Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
Афанасенко И. В. (г. Ростов-на-Дону)
Карьерная стратегия нами содержательно определяется как соответствующая карьерным мотивам и целям субъекта долговременная устойчивая форма организации им конкретных специфических действий, направленных на достижение этих мотивов и целей.
В структуру карьерной стратегии включены два компонента: мотивационно-целевой, характеристиками которого выступают содержание карьерных мотивов и целей субъекта и их взаимосвязь, и операциональный, представленный конкретными, реализующими карьерную стратегию действиями. Карьерный мотив определяется как отвечающее потребностям и ценностям субъекта представление о процессе и результатах конкретной карьеры, побуждающее его к реализации последней. Карьерная цель рассматривается как уровень конкретных достижений, которых хочет добиться человек в профессиональной карьере. В качестве характеристик операционального компонента карьерной стратегии выделены: активность, самоинициированность и предметная направленность действий. Самоинициированность действий отражает степень авторства, ответственности и заинтересованности человека как личности и субъекта деятельности по отношению к осуществляемым им конкретным преобразовательным действиям. Активность действий определяется как готовность субъекта к усилиям в действиях и поведении для достижения карьерных целей. Предметная направленность действий характеризует вектор направленности конкретных действий субъекта на себя, на других или на профессию и карьеру.
В результате эмпирического исследования (Афанасенко И.В., 2005) нами было выявлено три вида карьерных стратегий и изучены их мужские и женские варианты, а именно: «Карьерная стратегия профессиональных достижений и духовного удовлетворения» «Карьерная стратегия профессиональных достижений и собственного престижа» и «Карьерная стратегия профессиональных достижений».
Мужские и женские варианты «Карьерной стратегии профессиональных достижений и духовного удовлетворения» характеризуются сходством по содержанию карьерных мотивов и целей, и различием по их согласованности - у мужчин карьерные мотивы и цели содержательно рассогласованы. Выявлены различия у мужчин и женщин и по специфике характеристик операционального компонента стратегии. На фоне высокой активности мужчин, их действия характеризуются большей выраженностью самоинициированности в адрес карьеры и профессиональной деятельности, чем действия женщин на фоне их низкой активности. У мужчин сильно выражена направленность действий на себя как субъекта деятельности и умеренно - направленность действий на других, а у женщин не выражен ни один из этих видов направленности действий.
В мужских и женских вариантах «Карьерной стратегии профессиональных достижений и собственного престижа» имеют место сходство в содержании карьерных мотивов и различия в согласованности карьерных мотивов и целей. У женщин представлено больше ведущих карьерных целей, чем у мужчин, однако их мотивы и цели карьеры рассогласованы по содержанию. У мужчин
выявлены как согласованность, так и рассогласованность карьерных мотивов и целей. В операциональном компоненте карьерной стратегии выявлены сходство у мужчин и женщин в отношении низкой активности их действий, и различия в отношении других характеристик (самоинициированности и предметной направленности действий). У мужчин преобладает самоинициированность действий в адрес карьеры и профессионального окружения, а у женщин - в адрес себя и собственной профессиональной деятельности. Действия мужчин направлены преимущественно на себя как субъекта деятельности, и в наименьшей степени - на профессию и карьеру, а уженщин преимущественной направленности действий не выявлено. Однако у женщин с высокой продолжительностью профессиональной деятельности имеет место выраженная направленность действий на профессиональное окружение.
Мужские и женские варианты «Карьерной стратегии профессиональных достижений» сходны по содержанию карьерных мотивов и целей, различаясь по их согласованности. И у мужчин, и уженщин сходные ведущие мотивы карьеры, однако в содержание мотивационно-целевого компонента стратегии у женщин включено больше карьерных целей, чем у мужчин. У мужчин карьерные мотивы и цели автономны, а у женщин - рассогласованы по содержанию. Выявлены различия по специфике каждой из характеристик (активности, предметной направленности и самоинициированности действий) операционального компонента карьерной стратегии. Активность карьерных действий уженщин низкая, а у мужчин - высокая, однако она снижается по мере продолжительности их профессиональной деятельности. Самоинициированность действий мужчин преимущественно проявляется по отношению к карьере и к самим себе как субъектам ее построения, а уженщин преобладает самоинициированность действий по отношению к профессиональной деятельности. Действия мужчин характеризуются преимущественной направленностью на себя и на профессиональную деятельность, а в действиях женщин доминирующей направленности не выявлено.
Таким образом, выявлены три вида карьерных стратегий у мужчин и женщин - представителей технономических профессий. Перспектива дальнейших исследований видится нам в изучении карьерных стратегий субъектов в связи с типологиями профессиональных специализаций и их тендерными характеристиками, а также в исследовании вопросов интеграции карьерной стратегии в жизненную стратегию личности и их соотношения.
Психолого-педагогические проблемы
интегрирования пол и культурного образовательного пространства в вузе
Ахвердова О. А. (г. Ставрополь)
Почти сто лет назад великий российский ученый В. И. Вернанд-ский, говоря о современной форме высшего образования, отмечал, что она будет определена быстрой и полной передачей знаний, демократизацией общественной и государственной жизни и распространением единой культуры на весь земной шар. Сегодня его слова стали реальностью, заставляющей пересмотреть господствующие
51
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
представления о роли и месте образования в системе культурных институтов общества. Вузам на пороге третьего тысячелетия приходится принимать ответственные решения, которые кардинально меняют само понятие образовательного пространства.
Основным носителем поликультурности в современном мире вероятнее всего следует считать информационно-образовательное пространство университетов, которое содержит в себе не только лучшие достижения различных культур и традиций, наций, этносов, но и является оптимальным «котлом», формирующем поликультурный сплав в конкретном субъекте, не мешающий, а помогающий развитию национальной самоидентификации на бессознательном уровне.
С одной стороны молодой человек ассимилирует эталоны культуры и традиций других народов, а с другой стороны он испытывает чувство гордости за приобретенную культуру, характерную для собственной нации или этноса.
Без внутренней психологической переработки поликультурных смыслов, символов практически невозможно строить грамотные отношения с другими субъектами информационно-образовательного пространства. Одновременно формируется толерантность к иным культурам и традициям, но не в ущерб собственной культуре, что помогает, опять-таки, сохранению и становлению национальной, этнической идентификации.
Высшее учебное заведение как особое информационно-образовательное пространство обеспечивает интегрирование и развитие систем многоплановых субъект - субъектных, субъект - объектных отношений (индивидов, групп, субкультур, конфессий и др.).
Именно университет как особая культурная среда является главным центром государственных традиций, в котором кумули-руются, соответствующим образом интегрируются и передаются знания новым поколениям, здесь же формируется их носитель -образованный человек.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая информационно-образовательная среда обитания молодежи. Для этой среды характерны усиление этнизации, смыслового, прогностического содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, увеличение влияния религии этих основ на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует кристаллизации этнической идентификации и формированию культурного и национального самосознания обучаемых, а, с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других народов и стран.
Представляется, что наиболее действенным орудием влияния на развитие потенциала личности является система образования личности, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого необходимости постоянных изменений в образе жизни (сообразно меняющемуся миру), а также к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследия своей страны, к росту духовности.
Проявление духовности характеризуется высокой избирательностью мышления, определяемой духовными ценностями личности, прежде всего совестью. Духовность способствует расширению информационной базы,подключает информационные ресурсы подсознания, что тем самым способствует продуктивности мышления, характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением
умственных, нравственных, духовных качеств, направленных к духовному прогрессу.
Как отмечают исследователи, можно выделить три подхода, у человека пытающегося понять другую культуру. В основе первого подхода лежит стратегия внутреннего постижения, попытка интерпретировать различные проявления культуры посредствам «ауто-интерпретации» самих носителей. Второй подход основан на стратегии научно иноинтерпретации, попытка рационального объяснения, исходя из надкультурной научной дисциплины. Третий подход предлагает стратегия критического реализма, попытка разложения культурных феноменов на значимые составные части, подводящая к пониманию всеобщего родства и взаимозависимости культур.
В Ставропольском государственном университете разработана и внедрена в практику концепция воспитательной работы со студентами, которая, на наш взгляд, способствует процессу стабилизации личностной изменчивости в диапазоне психологической нормы, формированию адекватной социальной адаптации, повышению уровня их академической культуры. Именно здесь происходит реализация личностно-ориентированного подхода - возвращение к интересам студента.
Президент в своем послании 2005 года сказал: «Мы свободная нация. И наше место в современном мире... будет определяться лишь тем, насколько сильными и успешными мы будем».
Изменения происходящие у эмигрантов в процессе их социокультурной адаптации
Ахмадуллина Э. А. (г. Казань)
Социальные изменения происходят быстро в динамичной культуре (А.В. Мудрик), в связи с чем человек должен непрерывно выстраивать адекватное взаимодействие с меняющимся миром. Способность быть адекватным во многом зависитот компетентности в общении (Хараш А.У.). При этом роль самого человека как субъекта социализации постоянно растет. Поэтому, процессы социализации необходимо осмысливать как в ракурсе изменения мира, так и в ракурсе изменений человека. Модель эмиграции нами рассматривается как способ развития этнокультурной компетентности.
На первом этапе исследования был осуществлен сравнительный анализ данных диагностики отдельных показателей самоактуализации личности, а также их структур. Из обозримого количества эмигрантов, выехавших из России по собственному желанию, были отобраны лица, стоящие в начале процесса социокультурной адаптации, - 52 респондента, 26 - проживающих в Англии и 26 - россиян). Из них - мужчины и женщины в равной пропорции. В центре внимания - эмигранты, выехавшие из России по собственному желанию. Объективной причиной их эмиграции является работа по бессрочному контракту. Однородность выборки обеспечивалась сходством испытуемых по следующим критериям: социально-экономический статус (наличие высшего образования и работы, обеспечивающей стабильный материальный доход); пол (выборка представлена равным количеством мужчин и женщин), возраст (около 30 лет), национальность (русские).
52
А-Ж
Этот момент явился первым диагностическим срезом и началом последовавшего далее лонгитюдного исследования, целью которого было изучение различий в динамике самоактуализации личности эмигрантов - бывших россиян и жителей России, обусловленных особенностями социальной ситуации развития. Проведённое на данном этапе исследование показало, что в самом начале эмиграции обследованные нами респонденты имеют лишь некоторые малосущественные различия с россиянами по диагностированным показателям. В основном различия касаются степени принятия англоязычной культуры, что вполне объяснимо. Кроме того, эмигранты отличаются количественными значениями ценностных ориентации, в целом приближающими их к ценностям западной культуры.
Второй диагностический срез был осуществлён по прошествии двух лет после первого. Выяснилось, что за прошедшие два года действительно начинают проявляться существенные различия в показателях самоактуализации личности эмигрантов и россиян.
Поскольку основной целью данной работы явилось исследование динамики самоактуализации в процессе социальной адаптации, для выяснения характера социальной адаптации была использована методика А. К. Осницкого, являющаяся авторской модификацией опросника социально-психологической адаптированное™ (СПА), разработанного К. Роджерсом и Р Даймондом. В центре внимания авторов методики и ее русифицированного варианта ряд факторов личностного развития, таких «самооценивание», «самоприятие», «приятие других», «социальная направленностьличности», «стремление к доминированию», «выраженность интернальности в решениях и действиях» и другие.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Успешность социокультурной адаптации определяется психологическим механизмом самодетерминации, основой которого является ценностно-мотивационная сфера личности, ведущие составляющей которой - стремление к самоактуализации, ценности саморазвития, позитивное самоотношение, толерантное отношение к окружающему, интернальность, мотивационная направленность на успех и активную творческую жизнь, устойчивость к фрустри-рующим обстоятельствам.
Выяснилось, что условия проживания в эмиграции не способствуют самоактуализации личности в показателях активности, инициативности, творческой направленности и социальной полезности. Ведущим фактором самоотношения эмигрантов является самоуважение, тогда как у россиян, - самоуничижение. Успешность социокультурной адаптации эмигрантов обеспечивается самоуважением, аутосимпатией, верой в свои возможности, доверием к окружающему, потребностью в познании и отказом от социальных стереотипов. Тогда как россияне успешно адаптируются, проявляя гибкость в общении, но подавляя творческую активность и стремление к познанию.
У россиян с годами фиксируется подавление творческой активности и стремления к познанию, что, с одной стороны, способствует социальной адаптации в условиях российских реалий, но, с другой, не является положительным моментом самоактуализации. Кроме того, снижаются показатели доброжелательного и терпимого отношения к людям и ощущение эмоционального комфорта.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза