Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
Васильева О. С, Казарян К. А. (г. Ростов-на-Дону)
На рубеже столетий мир испытывает глобальные изменения, которые сопровождаются серьезными конфликтами, террористическими актами, вооруженными столкновениями. В этих тревожных событиях религия, межконфессиональные отношения оказались в центре внимания. Это внимание носит двоякий характер: с одной стороны человек обращается к религии в терапевтических целях (ищет ответы, смысл жизни, пытается найти нравственные и ценностные ориентиры), с другой, мы все чаще связываем терроризм, похищения, убийства с религиозной принадлежностью.
На фоне попыток использования религии для достижения политических амбиций и связывание ее с проявлениями терроризма, в современном мире, и в России в частности, особенно актуальной становится проблема формирования культуры взаимоотношений между представителями различных религий.
Можно сказать, что в самом общем виде, формула межрелигиозной толерантности базируется на открытости, гибкости восприятия других культур, ликвидации пробелов в знаниях относительно особенностей различных религий, в частности ислама и христианства, поскольку они являются наиболее распространенными в нашем регионе.
На наш взгляд, первым шагом к формированию толерантного отношения представителей различных религий по отношению друг к другу может быть попытка снизить их стереотипизированное восприятие. Это необходимо, поскольку человек не имеет возможности рассматривать каждую группу как уникальную, поэтому вынужден полагаться на стереотипы, в которых уже содержится необходимая информация.
Г. Тэджфел считает, что стереотипы, определяются восприятием людей в терминах их групповой принадлежности. В результате
176
А-Ж
процесса категоризации происходит акцентирование групповых различий между Я и Другим, и уже затем, на основании этого — дискриминация аутгрупп. Таким образом, стереотипы представляют собой функцию взаимодействия между Я и Другим; они подвижны, ситуативны и зависят от контекста межгрупповых отношений; следовательно, полагает Г. Тэджфел, изменение стереотипов возможно лишь через изменение межгрупповых отношений.
Работа с обобщенными стереотипными представлениями друг о друге с целью их конкретизации и индивидуализации позволяет снизить уровень агрессии и недоверия между представителями различных конфессий.
Одним из аргументов в пользу этих предположений становятся выявленные нами ассоциативные ряды, существующие у мусульман и христиан по отношению друг к другу.
В рамках тренингов, проведенных в студенческих группах, мы попросили участников дать ассоциации к словам «мусульманин», «христианин».
Чаще всего встречаются следующие ассоциации:
Христианин — спокойный,хрупкость,открытость,храм,направлен в завтрашний день, поверхностный, белое, не следованиетрадициям своей религии, доброта, покорность, пассивный,холод.
Мусульманин -жестокий, импульсивный, мудрость,ортодоксальность, глубоко верующий, структурированный, черное,сплоченность, вера, стойкость, активный, тепло.
Таким образом, мы видим, что представления о религиозной принадлежности людей, об их личностных особенностях носят стереотипный характер, который к тому же зачастую подкрепляется информацией и эмоциональной окраской, транслируемой в СМИ.
Корме этого необходимо отметить, что данные ассоциативные ряды трудно назвать положительно окрашенными.
Для нас представляется целесообразным работать в первую очередь с информацией,™ есть создать программу практических и теоретических занятий в учебных учреждениях, а также работать с региональными СМИ для корректировки существующих образов представителей разных религий. Поскольку толерантное отношение по отношению к представителям разных религий в нашем поликонфессиональном регионе приведет к снижению агрессивности, повышению уровня доверия, сплоченности и единства между людьми.
Здоровье как стратегическая задача университетского образования
Васильева О. С. (г. Ростов-на-Дону)
Проблемы здоровья являются значимыми как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Традиционно считалось, что за здоровье человека отвечает медицина, а за здоровье общества социально-политические институты, в частности, правоохранительные органы. Однако в последнее время все большее количество людей понимают, что стратегическим направлением кардинального повышения уровня здоровья
могут стать лишь серьезные изменения в сознании людей, их представлений о человеке, его месте во вселенной, целях, ценностях, смыслах. Как индивидуальное здоровье, так и здоровье общества, являются следствием нашего отношения к себе, другим людям, жизни, миру. Таким образом, стратегическая линия работы по повышению уровня здоровья связана с формированием адекватного образа «я», с расширением представлений о себе и своем месте в мире, что является прерогативой образования. Именно этот аспект образования должен стать его основой, в противном случае человечество может погибнуть. Образование призвано помочь осознать личную ответственность каждого человека за свою жизнь, свои мысли, чувства, поступки, за судьбы человечества в целом.
Значение здоровья как условия творческой, активной жизнедеятельности, осознается сейчас как на всех уровнях власти, так и каждым человеком. Так исследование, проведенное со студентами РГУ, в процессе которого выявлялась иерархия терминальных ценностей у 700 студентов, показало, что 87 % поставили здоровье на первое место, у остальных оно занимает 2-3 место среди 18 терминальных ценностей. В то же время, реальная ситуация со здоровьем, в последнее время, нетолько не улучшается, а напротив, с каждым годом все более усугубляется. Прежде всего, это связано с несформированностью осознанного, ответственного отношения к своему здоровью. Сформировать такое отношение призвано, в частности, образование.
Именно образование в сфере психологии и культуры здоровья ставит своей главной целью формирование «образа Я»: расширение представлений о себе, своих уникальных физических, культурных и духовных возможностях и ресурсах, о своём предназначении, отношениях с другими людьми, миром. Предмет культура здоровья должен быть базовым предметом, для формирования осознанного и ответственного отношения к своему здоровью, независимо от профессиональной ориентации студентов. Программа и методические пособия по данному предмету разработаны на кафедре психологии здоровья и физической культуры ЮФУ. Стратегической целью данной программы является: формирование стремления к познанию и преобразованию себя, своего тела, души, духа; формирование идеологии здоровья, активной творческой жизненной позиции; овладение технологиями самопознания, самосовершенствования и самодиагностики своих психических и физических потенциалов и ресурсов.
В качестве основных препятствий для реализации новых стратегических целей можно выделить неготовность ряда преподавателей эффективно реализовывать эти цели. В этой ситуации нужен не преподаватель дающий уроки, а «руководитель по жизни», который даёт набор средств для самопознания и самосовершенствования, оказывает помощь в их индивидуальном подборе и сочетании. Необходимо уделять максимум внимания во время занятий на понимание, чувствование себя, раскрытие возможностей своего тела и духа.
Именно в системе вузовского образования возможна интеграция различных практических, научных, культурных и духовных традиций в сфере культуры здоровья. И хорошо было бы использовать этот потенциал, организовывая, например, второе высшее образование в области культуры здоровья. Таким образом, мы могли бы использовать потенциал высшего образования для изменения отношения к своему здоровью в молодежной среде.
177
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Влияние информационных воздействий на психосоматическое состояние человека
Васильева Ю. А. (г. Ставрополь)
Неотъемлемым условием развития современного информационного общества является всеобщая доступность информации, свобода выбора информации. Однако существует и негативная сторона этого явления. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации. Обилие поступающей информации, ее содержательное разнообразие, наличие в информационном потоке большого количества низкокачественной информации являются причинами информационной перегрузки, информационного стресса личности. За рубежом это явление называют синдромом информационной усталости («information fatigue syndrome») или информационным беспокойством («information anxiety»). Такой ситуации требуется решение проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности.
Информационное воздействие на психику человека или другими словами информационно-психологическое воздействие оказывается на людей в течение практически всей их жизни. При этом феномен осознания информационного воздействия - реакция коммуникатора на поступающую информацию - реализуется за счет снижения скорости информационного процесса. Расчеты показывают, что на бессознательно-психическом уровне перерабатывается за единицу времени примерно в 107 раз больший объем информации, чем на сознательном уровне.
Очевидно, что это природное свойство мозга человека является колоссальным потенциальным ресурсом для разработки и реализации программ и технологий как персонального, так и тотального и, прежде всего психологического информационного воздействия. И, как следствие, вызывает насущную потребность в самом тщательном исследовании.
В социальной сфере информационное воздействие приводит к негативному влиянию на духовный мир индивидов и на их телесность. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения естественного психического и психосоматического состояния человека.
К «внешним» факторам развития психосоматических заболеваний относят неблагоприятные воздействия на человека некоторых физических условий среды, бытовых, семейных, производственных и других социальных неурядиц, которые принято называть эмоциональным стрессом, а также большого объема перерабатываемой современным человеком информации.
Исследование последнего среди упомянутых факторов связывается с исследованиями М. М. Хананашвили (1978), который является автором теории «информационного невроза» и обосновавшего ее экспериментальными данными. Он установил, что ужи вотных возникают функциональные срывы вусловиях решения ими трудных задач в условиях дефицита времени.
Данный фактор имел широкий круг исследований как причина развития гипертонической болезни (ГБ) и ишемической болезни
сердца (ИБС). Работы Г. И. Сидоренко с соавторами (1982,1984), Б. А. Сидоренко, В. Н. Ревенко (1984) показывают, что информационная нагрузка является достаточным тестом на выявление гипертензивных реакций и ишемии коронарных сосудов на ранних стадиях развития этих заболеваний. Г. И. Сидоренко высказано предположение, что сердечно-сосудистые заболевания являются своего рода «платой» за переработку большого объема информации (Г. И. Сидоренко, 1982).
Приводится анализ существующих подходов оценки информационного воздействия на психику и физиологические структуры человека. Рассматривается методология исследований оценки влияния информационных технологий на человека. Показано, что наиболее перспективным методом исследования влияния информационных технологий на человека являются психосемантические и статистическо-информационные методы. Методологический принцип исследования информационного воздействия на человека заключается в системном, комплексном подходе анализа психосоматических структур человека, рассматривая его организм как сложную систему. Решение проблемы защиты личности человека от деструктивного воздействия информационных технологий возможно лишь на основе комплексного подхода. Наиболее результативный путь - путь многостороннего международного сотрудничества, последовательного выдвижения предложений, способных поставить под международный контроль источники угроз этой безопасности.
Глобальный характер информационного развития, формирование транснациональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры порождает много проблем, связанных с обеспечением безопасности личности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза