД и СФ).
Для диагностики и прогнозирования коррупционного поведения необходимо учитывать не только индивидуально-психологические особенности личности, но и всю психологическую инфраструктуру деятельности государственных служащих, которая включает в себя характеристики мотивов, целей, условий, средств и результатов деятельности.
169
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Механизм развития лени в детском возрасте
Варваричева Я. И. (г. Москва)
Многие установки, которыми взрослый человек руководствуется в своей жизни, закладываются на ранних этапах его развития. Не являются исключением и установки, определяющие его трудовую мотивацию, такие, как отношение к труду, вера в собственные силы, чувство компетентности и т. п. Вэтой связи одним из серьезных препятствий на пути к реализации жизненных целей становится лень -понятие популярное в житейской психологии, но малоизученное в психологии научной. Анализ феномена лени предполагает детальное изучение особенностей ее формирования в детском возрасте, выявление различных социокультурных и индивидуальных предпосылок ее возникновения.
По мнению многих педагогов и психологов, основной причиной формирования лени являются ошибки в воспитании. Так, родители нередко ограждают ребенка от участия в выполнении домашних дел, или наоборот, налагают на него непосильную нагрузку, или же возлагаютобязанности, соответствующие силам и возрасту ребенка, но смысл, которых ему не понятен. Даже трудолюбивый, на первый взгляд, ребенок может руководствоваться лишь желанием избежать наказания. В связи с этим, русский педагог Н. В. Шелгунов (1954) предлагал разграничивать понятия «труд» и «деятельность», утверждая, что родители, приучающие ребенка к «труду» (а именно, к методичности, аккуратности, бережливости и т. п.), занимаются «подготовкой приказчиков», а не воспитанием. Ребенку же, по его словам, нужна интересная осмысленная деятельность, которая будет приносить ему удовольствие.
В школе у ребенка может проявиться «умственная лень» -отсутствие интереса и инициативы в учебе, которая нередко компенсируется усидчивостью и старательностью (В. С. Юркевич, 1996). Среди причин этого явления - несформированность навыков, необходимых для учебы, недостаток внимания к культурному развитию в семье, неадекватные наказания за неуспеваемость, Более того, часто работа по дому используется в качестве наказания за проступки, что также отражается на отношении к труду в целом как к неприятной обязанности. Впрочем, этому способствует и культурный опыт человечества, в котором нередко отражены негативные представления о труде. Так, М. Чиксентмихайи (1990) приводит в качестве примера библейский сюжет об Адаме и Еве. Изгнанные из рая, они были обречены трудиться на земле в поте лица. Неудивительно, что многие относятся ктруду как к проклятью и передают эту установку своим детям.
В последние годы за рубежом наблюдается усиление интереса к изучению лени. Наиболее интенсивно изучается т. н. феномен «про-крастинации», означающий откладывание выполнения различных работ «на потом», промедление в принятии решений.
Многие современные исследователи не склонны считать лень всецело негативным явлением (Axt, Axt-Gadermann, 2003; Gini, 2003;
Hodgkinson, 2005). Поиск позитивных аспектов лени связан с попытками выявления средств, позволяющих противостоять перегрузкам, которым подвержен современный человек. В этом контексте лень выступает как особый «медленный стиль жизни». Наряду с этим «интеллектуальная леность» оценивается крайне негативно. М.Адлер определяет ее как неспособность адекватно использовать свой интеллект для построения интеллектуально и духовно насыщенной жизни (Adler M., 2003). Исключение составляет особый вид лени, который обозначается как «idling» («простаивание») и способствует, по мнению М. Адлера, спонтанному творчеству.
Уделяется также внимание поиску физиологических детерминант лени. Так, М. Левин считает лень не более чем «мифом», поскольку в действительности за ней скрывается дисфункция развития нервной системы, определяемая, в том числе, и генетическими факторами (Levin M., 2003). Основная цель проведенного нами эмпирического исследования заключалась в выявлении и анализе субъективных представлений учащихся о феномене лени, о ее видах, причинах, психологических механизмах, способах ее преодоления, а также о специфике субъективного отношения испытуемых к собственной лени.
Для изучения субъективного образа лени использовались 5 разработанных нами методик. Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS и включала корреляционный анализ, кластер-анализ, контент-анализ, а также качественный анализ протоколов записей бесед с испытуемыми. Всего в исследовании приняли участие 54 испытуемых (школьников средних и старших классов).
Полученные данные позволяют говорить о том, что в субъективных представлениях о лени отражается уровневый характер психологических механизмов, обусловливающих этот феномен, соответствующий структуре деятельности по А.Н. Леонтьеву. Причины, детерминирующие поведение, называемое ленью, могут принадлежать к различным уровням (физиологическому, операциональному, уровню действия и мотивационно-смысловому уровню), что отразится на поиске средств преодоления лени.
На особенности проявлений лени существенное влияние оказывает процесс формирования и актуализации критериев оценки выполняемой деятельности, своего состояния, возможностей, обеспечивающих успех этого выполнения и т. п. Степень и особенности проявления лени зависят как от относительно устойчивых, так и от ситуативно обусловленных критериев. Разработанная нами методика позволяет выявлять «субъективные профили» таких критериев, а, следовательно, судить о том, какие механизмы детерминируют ленивое поведение конкретного человека.
«Образ лени» в представлениях испытуемых не имеет однозначно негативного оттенка, в нем отражен ситуативный характер этого феномена, причем ситуации, в которых он проявляется, различаются по уровню общности.
Большинство респондентов убеждены в том, что лень - приобретенное свойство, обусловленное социокультурными факторами (родительским воспитанием, особенностями обучения и системы образования в целом, уровнем технического прогресса).
170
А-Ж
ЭЭГ-определение свойств
нервной системы: переход на современное оборудование
Василевская К. Н. (г. Москва)
В связи с переходом на компьютеризированныеаппараты регистрации ЭЭГ назрел вопрос о нахождении адекватных современных критериев для определения свойств нервной системы. Современные способы регистрации и обработки ЭЭГ позволяют многократно сократить временные затраты на обработку кривых, особенно в части оценки навязывания (реакции усвоения ритма). Мы поставили перед собой задачу проверить, возможно ли предложить современные аналоги экспертной оценке усвоения ритма.
Основная корковая ритмика здорового взрослого человека -это альфа-ритм. Изучение реакции усвоения ритма (РУР) подразумевает способность нервной системы перестраивать (усваивать и воспроизводить) навязываемый ей ритм. Навязываемая ритмика задается фотостимулятором, программируемым на искомую частоту. Поскольку ритм задается световыми вспышками, то реакцию перестройки на него смотрят по проекции зрительного анализатора, то есть, в затылочных отделах головного мозга (точки 01,02 по международной системе 10-20. Необходимо отметить, что усвоение ритма альфа-частоты (8-13Гц) является «недиагностируемой нормой».
В целях определения индивидуальных свойств нервной системы изучается РУР низких (сила-слабость) и высоких (лабильность-инертность) частот (Голубева, 2005), то есть ниже и выше альфа-диапазона.
Имея в арсенале современного программного обеспечения к аппарату ЭЭГ спектральный анализ, мы можем с высокой точностью определять наличие или отсутствие перестройки корковой ритмики на навязываемую частоту. Если на гистограмме мы видим пик, появляющийся точно на навязываемой частоте, то мы можем говорить о том, что у испытуемого есть реакция усвоения ритма данной частоты. Очевидно, что этот метод имеет массу преимуществ перед традиционной «визуальной оценкой»- помимо быстроты и удобства, он также дает точный ответ и в спорных случаях, когда навязывание неявное, или когда на искомые волны «накладываются» волны других частот и волны искомой частоты можно не разглядеть. С другой стороны, за счет многократного увеличения точности анализа на компьютеризированном ЭЭГ-аппарате, мы имеем риск пере-оценить выраженность реакции усвоения ритма.
Итак, чтобы узнать, возможен ли адекватный переход на современное оборудование, мы провели одновременно традиционную «зрительную» оценку навязывания и компьютерную обработку.
Список параметров состоял из нескольких блоков: показатели альфа-ритма, показатели навязывания частот 4,5,6,7,18,25 и 10 Гц для двух условий - с закрытыми глазами и с открытыми глазами. Сопоставление двух условий записи нас интересует в связи с тем, что многолетние ЭЭГ-исследования в школе Теплова-Небылицына проводились с фотостимуляцией на открытые глаза; современная же методическая литература по методике ЭЭГ и программные условия предполагают запись при закрытых глазах. Кроме того, запись при ЗГ содержит меньше артефактов, а следовательно, более удобна для обработки.
Выборку составили 52 испытуемых от 18 до 60 лет, (ср. знач. = 24.43 года, ст. откл. = 9,2), из которых 19 мужчин и 33 женщины.
Анализ проводился с помощью стат. пакета SPSS 11.0.
Корреляционный анализ показал, что условия записи оказывают незначительное влияние при фотостимуляции на частотах4,5,7 и 25 Гц (р<0.01). Следовательно, смена условий записидля этих частот возможна и адекватна.
Однофакторный дисперсионный анализ, независимой переменной в котором была оценка навязывания, полученнаятрадиционным экспертным методом, показал, что группы сразным навязываем обнаруживают значимые различия понескольким количественным характеристикам, полученнымс помощью спектрального анализа ЭЭГ.
а) Предложенный нами в качестве альтернативного критерия навязывания «Индекс прироста пика» (ЗГ), рассчитываемый какотношение уровня пика на гистограмме спектрального анализапри проведении фотостимуляции к уровню этой же частоты вфоне, является корректным показателем навязывания длячастот 4,18 (р<0.05) и 25 Гц (р<0.01).
б) При записи на открытых глазах (ОГ) «Индекс прироста пика»является корректным показателем навязывания для частот 4(р<0.05),5,7,18и25Гц(р<0.01).
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза